Развитие эмоциональной отзывчивости у младших школьников в процессе музыкальной деятельности

Цель исследования: выявить условия развития эмоциональной отзывчивости младших школьников на музыку и проверить их эффективность
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
17.09.2022
Объем файла
6201 Кб
Количество страниц
53
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
600 руб.
750 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Интерес педагогики и психологии к проблемам формирования эмоциональной отзывчивости в материальной и духовной сферах жизни проявлялся всегда, но особенно возрос в настоящее время. Являясь неотъемлемой частью человеческой жизни, эмоции, чувства представляют собой область, привлекающую постоянное внимание. Необходимость пристального внимания к области эмоционального связана с влиянием эмоционального настроя личности на характер видения и интерпретации личностью окружающей действительности и тем самым возможностью накладывать отпечаток на процесс становления и развития её убеждений и мировоззрения. Эмоциональность и экспрессивная раскованность отличают общение детей со сверстниками от их взаимодействия со взрослыми. В последние годы становится всё больше детей с нарушениями психоэмоционального развития, к которым относится эмоциональная устойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими.
Однако, исследование данной проблемы, разработанность её по отношению к младшему школьному возрасту ещё недостаточна. Не осуществляется работа с ребенком по выражению ощущения себя в музыке и музыки в себе, о мире и о себе. Усвоение знаний, основанное на руководящей роли учителя, на принятии знаний в готовом виде, механическом повторении и «закреплении», т.е. на репродуктивных способах мышления - все это представляет собой самую заурядную учебную работу. Учащиеся не осознают роли музыкального искусства в жизни вообще и в жизни каждого человека. Развитая эмоциональная сфера регулирует деятельность человека, определяет широту и характер отношений с окружающими, оптимизируют процесс его вхождения в новую действительность.

 

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ _________________________________________________3
1 ГЛАВА. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ _________________________________________________________________ 7
1.1 Понятие «эмоциональной отзывчивости» у младших школьников _7
1.2 Особенности эмоциональной отзывчивости у младших школьников ________________________________________________________________11
1.3 Способы развития эмоциональной отзывчивости у младших школьников (soft skills) ____________________________________________16
2 ГЛАВА. ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ  ___________________________________________ _____________________23
2.1 Организация и методы исследования эмоциональной отзывчивости у младших школьников ____________________________________________23
2.2 Разработка рекомендаций эмоциональной отзывчивости у младших школьников ______________________________________________________30
2.3 Поверка эффективности рекомендаций развития эмоциональной отзывчивости у младших школьников ________________________________43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ _____________________________________________47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ _____________________________________49
ПРИЛОЖЕНИЯ _____________________________________________53

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 
1.  Алиев Ю. Б. Алиев Ю. Б. Пение на уроках музыки. М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2015. 431 с.
2. Андреева И.Н. Азбука эмоционального интеллекта: «БХВ-Петербург»; Санкт-Петербург; 2012. - 147с. 
3. Анохин, П.К. Эмоции [Текст] / П.К. Анохин // Психология эмоций.
Тексты. 2-е изд. / под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1993. – С. 181-187.
3. Байбородова, Л.В. Индивидуализация образовательного процесса в
школе [Текст]: монография / Л.В. Байбородова.‒ Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2011. - 215 с.
4. Бодалев, А. А. Личность и общение: Избранные труды [Текст] /
А.А. Бодалев. - М., 1983. – 375 с.
5. Божович, Л.И. Психологическое развитие школьника и его
воспитание [Текст] /Л.И. Божович, Л.С. Славина. - М.: Знание, 1979.-96 с.
6. Ветлугина, H.A. Возраст и музыкальная восприимчивость [Текст] / Ред
- сост. В.Н. Максимов. - М.: Музыка, 1980. - с.229 - 244.
7. Выготский, JI.C. Психология искусства [Текст] / Под ред. Н.Г. Ярошевского. - М.: Педагогика, 1987. - 344 с.
8. Выготский, Л.C. Психология развития ребёнка [Текст] / JI.C.
Выготский. - М.: Смысл, Эксмо, 2004. ‒ 512 с.
9. Губанова, Е.В., Пушкова Ю.Б. Духовно-нравственное развитие и
воспитание личности / Е.В. Губанова, Ю.Б. Пушкова //
Воспитаниекшкольников. - 2011. - No5. С. 34-37.
10. Джеймс, У. Психология [Текст]. / У. Джеймс.‒ М.: Педагогика,
1991. -368 с.
11.Запорожец, A.B. Эмоциональное развитие дошкольника: монография [Текст] / A.B. Запорожец. -М.: Просвещение, 1985. - 178.
12. Запорожец, А.В. К вопросу о генезисе, функции и структуре
эмоциональных процессов у ребенка [Текст] / А.В. Запорожец, Я.З.
Неверович // Вопросы психологии. - 1974. - No6.- С.34-41.
13. Зеньковский, В.В. Природа личности ребёнка [Текст] / В.В.
Зеньковский // Педагогическое наследие русского зарубежья, 20-е годы. ‒ М.:Просвещение, 1993.-С. 168-179.
14. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства [Текст]. / Е.П. Ильин. ‒ СПб:
Питер, 2001. — 752 с.
15. Кабалевский, Д. Б. Воспитание ума и сердца [Текст] М. : Просвещение, 1984. – 250 с. 
16. Кабалевский Д. Б. Про трёх китов и про многое другое. Книжка о музыке. Изд. 3-е. М. : Детская литература, 1996. 224 с. 
17. Каргапольцев, С.М. Развитие у младших школьников
эмоционально-нравственной отзывчивости в процессе музыкального
восприятия [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / С.М. Каргапольцев. - М., 1987. –213 с.
18. Кошелева, А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников [Текст]:
Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, О.А Шаграева; под ред. О.А. Шаграевой, С.А. Козловой. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. -176 с.
19. Криницына, А.В. Адаптация первоклассников к школе
средствами художественного творчества [Текст] / А.В. Криницына //
Сибирский педагогический журнал. - 2010. - No 4. - С. 98-102.
20. Крутецкий, В.А. Психология обучения и воспитания школьников
[Текст] / В.А. Крутецкий. -М.: Просвещение, 1976.— 303 с.
21. Курносова, С.А. Вопросы развития эмоциональной сферы
учащихся в отечественной педагогике [Текст] / С.А. Курносова // Начальная школа плюс До и После. – 2012. – No 1. – С. 67–71.

