Логопедическая работа по формированию навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи

Целью исследования: провести теоретический анализ проблемы и на этой основе разработать программу коррекционной работы с использованием дидактических игр
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
17.09.2022
Объем файла
6375 Кб
Количество страниц
72
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2320 руб.
2900 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Интерес к вопросам детского словообразования интересует ученых на протяжении нескольких десяток лет, поскольку именно процесс словообразования оказывает существенное влияние на развитие языковой компетенции и речевой коммуникации человека.  Под словообразованием понимают процесс образования производных слов, а также раздел лингвистики в котором изучаются происхождение, средства и методы словообразования. В последних научных исследованиях под понятием «словообразование» принято понимать особенные  действия речемыслительной деятельности, выделяя некоторые основные: идентификация морфемы на слух и объединение частей в новые слова (А. А. Леонтьев, С. Н. Цейтлин, А. М. Шахнарович и др.). Объектом словообразования выступают производные слова, а основной задачей выступает изучение законов, методов и процессов словообразования, создающих новые лексические единицы.
Изучению закономерностей, последовательности, этапов и ступеней развития словообразовательных возможностей в онтогенетическом развитии речи посвящены работы многих отечественных и зарубежных исследователей, таких как В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, А.Н. Гвоздев, Е.С. Кубрякова, А.А. Ленонтьев, Ф.А, Сохин, А.М. Шахнарович, Д.Б. Эльконин, Н.М. Юрьева и многие другие. Изучению процесса словообразования у детей с речевыми патологиями посвящены работы Н.С. Жуковой, Р.И.Лалаевой, Г.А. Каше, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Феличевой, Г.В. Чиркиной, Р.И. Шуйфер, А.В. Ястребовой и многих других.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Формирование навыков словообразования у дошкольников в онтогенезе и  дизонтогенезе речевого развития……………………………………………..6
1.2. Психолого - педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи………………………………………………..….15
1.3. Роль дидактических игр в развитии навыков словообразования………………………………………………………………..20
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ
2.1. Организация и принципы констатирующего эксперимента……………..26
2.2.Анализ результатов обследования сформированности навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи…………..34
ГЛАВА 3. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР
3.1. Теоретическое обоснование и принципы логопедической работы по развитию навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством применения дидактических игр………………………………………………………………………………...50
3.2. Дидактические игры в системе логопедических занятий по развитию навыков словообразования у обследованных детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи…………………………………………….……….56
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов………………….....65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..75
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….77
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………..85

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Айзман Р. И. Медико-биологические основы дефектологии. — М.: Юрайт, 2020. — 225 с.

2. Алпатова Н.С., Фуреева Е.П. Логопедическая работа по преодолению коммуникативной дезадаптации у детей с общим недоразвитием речи // The scientific heritage. - 2020. - № 45-6(45). - С. 6567.

3. Архипова Е. Ф. Логопедическая помощь детям раннего возраста. Учебное пособие. — М.: Мозаика-Синтез, 2015. — 256 с.

4. Бабина Г. В. Обследование слоговой структуры слова и предпосылок ее развития у младших дошкольников с общим недоразвитием речи / Бабина, Г. В., Сафонкина Н. Ю. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2012. - № 4. – С. 12-18.

5. Бабушкина Р. Л. Логопедическая ритмика : Методика работы с дошкольниками, страдающими ОНР / Р. Л. Бабушкина, О. М. Кислякова. - СПб. : Каро, 2015. - 176 с. 

6. Белова М. П. Создание игровой мотивации на логопедических занятиях [Текст] : игровые упражнения и приемы, способствующие поддержанию интереса к занятию / М. П. Белова // Дошкольная педагогика. — 2021. — №5. — С. 44-48.

7. Болотова Н. В. Пальчиковая гимнастика как средство развития речи для детей дошкольного возраста [Текст] : авторский банк данных по пальчиковым играм с привязкой к лексическим темам / Н. В. Болотова // Игра и дети. — 2021. — №5. — С. 5-13.

8. Вершинина, О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня / О.М. Вершинина // Логопед. – 2021,-245с.

9. Волкова Л. С. Логопедия учеб. пособие для пед. ин-тов по спец "Дефектология" / Л. С. Волкова, и др. - М.: Просвещение, -2013. -527c. 

