Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках изобразительного искусства во втором классе посредством графического конструирования
Введение
Актуальность исследования. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО), формирование универсальных учебных действий (УУД) является необходимым и важным условием образовательной деятельности. Данный термин понимается, как умение учиться или, иными словами, объединяет в себя различные способы действия, благодаря которым обучающиеся смогут самостоятельно добывать и осваивать новые знания, формировать умения и компетентности посредством самостоятельной организации данного процесса в ходе изучения различных образовательных областей.
В структуре универсальных учебных действий выделяются личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД. В рамках нашего исследования нас интересуют познавательные УУД, так как весомость познавательных универсальных учебных действий связана с тем, что они способствуют тому, что обучающиеся учатся логически мыслить, ставить перед собой проблемные ситуации, решать их и получать комплексное представление обо всех образовательных областях, а также применять полученные знания в практической деятельности.
Вопросы формирования познавательных УУД подробно рассмотрены в научных работах А.Г. Асмолова, Г.В. Бурменской, Е.Е. Вяземского, Н.В. Медведевой, О.А. Карабановой и др. как перспективных возможностей дальнейшего развития образовательного процесса.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках изобразительного искусства во втором классе посредством графического конструирования 7
1.1. Познавательные универсальные учебные действия как результат освоения образовательной программы в начальной школе 7
1.2. Формирование познавательных универсальных учебных действий у второклассников 13
1.3. Графическое конструирование как средство формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках изобразительного искусства 20
Выводы по 1 главе 28
Глава 2. Экспериментальное исследование формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках изобразительного искусства во втором классе средствами графического конструирования 30
2.1. Исследование сформированности познавательных универсальных учебных действий на уроках изобразительного искусства у второклассников 30
2.2. Разработка и реализация комплекса заданий по графическому конструированию как средство формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках по изобразительному искусству во втором классе 38
2.3. Проверка результативности реализации комплекса заданий по графическому конструированию в формировании познавательных универсальных учебных действий у второклассников 59
Выводы по 2 главе 69
Заключение 72
Литература 76
Приложения 81
Литература
1. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.
2. Асмолов, А.Г., Бурменская, Г.В. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли. / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская. – М.: Педагогика, 2019. – 360 с.
3. Безрукова, Е.И. Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников и система мониторинговых исследований / Е.И. Безрукова // Науки об образовании. – 2019. – № 17. – С. 23-25.
4. Бердникова, Е.В. Формирование универсальных учебных действий на уроках изобразительного искусства / Е.В. Бердникова // Мультиурок [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://multiurok.ru/index.php/files/formirovanieuniversalnykhuchebnykhdeistvii-n-31.html (Дата обращения – 10.11.2021).
5. Выготский, Л.С. Психология в развитии человека. / Л.С. Выготский. – М.: Эксмо, 2005. – 1136 с.
6. Вяземский, Е.Е., Стрелова, О.Ю. Методика преподавания в школе / Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. – М.: Инфра-М, 2018. – 72 c.
7. Геометрическая аппликация: инструкция для детей всех возрастов с шаблонами и фотопримерами. // [электронный ресурс] Режим доступа: podelochrin.ru (Дата обращения: 07.01.2022).
8. Графическое конструирование как способ развития творческих способностей ребенка. // Первое сентября [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/100692 (Дата обращения – 13.11.2021).
9. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения. / В.В. Давыдов. – М.: ИНТОРД, 2019. – 133 с.
10. Достижения учащихся по изобразительному искусству как результат образовательной деятельности / Составитель Н.В. Карпова. - Оренбург: Издательство ООИУУ, 1998. – 290 с.
11. Дружинина, С.К. Практика формирования УУД на уроках изобразительного искусства / С.К. Дружинина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 3971–3975.
12. Замбацявичене, Э.Ф. Методика «Исследование словесно – логического мышления младших школьников». /Э.Ф. Замбацявичене // [электронный ресурс] – Режим доступа: infourok.ru/metodika-issledovanie-slovesnologicheskogo-mishlenija (Дата обращения: 17.11.2021).
13. Ковалёв, Н.Е., Райский, Б.Ф., Сорокин, Н.А. Введение в педагогику: учебное пособие для педагогических институтов. / Н.Е. Ковалёв, Б.Ф. Райский, Н.А. Сорокин. – М.: Просвещение, 1975. – 176 с.
14. Комарова, Т.С. Как научить ребенка рисовать: В помощь учителю / Т.С. Комарова. – М.: Просвещение. 2005. – 190 с.
15. Коротеева, Е.И. Определение типов художественной активности младших школьников и отражение ее на становлении индивидуального стиля художественной деятельности / Е.И. Коротеева // Педагогика искусства.- 2011 - № 1 [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.art-education. ru/ AE-magazinn. (Дата обращения: 03.12.2021).
16. Карабанова, О.А. Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы / О.А. Карабанова// Управление начальной школой. - 2009. - № 2. - С. 9-11.
17. Кузин, В.С. Психология живописи: учебное пособие. / В.С. Кузин. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21век»: 2013. – 207 с.
18. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий: учебное пособие для студентов выс¬ших учебных заведений. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 464 с.
19. Лакоценина, М.П. Необычные уроки в начальной школе / М.П. Лакоценина. – М.: Педагогика, 2018. – 136 с.
20. Любарская, Л.Н. Развитие художественно-творческой активности у младших школьников в процессе занятий изобразительным искусством: Дис.канд.пед.наук. / Л.Н. Любарская, 1979. – 168 с.