22.Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы и эмоции [Текст] // Психология эмоций. Тексты / Под ред. B.C. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во МГУ, 1993.-c.171-180.
23. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] /А.Н.
Леонтьев.- М.: Политиздат, 1975. -304 с.
24. Лук, А.Н. Эмоции и личность [Текст] / А.Н. Лук. ‒ М.: Знание,
1982.- 175 с.
25. Марцинковская, Т.Д. Семья и школа: культурно-историческая
перспектива [Текст] / Т.Д. Марцинковская // Образовательная политика. 2010. - No 56 (43-44).-С. 47-51.
26.Медушевский, В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки [Текст] / В. В. Медушевский. – М. : Музыка, 1976. – 254 с. 
26. Психология эмоций [Текст] / под ред. В.К. Вилюнаса,
Ю.Б. Гиппенрейтер. 2-е изд. ‒ М. : Изд-во Московского университета. - 1993. - 304 с.
27. Огороднов Д.Е., музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе // Из истории музыкального воспитанияМ. : Просвещение, 1990. С.126-129. 
28.Огороднов Д.Е., Панасюк И., Фоменкова Л. О методике комплексного музыкально-певческого воспитания детей в общеобразовательной школе. // Музыка в школе. 1989. № 2. С. 18-22. 
29.Ольшанникова, А. Е. Эмоции и воспитание [Текст] М. : Знание, 1983. – 196 с. 
30. Радынова, О.П. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. [Текст] / О.П. Радынова. -М.: Туманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. Ч. 1. - 608 с.
31.Рубинштейн, С.Л. Эмоции // Основы общей психологии: В 2-х томах [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1989. - Т. 2. - С. 140 - 181.
32.Сухомлинский, В.А. О воспитании [Текст] / В.А. Сухомлинский. - М.: Политиздат, 1985. -270 с.
33. Тарасова, К.В. Онтогенез музыкальных способностей [Текст] / К.В. Тарасова. -М.: Педагогика, 1988. - 176 с.
34. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] : утв. приказом Минобрнауки России от 06 окт. 2009 г. № 373, в ред. приказов от 26 нояб. 2010 г. № 1241.
35. Шацкая, В. Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества [Текст] / В. Н. Шацкая / М. : Педагогика, 1975. - 200 с. 54 
36. Школяр, J1.B., Критская, Е.Д. Музыкальное образование в школе: Учеб. пособие для студ. муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений [Текст] /
JI.B. Школяр, Е.Д. Критская и др.; Под ред. JI.B. Школяр. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 232 с.
37. Якобсон, П.М. Чувства, их развитие и воспитание [Текст] /
П.М. Якобсон. ‒М. : Знание, 1976. ‒ 64 с
38. Якобсон, П. М. Психология чувств и мотивация [Текст] / Под ред. Е. М. Борисовой / П. М. Якобсон. – М. : Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. – 116 с. 

Задача педагога заключается в создании микроклимата и условий для формирования эмоциональной отзывчивости у первоклассников на музыку. Толкование музыкального произведения, особенно неизвестного детям, требует большого такта и высокой педагогической культуры. Разъясняя сущность художественных образов музыкального произведения, мы опирались на специфику изобразительных средств композитора. Рассказ должен пробудить чувства, вызвать переживания, создать в воображении яркие картины.
Уроки музыки проходили в соответствии с разработанной нами методикой, направленной на формирование эмоциональной отзывчивости учащихся на музыку. С этой целью на каждом уроке нами включались методы эмоционального сопереживания, метод эмоционального воздействия в процессе восприятия музыки, пения, элементы музыкально-игровой драматизации, как основного вида деятельности, способствующих развитию эмоциональной отзывчивости первоклассников на музыку.
В качестве примера приводим некоторые проводимые нами фрагменты уроков, заданий, направленных на формирование умений «чувствовать музыку», осознавать свои чувства и переживания, ощущать свою сопричастность содержанию музыке, ее образам, событиям; устанавливать зависимость между своими эмоциями и звучащей музыкой с опорой на средства музыкальной выразительности; умений содержательно рассказать, почему у него возникают именно эти, а не другие эмоции.