Сюжетно-ролевая игра как средство развития творческих способностей старших дошкольников
ВВЕДЕНИЕ
Мир вокруг нас меняется все быстрее. Особенно подвергаются изменениям социальные, экономические и духовные ценности, имеющие непосредственное влияние на жизнь человека. Воспитание творчества дает такие качества и способности, которые необходимы ребенку, чтобы иметь дело с неизвестными ситуациями и переменами и осознанно с ними справляться. Творческий ребенок находится в постоянном контакте с окружающим миром и принимает в нем живое участие.
Творчество существует в той или иной мере в каждом человеке. Оно со многими его измерениями – гибкостью, открытостью, склонностью к эксперименту, общительностью, юмором – является общим знаменателем процессов в науке и искусстве, как и в человеческих отношениях вообще.
Творчество необходимо воспитывать, чтобы со временем оно стало жизненной установкой, которая, с одной стороны, позволяет нам увидеть новое в знакомом и близком, а с другой – не бояться столкнуться с новым и неизвестным. Рассматривание творчества как процесса дает во
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 Теоретические основы изучения творческих способностей у старших дошкольников
1.1 Сущность и содержание понятий «творчество», «творческая деятельность», «творческие способности»
1.2 Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста
1.3 Особенности развития творческих способностей у старших дошкольников
1.4 Характеристика сюжетно-ролевой игры как средства развития творческих способностей старших дошкольников
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (МБДОУ детский сад № 34 поселок Первомайский)
2.1 Методы диагностики творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
2.2 Методы обработки данных исследования творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
2.3 Организация, проведение и анализ результатов исследования творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы
Богоявленская Д.Б. О предмете исследования творческих способностей // Психологический журнал.- 1995. - т.16. - №5. - С.49-58.
Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М., 1968.
Бойченко Н.А., Григоренко Г.И., Коваленко Е.И. Сюжетно-ролевые игры дошкольников. Киев, 1982.
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребёнка в дошкольном детстве. М., 2008.
Виноградов Н.А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. М., 2008.
Волков Б.С. Детская психология в вопросах и ответах. М.: ТЦ Сфера, 2002.
Выготский Л.С. Избранные психологические исследования?. М., 1956.
Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Вопросы психологии, 1966, №6.
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском развитии. – С.П.б.: Союз, 1997. – 96 с.
Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. М., 2006.
Давай поиграем! / Автор-составитель Пазухина И.А. Санкт-Петербург, 2005.
Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре. М., 1963.
Коджаспиров А.Ю., Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2000.
Краснощёкова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Ростов-на-Дону, 2005.
Левин В.А. Воспитание творчества. - Томск: Пеленг, 1992
Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 2007. 144с.
Матюшкин А. М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. – 1989. - № 6. – с. 29-33.
Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. - М.: Знание, 1981
Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. М., 2002.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 №1155
Роджерс К. Творчество как усиление себя. // Вопросы психологии./1990. № 1.
Теплов Б.М. Способности и одаренность.- В кн.: Психология. М.,1948.
Он считает, что НУВЭРС особенно негативно влияет на развитие творческих способностей. Разрыв во времени между моментом созревания структур, необходимых формирования творческих способностей и началом целенаправленного развития этих способностей ведет к серьезному затруднению их развития, замедляет его темпы и ведет к снижению конечного уровня развития творческих способностей. По мнению Б.П. Никитина именно необратимость процесса деградации возможностей развития породило мнение о врожденности творческих способностей, так как обычно никто не подозревает, что в дошкольном возрасте были упущены возможности эффективного развития творческих способностей. И малое количество в обществе людей с высоким творческим потенциалом объясняется тем, что в детстве лишь очень немногие оказались в условиях, благоприятствующих развитию их творческих способностей [17, 286-287].
С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным пе