Развитие навыков предложно - падежных конструкций у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами моделирования

Целью исследования является изучение сформированности навыков употребления предложно-падежных конструкций у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и разработка методических рекомендаций по их развитию средствами моделирования
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
17.09.2022
Объем файла
6695 Кб
Количество страниц
48
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Речь – это важнейшая психическая функция в жизнедеятельности человека. Сформированность речи, ее правильность и богатство, способствует социальному воздействию человека на окружающий мир, поскольку овладев речью, он может яснее выражать свои мысли и полноценно устанавливать взаимоотношения с окружающими его людьми.
Формирование грамматического строя языка – это одна из важнейших сторон речевого развития ребенка, привлекшая внимание многих известных психологов и лингвистов (А.Н. Гвоздев, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и др.) на долгие годы. Для того чтобы ребенок смог построить правильное высказывание, ему необходимо уметь пользоваться грамматическими категориями: падеж, время, число, лицо и т.д. Наиболее трудными грамматическими категориями для освоения детьми являются предложно-падежные конструкции. Сформированность грамматической стороны языка, среди которых умение оперировать предложно-падежными конструкциями является одним из предпосылок нормального речевого развития [6, 7, 23].
Стойкие нарушения усвоения грамматического строя языка являются одним из проявлений общего недоразвития речи (ОНР). Данные нарушения у детей с ОНР проявляются в неверном употреблении синтаксических конструкций, недостаточной сформированностью операций словообразования и словоизменения. Н.С. Жукова, Т.Б. Филичева, В.А. Ковшиков, С.Н. Шаховская и др. в своих исследованиях определяют неправильное употребление предложно-падежных конструкций как одно из нарушений морфологической системы языка. Данный вид морфологических аграмматизмов проявляется в неверном употреблении окончаний имен существительных [16, 18].

 

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения навыков употребления предложно-падежных конструкций у дошкольников с общим недоразвитием речи……………………………………………………………………………...... 7
1.1. Проблема исследования предложно-падежных конструкций в психолого-педагогической литературе……………………………………………………... 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ОНР…….. 10
1.3.-Формирование навыков употребления предложно-падежных конструкций у детей с нормотипичным речевым развитием….…………....  16
1.4. Особенности употребления предложно-падежных конструкций дошкольниками с ОНР……………………………………………………......... 20
Выводы по главе 1……………………………………………….……………..  23
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование навыков употребления предложно-падежных конструкций у дошкольников с общим недоразвитием речи……………………………………………………………………………...  25
2.1. Содержание и описание методики обследования навыков употребления предложно-падежных конструкций у дошкольников с ОНР…………...…...  25
2.2. Анализ результатов изучения навыков употребления предложно-падежных конструкций у дошкольников с ОНР.…………………………….. 32
2.3. Методические рекомендации по развитию навыков предложно- падежных конструкций у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами моделирования.…………………………….. .…………………… 36
Выводы по главе 2………………………………………………………..…….. 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….... 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………….......................................……………  51
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………............ 56

