Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Цель работы: изучить возможность применения народных игр в практике работы воспитателя дошкольной организации как средство духовно-нравственного воспитания
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
17.09.2022
Объем файла
6229 Кб
Количество страниц
30
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
600 руб.
750 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение 
Актуальность изучения вопросов духовно-нравственного воспитания через народные игры заключается в уникальной ценности народных игр.
Народная игра – это живое выражение играющих в нее людей, отражение общества в целом и истории развития русского народа. С точки зрения педагогов и психологов игры можно рассматривать как средство воспитания и обучения. Народные игры вызывают активную умственную работу, способствуют расширению кругозора, уточняют представления об окружающем мире, совершенствуют все психические и физические процессы, стимулируют переход детского организма на более высокий уровень развития. Народные игры - словесные, подвижные, музыкальные - влияют на развитие ума, характера, воли ребенка, духовно-нравственных чувств. [2]
Русские народные игры еще с древних времен служили самопознанию, здесь они проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимоподдержку, самопожертвование ради других. Они учит мудрости жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу.  Народные игры разнообразны, развлекательны и эмоциональны. Они доступны как детям дошкольного возраста, так и взрослым. Еще не так давно, взрослые приходя домой с работы принимали участие в играх детей, обучая их, как надо развлекаться и отдыхать.  

 

СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………  3
Глава 1. Теоретические основы духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством народных игр………………………………………………………………………………… 7
1.1. Процесс духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством народных игр…………………………………………………………………………..…....  7
1.2. Применение народных игр в практике работы воспитателя дошкольной организации как средства духовно-нравственного воспитания……………………………………………………………………….10
1.3. Понятие народная игра, история возникновения народных игр, их социальная значимость и классификация…………………………………....   12
Глава2. Практическая…………………………………………………………19
2.1. Методика использования народных игр как средства духовно-нравственного воспитания………………………………………………………19
2.2. Содержание опыта работы по духовно-нравственному воспитанию детей
старшего дошкольного возраста посредством народных игр ………………. 25
Заключение…………………………………………………………………….  30
Списки литературы………...……………………………………………...…. 33

 

Список литературы

1. Аверина Л.А. Методы и приемы духовно - нравственного воспитания дошкольника //Образовательная социальная сеть. 2018. — URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/04/24/metody-i-priemy-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-doshkolnika  (дата обращения: 18.03.2022).

2. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Академический Проект, 2018. – 240 с.

3. Бойчук И.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с русской народным творчеством. Старшая группа: Перспективное планирование, конспекты бесед. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018. – 432 с.

4. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников: Для занятий с детьми 3-7 лет. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2020. – 80 с.

5. Веракса Н.Е. От рождения до школы: Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – М.: Мозаика-Синтез, 2018.

6. Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребенка: Вопросы психологии. // Молодой учёный: сетевой журнал. 2017. — URL: https://www.studmed.ru/vygotskiy-ls-igra-i-ee-rol-v-psihicheskom-razvitii-rebenka_0aef26caf78.html  (дата обращения: 23.03.2022).

7. Гилева А.В. Ценностное отношение к детству. // Альманах научно-исследовательских работ студентов и молодых учёных «Детство в современном мире. 2017. — URL: http://zdorovie-seti.moy.su/B/purysheva.pdf (дата обращения: 10.03.2022).

8. Горохова И. В. Народная игра как вид игровой деятельности дошкольника // Молодой ученый: сетевой журнал. 2017. — URL: https://moluch.ru/archive/93/20564  (дата обращения: 25.02.2022).

9. Дерягина, Л.Б. Сказка о том, как на свете появились краски: Дошкольная педагогика. – 2020. – №6 (15) – С. 43-45.

10. Доронова Т.Н. Якобсон С. Соловьева Е. Гризик Т. Гербова В. Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада. — М.: Просвещение, 2020. – 80 с.

11. Каптерев П.Ф. О детских играх и развлечениях: Научная педагогическая библиотека имени К.Д. Ушинского [Сайт]. 2022. — URL: http://elib.gnpbu.ru/text/kapterev_izbrannye-pedagogicheskie-sochineniya_1982 (дата обращения: 18.03.2022).