10. Волосовец Т.В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф.Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В. Воло-совец. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 200 с. 

11. Гончарова В.А. Нарушения словообразования у дошкольников с ФФН и ОНР. / В. А. Гончарова // Логопед в детском саду.  -  2005.  -  №1.

12. Глухов В. П. Основы специальной педагогики и специальной психологии: учебник для СПО / В. П. Глухов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 295 с.

13. Давидович Л. Дифференцированный подход к коррекции системных нарушений речи на этапе безречия [Текст] / Л. Давидович, М. Ромусик // Дошкольное воспитание. — 2020. — №7. — С. 71-76.

14. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование: учеб. пособие / Е.А. Земская. - 3-е изд. , испр. и доп. - М. : Флинта : Наука, 2011 . - 328 с.

15. Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда /Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 2006. - 320 с. 

16. Иванова М. М. Система коррекционно-развивающих занятий для детей пятого года жизни «Речевая радуга» [Текст] / М. М. Иванова, Я. С. Исакова, Т. В. Нечаева // Дошкольная педагогика. — 2021. — №3. — С. 47-48.

17. Карелина И. Б. Выявление дизартрии у детей раннего возраста [Текст] / И. Б. Карелина // Дошкольная педагогика. — 2021. — №1. — С. 4-6.

18. Кожухова Ю. В. Логопедический проект «Пластилиновые истории» [Текст] / Ю. В. Кожухова // Дошкольная педагогика. — 2021. — №9. — С. 47-48.

19. Климонтович Е. Ю. Увлекательная логопедия. Учимся анализировать и пересказывать. Для детей 5-7 лет. — М.: Теревинф, 2017. — 64 с.

20. Колесникова Г. И. Основы специальной педагогики и специальной психологии: учеб. пособие для СПО / Г. И. Колесникова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 176 с.

21. Кондратенко И. Ю. Проблема усвоения системы лексических значений у дошкольников с общим недоразвитием речи, отражающих их эмоциональные состояния и оценки // Дефектология. – 2001. - № 6. – С. 41-47.

22. Кондратенко  И. Ю. Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи : Монография. - СПб. : Каро, 2006. - 238 с.

23. Кубрякова Е.С. Что такое словообразование / Е. С. Кубрякова.  -  М., 2005.-179 с.

24. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей [Текст]. – СПб.: Наука-Питер, 2006. – 102 с. 

25. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р.И. Лалаева.  -  СПб., 2001.-160 с.

26. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. - М., Альянс, 2013. – с 367.

27. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии: учеб. пособие для вузов / И. И. Мамайчук. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 318 с.

28. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях / С. А. Миронова.  -  М.: Просвещение, 2011.-204 с.

29. Мисаренко Г. Г. Методика преподавания русского языка с коррекционно-развивающими технологиями: учебник и практикум для СПО / Г. Г. Мисаренко. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 314 с.

30. Микляева Н. В. Развитие языковой способности у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. – 2001. - № 2. – С. 56-64.

31. Молькова Н. В. Зачем логопеду пуговицы? [Текст] / Н. В. Молькова // Дошкольная педагогика. — 2021. — №9. — С. 55-59.

32. Мурашова И. Недостатки повествовательных навыков у детей с речевой патологией [Текст] / И. Мурашова // Дошкольное воспитание. — 2021. — №1. — С. 79-86.

33. Николаева С. М. Из опыта работы по упорядочению грамматического строя речи учащихся с нерезко выраженным ОНР // Дефектология. – 2000. - № 1. – С. 86-96.

34. Новикова Л. В. Использование методов интерактивной технологии в работе учителя-логопеда с детьми с нарушениями речи [Текст] / Л. В. Новикова // Дошкольная педагогика. — 2021. — №5. — С. 38-39.

35. Пятница Т.В. Развитие речи в таблицах, схемах, цифрах / Т.В. Пятница. — РнД: Феникс, 2016. — 141 c.

36. Резниченко Т. С. Моделирование программы обучения чтению при коррекции заикания и общего недоразвития речи // Дефектология. – 2007. - № 5. – С. 71-75.

37. Савчук Е. Я. Обучение детей с ОНР согласованию слов-признаков с существительными // Дефектология. – 2000. - № 1. – С. 86-96.