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева, М.М., Яшина, Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб.пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений [Текст] / 3-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2000 – 400 с.
2. Ананьев, Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей [Текст] / Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко. – М.: Просвещение, 1964. – 304с.
3. Ахутина, Т.В. Порождение речи [Текст] : нейролингвистический анализ синтаксиса / Т.В. Ахутина. – Изд. 4-е. – М.: Либроком, 2012. – 215 с.
4. Бурменская, Г.В. Возможности планомерного развития познавательных процессов дошкольника [Текст] / М., 1978. – 24 с.
5. Волкова, Л.С. Логопедия [Текст] : учеб. для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др. – М.: ВЛАДОС, 1998. - 677 с.
6. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский – М.: Педагогика-пресс, 1999. – 672 с.
7. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / М.: Лабиринт, 1999. – 352 с.
8. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи. [Текст] / М.: АПН РСФСР, 1961 – 417 с.
9. Гвоздев, А.Н. Очерки по стилистике русского языка. [Текст] / М.: Просвещение, 1955 – 408 с.
10. Гвоздев, А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка [Текст] / Под ред. С.А. Абакумова. М.: АПН РСФСР, 1949. – Ч. 1. – 268 с.
11. Глухов, В.П. Методика формирования связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием : Учеб. пособие : Для студентов дефектол. фак. (отд-ние логопедии) [Текст] / В. П. Глухов; Моск. гос. открытый пед. ун-т. - М. : МГОПУ, 1995 (1996). - 145 с.
12. Градова, Г.Н. Формирование пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Г.Н. Градова. – СПб, 2010. – 24 с. [Электронный ресурс] URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25630358 (Дата обращения 15.04.2022).
13. Грибова, О.Е., Бессонова, Т.П. Обследование грамматического строя речи [Текст] – М.: АРКТИ, 1996.
14. Еливанова, М.А. Освоение детьми пространственные отношений и средств их языкового выражения : учебное пособие к спецкурсу для студентов высших учебных заведений [Текст] / СПб.: Златоуст, 2006. – 94 с. [Электронный ресурс] URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20095170 (Дата обращения 15.04.2022).
15. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников (Дети с общим недоразвитием речи) [Текст] / М., 1986 – 85 с.
16. Жинкин, Н.И. Интеллект, язык и речь. Нарушение речи у дошкольников. [Текст] / М., 1972 – 9-31 с.
17. Жукова, Н.С. Логопедия [Текст] : основы теории и практики / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М.: Эксмо, 2011. – 282 с.
18. Жукова, Н.С., Мастюкова, Е.М., Филичева, Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. [Текст] / М., 1990 – 172 с.
19. Карпова, С.Н. Особенности ориентировки на слово у детей [Текст]. – М.: Изд-во МГУ, 1978. – 165 с. [Электронный ресурс] URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29059993 (Дата обращения 07.04.2022).
20. Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда / Г.А. Каше. – М.: Просвещение, 1985. – 207 с.
21. Ковакина, Е.В. Преодоление трудностей в овладении предложными конструкциями детьми с общим недоразвитием речи [Текст] / М., 2007. – 230 с.
22. Ковшиков, В.А. Методика диагностики и коррекции нарушений употребления падежных окончаний существительных [Текст] – СПб.: КАРО, 2006.
23. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] : (Формирование лексики и граммат. строя) / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова – СПб.: Союз, 1999. – 158 с. 
24. Лалаева, Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – СПб: Союз, 2001. – 218 с.
25. Левина, Р.Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей. [Текст] / М.: 1961.
26. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / М.: Альянс, 2013. -  366 с.
27. Леонтьев, А.Н. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста [Текст] / Под ред. Леонтьева А.Н., Запорожца А.В. – М.: Изд-во Междунар. образоват. и психол. колледжа, 1995. - 144 с.
28. Лопатина, Л. В. Преодоление речевых нарушений у школьников (коррекция стертой дизартрии) [Текст] : Учеб. пособие / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена: Союз, 2001. – 100 с.
29. Лурия, А.Р. Язык и сознание / А.Р. Лурия. – [2. изд.]. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1998. – 335 с. 
30. Малиованова, Е.Л. Формирование грамматических конструкций, отражающих пространственные отношения у дошкольников с общим недоразвитием речи / М., 2009. – 23 с. [Электронный ресурс] URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15952339 (Дата обращения 13.03.2022).
31. Мастюкова, Е. М. О нарушении гностических функций у учащихся с тяжелыми расстройствами речи [Текст] / Е.М. Мастюкова // Дефектология. – 1976. – № 1 –13-17 с.
32. Микляева, Н.В. Совершенствование коррекционно-логопедической работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи в аспекте развития языковой способности [Текст]: МГПУ – М., 2001. – 16 с.
33. Моисеева, А.М. Формирование предложно-падежных конструкций у детей 4-6 лет с ОНР / А.М. Моисеева // Логопед. – 2011. – №4 – 51-61 с.