21. Медведева‚ Н.В. Формирование и развитие универсальных учебных действий в начальном общем образовании / Н.В. Медведева // Начальная школа плюс до и после, 2011. - № 11 – С. 59
22. Методика О.М. Дьяченко «Дорисовывание фигур». Знанио [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://znanio.ru/media/metodika-om-dyachenko-dorisovyvanie-figur-2730253 (Дата обращения - 27.04.2022).
23. Наумова, Г. «Техника бумажной архитектуры». Развитие художественного объёмно-пространственного мышления и творческого воображения детей. / Г.Наумова // Режим доступа: maam.ru / oznakomlenie s-bumazhnoi-arhitektury (Дата обращения – 20.12.2021).
24. Неменский, Б.М. Материалы курса «Особенности обучения школьников по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»: лекции 1-4 / Б.М. Неменский, И.Б. Полякова, Т.Б. Сапожникова. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2007. - 124 с.
25. Неменский, Б.М. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» / Б.М. Неменский // Инфоурок [электронный ресурс]. – Режим доступа: nsc.1sept.ru / article.php?ID (Дата обращения – 21.12.2021).
26. Огарева, Е.В. «Новые образовательные стандарты и уроки ИЗО в начальной школе». Первое сентября [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/593158/ (Дата обращения 23.04.2022).
27. Ожигина, С.П. Моделирование как способ формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников. / С.П. Ожигина // Науки об образовании. – 2020. – № 17. – С. 19-22.
28. Ожигина, С.П. Формирование универсального учебного действия моделирования у младших школьников при преобразовании содержания учебного материала / С.П. Ожигина // Наука об образовании. – 2019. – № 18. – С. 24-30.
29. Осмоловская‚ И.М. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов / И.М. Осмоловская‚ Л.Н. Петрова // Начальная школа, 2012. - № 10 – С. 6
30. Полуянов, Ю.А. Изобразительное искусство и художественный труд. 2 класс. (Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова): пособие для учителя / Ю.А. Полуянов. - М.: Вита-Пресс, 2004. - 256 с.
31. Полякова, Н.В. Образовательные технологии. / Н.В. Полякова // Научно-практический журнал «Завуч». – 2021. – № 5. – С. 18-23.
32. Приказ Министерства просвещения РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 31 мая 2021 г. № 286 // Российская газета. 2021. (действующая редакция).
33. Русакова, Т.Г. Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом / Учебно-методический комплекс / Т.Г. Русакова. – Оренбург: Издательство ОГПУ, 2004. – 187 с.
34. Сокольникова, Н.М. Методика преподавания изобразительного искусства: учебник. / Н.М. Сокольникова. – М.: Академия, 2014.
35. Формирование универсальных учебных действий на уроках изобразительного искусства. Инфоурок [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/formirovanii-universalnih-uchebnih-deystviy-na-urokah-izobrazitelnogo-iskusstva-1730669.html (Дата обращения – 12.11.2021).
36. Формирование универсальных учебных действий на уроках изобразительного искусства. Образовательная социальная сеть [электронный ресурс]. – Режим доступа:https://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2016/12/18/formirovanie-universalnyh-uchebnyh-deystviy-na (Дата обращения 15.04.2022).
37. Формирование универсальных учебных действий на уроках изобразительного искусства. Открытый урок [электронный ресурс]. – Режим доступа:https://open-lesson.net/4232/ (Дата обращения 24.04.2022).
38. Формирование УУД на уроках ИЗО средствами интерактивных методик. Образовательная социальная сеть для педагогов [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/kultura/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2017/03/05/formirovanie-uud-na-urokah-izo-sredstvami (Дата обращения – 11.11.2021).
39. Чопова, С.В. Модель формирования познавательных учебных действий. / С.В. Чопова // Вестник Московского государственного областного университета. – 2019. – № 2. – С. 172-179.
40. Шпикалова, Т.Я. Изобразительное искусство. 1-4 классы: рабочие программы. / Т.Я. Шпикалова. – М.: Просвещение, 2013 – 291 с.
Рассмотрев картинку ночного города, второклассникам необходимо назвать объекты, которые они видят на картинке, их задачей является определение формы предметов, которые спрятаны на этой картинке. Обучающиеся называют дома, машины, деревья, дороги, луну в небе. Когда они определяют форму предметов, возникает трудность в определении формы автомобилей, деревьев и месяцев. Дети тоже задумались над названием формы крыши, не все дети определили ее форму без ошибок. Определив форму деревьев, обучающиеся приходят к выводу, что дерево состоит из двух частей, прямоугольника и овала, и только двое учащихся предположили, что месяц является частью круга. Таким образом, дети смогли определить форму всех предметов на картинке.
Педагог рассказал, как создать свой дом, при этом понадобится лист оранжевого цвета. Чтобы получить двух – этажный дом, нужно сложить бумагу пополам. Развернуть – чтобы увидеть, что прямоугольник ниже линии сгиба находился на первом этаже, а прямоугольник выше – на втором. Изгиб должен быть в другом направлении – сначала пополам, затем снова пополам. Развернуть и подсчитать входные данные – их четыре. Теперь нужно выбрать крышу и вырезать прямоугольники для окон. Нужно взять полоску бумаги, согнуть ее пополам и снова сложить линии пополам и утончить их. Цвет окон может быть разным: одно светлое, другое темное.