38. Сазонова С. Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи. - 2-е изд., испр. - М. :Аcademia, 2005. - 144 с.

39. Соколова Н. В. Обучение детей с ФФН и ОНР навыку употребления предложно- падежных форм // Дефектология. – 2009. - № 1. – С. 55-58.

40. Смирнова И. А. Логопедическая работа по коррекции произношения у детей [Текст] / И. А. Смирнова // Дошкольная педагогика. — 2021. — №2. — С. 10-15.

41. Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду : Занятия с детьми 6-7 лет с ОНР : Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. - М. : Мозаика-Синтез, 2006. - 95 с. 

42. Соловьева Л. Г. Логопедия: учебник и практикум для СПО / Л. Г. Соловьева, Г. Н. Градова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 191 с.

43. Ткаченко Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша / Т.А. Ткаченко. — М.: Эксмо, 2021. — 240 c.

44. Туманова Т. В. Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с общим недоразвитием речи // Дефектология. – 2001. - № 4. – С. 68-76.

45. Туманова Т. В. К проблеме развития процессов словообразования у младших школьников с общим недоразвитием речи / Т. В. Туманова // Дефектология. – 2004.- № 8. – С. 52-58.

46. Уварова Т.Б. Обучение словообразованию дошкольников с ОНР/ Т.Б. Уварова // Логопед. – 2000.  - №4. – С.48 - 54.

47. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 256 с.

48. Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / О. С. Ушакова. – Москва : ВЛАДОС, 2004. – 277 с

49. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.- М.: Просвещение, 2009.—223 с.

50. Филичева Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста :Практ. пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – Изд. 3-е. – М. : Айрис-пресс ; Айрис-дидактика, 2005. – 212 с. – (Библиотека логопеда-практика).

51. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи / С.Н. Цейтлин. – М., 2000. 452с.

52. Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст]: практ. пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М.: Айрис - Пресс, 2008. – 209с. 

53. Шахнарович А.М. Психолингвистические проблемы овладения общением в онтогенезе / А.М. Шахнарович // Сорокин Ю.А., Тарасов Е.Ф., Шахнарович А.М. Теоретические и прикладные проблемы речевого общения. 2-е изд. - М.: КД «ЛИБРО-КОМ», 2009. - С. 148-233.

54. Шашкина  Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи. — М.: Юрайт, 2020. — 216 с.

55. Шевцова Е. Е. Технологии формирования интонационной стороны речи: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / Е. Е. Шевцова, Л. В. Забродина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 189 с.

56. Шелуханова А.В. Использование коррекционно-развивающих игр в работе с детьми с ограниченными возможностями // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2016. – № 5. – С. 995-996.

57. Шишкова С.Ю. Буквограмма. В школу с радостью: коррекция и развитие письменной и устной речи. От 5 до 14 лет / С.Ю. Шишкова. — М.: АСТ, 2021. — 320 c. 34.

58. Эльконин Б.Д. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 144 с. 

59. Эльконин, Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин ; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. – 5-е изд., стереотип. – Москва : Издательский центр «Академия», 2008. – 383с.

60. Янко-Триницкая Н.А. Словообразование в современном русском языке / Н. А. Янко-Триницкая ; Рос. акад. наук. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. - М. : Индрик, 2001. - 503 с. 

61. Янушко, Е.А. Помогите малышу заговорить. Развитие речи детей 1-3 лет / Е.А. Янушко. - М.: Эксмо, 2016. - 424 c.

 

 

 

В  исследовательской работе  Г. Ф. Ушамирской говорится, что обучение словообразованию организуется с помощью игр, в том числе дидактических. Также важно работать над семантическими нюансами слова, эта работа способствует осознанию использования языковых средств по контексту. Также ведется детальная классификация  игр. Игры предлагаются старшими и направлены на образовательные цели. К ним относятся обучающие и развлекательные игры. Развивающие игры включают в себя: дидактические, сюжетно-дидактические и подвижные игры. Традиционные  дидактические игры являются образовательными.
При помощи  игровых действий  у детей формируются многие развивающие понятия. В ходе игры между детьми  происходят различные взаимоотношения, которые формируют у них характерные качества - подчиненности, взаимопомощи и контролируемому общению. Дети, играющие в интересную игру, самостоятельно осваивают необходимые им средства связи.