34. Павлов, И.П. Полное собрание сочинений : [т. 1-6] / М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1951-1952.
35. Павлова, Т.А. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников [Текст] : Сб. игровых упражнений / Т.А. Павлова. – М.: Шк. пресса, 2004. – 60 с.
36. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – М., 2012. – 705 с.
37. Рубинштейн, С.Л. О восприятии времени и пространства [Текст] / Мир психологии. – СПб.: Питер, 1999. – 230 с.
38. Рудакова, Н.П. Особенности усвоения предложно-падежных конструкций детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / Н.П. Рудакова. – М., 2004. – 280 с.
39. Рудакова, Н.П. Формирование предложно-падежных конструкций в системе коррекционно-логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] : дис. канд. пед. наук. / Н.П. Рудакова. – М., 2005. – 188 с. [Электронный ресурс] URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01002753409 (Дата обращения 06.02.2022).
40. Рудакова, Н.П. Формирование предлогов в речевой практике детей с общим недоразвитием речи // Логопед. – 2007. – 19 с.
41. Савина, Л.П. Планирование коррекционной работы с дошкольниками, страдающими ОНР [Текст] / Л.П. Савина / М., 1998.
42. Соботович, Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции [Текст] (Дети с нарушением интеллекта и моторной алалией): Учеб. пособие для студентов. – М.: Классике Стиль, 2003. – 160 с.
43. Соколова, Н.В. Обучение детей с ФФН и ОНР навыку употребления предложно-падежных форм // Дефектология. – 1999. – №1 – 55-58 с. 
44. Спирова, Л.Ф, Ястребова, А.В Обследование лексического запаса и грамматического строя речи [Текст] : Методы обследования нарушений речи у детей. – М.: АПН РСФСР, 1987. – 302 с.
45. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников [Текст] : учебное пособие для студентов высших учебных заведений – Дошкольная педагогика и психология / Н. А. Стародубова. – 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2009. – 255 с. [Электронный ресурс] URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20065156 (Дата обращения 06.02.2022).
46. Филатова, И.А. Развитие пространственных представлений у дошкольников с нарушениями речи [Текст] / И.А Филатова. – М., 2013. – 41 с. [Электронный ресурс] URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37415800 (Дата обращения 01.03.2022).
47. Филичева, Т.Б., Чиркина, Т.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. [Текст] / М.: Айрес-Пресс, 2004.
48. Филичева, Т.Б., Чиркина Г.В., Ястребова А.В. Основы логопедической работы с детьми [Текст] / М.: Арти, 2005. – 240 с.
49. Филичева, Т.Б., Дети с общим недоразвитием речи : Воспитание и обучение : Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова – М.: Гном-пресс, 1999. – 128 с.
50. Цветкова, Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей [Текст] / М.: Педагогическое общество России, 2002. – 96 с.
51. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи [Текст] / М.: ВЛАДОС. – 2000. – 240 с.
52. Чиркина, Г.В. К проблеме раннего распознавания и коррекции отклонений речевого развития у детей. [Электронный ресурс] URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-2/k-probleme-rannego-raspoznavanija-i (Дата обращения: 02.04.2022).
53. Шаховская, С.Н. Логопедическая работа по формированию грамматического строя речи детей, страдающих моторной алалией [Текст] / Сборник статей МГПИ им. В.И. Ленина. – М., 1964. – 19 с.
54. Шашкина, Г.Р., Зернова, Л.П., Зимина, И.А. Логопедическая работа с дошкольниками. [Текст] / М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 240 с.
55. Эльконин, Д.Б. Развитие речи в раннем детстве. Избранные психологические труды. [Текст] / М.: Педагогика, 1989.
56. Яцель, О.С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи: конспекты занятий по обучению детей с ОНР в старшей и подготовительной группах / О.С. Яцель. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006. – 48 с.

 

Таким образом, сформированность грамматического строя языка занимает одно из главных мест в речевом и общем психическом развитии ребенка. Овладение ребенком грамматическими сторонами речи происходит поэтапно, в тесной взаимосвязи друг с другом. Во многом это связано с уровнем развития психических процессов, а так же с развитием речевых компонентов.
Стойкое нарушение усвоения грамматического строя является одним их основных проявлений общего недоразвития речи. При ОНР становление грамматического строя протекает с большими трудностями и в замедленном темпе усвоения, в нарушении развития морфологической и синтаксической систем языка, в искажении общей картины речевого развития. 
Для детей с ОНР характерно нарушение грамматического строя речи, а именно, непонимание и неправильное употребление предложно-падежных конструкций на уровне словосочетания, предложения, текста. Данное нарушение проявляется в следующем: отсутствии предлогов; заменах и нарушении предложных форм; наличии ошибок при согласовании предлога с существительным и другими частями речи; недостаточном употреблении в экспрессивной речи предлогов, обозначающих пространственные отношения.