12. Кенеман А.В. Детские народные подвижные игры: Пособие для воспитателей дет. сада и родителей / / Библиотека по педагогике [Сайт]. 2021.—URL:. http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000019/index.shtml (дата обращения 16.02.2022).

13. Князева, О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс, 2021.

14. Комарова Т.С. Народное искусство – детям. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2020. – 224 с.

15. Кошелева М. Е. Духовно-нравственное развитие детей и молодёжи: опыт, проблемы, перспективы развития. // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2017г. — URL: https://pkiro.ru/wp-content/uploads/2022/01/sbornik-konferenczii-duhovno-nravstvennoe-obrazovanie-i-razvitie-kak-osnova-vospitaniya-grazhdanina-i-patriota-rossii-2017.pdf  (дата обращения: 24.03.2022).

16. Кудрявцев В. А. Народная подвижная игра как источник духовного и физического роста в дошкольном возрасте: Дошкольное воспитание. 2018, № 11.

17. Куприянова Л.Л. Русский фольклор. — М., Мнемозина, 2018. – 79 с.

18. Литвинова, М. Ф. Русские народные подвижные игры. — М.: Айрис Пресс, 2020.  – 192 с.

19.   Мельникова, Н. В. Нравственная сфера развития личности дошкольника. — Шадринск: Изд-во ШГПИ, 2018г.

20. Мехова, Т. Роль народной игры в формировании характера ребенка: Воспитание школьников. — 2020. — № 3. – С. 49-52. 

21. Осокина, Т.И. Детские подвижные игры — М.: Просвещение, 2018. – 143 с.

22. Покровский Е.А. Русские детские подвижные игры — Спб.: Речь, 2021. – 184 с.

23. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» URL: https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya (дата обращения: 02.02. 2021).

24. Пугачева Н.В. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2018. 

25. Степаненкова Э.Я. Физическое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика‑ Синтез, 2018. 

26. Синкина С.Г. Психолого-педагогические основы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. [Сайт]. 2020. — URL: https://sinkina-ds47-schel.edumsko.ru/folders/post/1854132 (дата обращения 04.02.2022).

27. Тиханова М.В. Красная изба: Знакомство детей с русским народным творчеством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. – 176 с.

28. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. 3-е изд. — М.: Просвещение, 2020.

29. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»(последняя редакция) URL: https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/ (дата обращения 27. 04. 2022).

30.   Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 № 273 ФЗ (последняя редакция) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 05. 04. 2022).

31. Чебан А. Я., Бурлакова Л.Л.  Знакомим дошкольников с народной культурой. — М.: ТЦ Сфера, 2017. – 128с .

Каким образом педагогам, сохранить свою духовность, выбрать нужные ориентиры для воспитания детей, научить их гордится своими корнями, своей родословной, историей своего народа, научить любить Родину такой, какая она есть?! Что может являться эффективным средством духовно-нравственного воспитания? 
Изучив опыт работы педагогов нашего детского сада, мы пришли к выводу, что они активно используют как средство духовно-нравственного воспитания народные игры. 
Народные игры как часть традиционной культуры каждого народа всегда занимали важное место в социализации ребенка, они являются традиционным средством педагогики. В них всегда отражался образ жизни людей, их быт, труд, народная одаренность, представления о чести, отваге, мужестве, стремлении к силе, ловкости, выносливости, быстроте и красоте движений; проявить смекалку, настойчивость, волю и стремление к победе. Игры способствуют утверждению добрых отношений в детском коллективе, ненавязчиво учат ребёнка быть трудолюбивым, любить природу, гордиться своим родным краем, почувствовать себя частью русского народа.
В народных играх есть все: и фольклорный текст, и музыка, и динамичность действий, и азарт. В то же время они имеют строго определенные правила, и каждый играющий приучается к совместным и согласованным действиям, к уважению всеми принятых условий игры. В таких играх можно отличиться, если это не нарушает установленного порядка – в этом и заключается педагогическая ценность народных игр.