Специфика импрессивной речи при сенсорной алаии
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В логопедии термином алалия обозначают нарушение речи у детей, при котором речь либо полностью отсутствует, либо ее развитие нарушено по причине органических поражений речевых зон коры головного мозга в период внутриутробного развития или в раннем возрасте ребенка. Иначе говоря, алалия – это либо полное отсутствие речи, либо ярко выраженные нарушения речи (продуцирования или восприятия), которые не обусловлены нарушениями интеллекта или слуха.
Алалия характеризуется запаздыванием созревания нервных клеток в коре головного мозга, точнее в конкретных ее областях. Нервные клетки прекращают развиваться и остаются на стадии нейробластов (зародышевых нервных клеток). Такое нарушение мозга либо врожденное, либо приобретенное в раннем доречевом периоде дошкольного детства. Оно сопровождается понижением возбудимости нервных клеток и изменением подвижности основных нервных процессов, а это, в свою очередь, приводит к снижению работоспособности клеток к
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ ПРИ СЕНСОРНЫХ ФОРМАХ АЛАЛИИ 5
1.1. Определение сенсорных форм алалии 5
1.2. Характеристика нарушения импрессивной речи при сенсорных формах алалии 10
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЯ ИМПРЕССИВНОЙ РЕЧИ ПРИ СЕНСОРНЫХ ФОРМАХ АЛАЛИИ 15
2.1. Диагностика нарушений импрессивной речи при сенсорной алалии 15
2.2. Методы коррекции нарушений импрессивной речи при сенсорной алалии 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Аксенова, А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учебник для студентов дефектологического факультета педвузов. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004. - 316с.
Визель, Т.Г. Как вернуть речь. / Т.Г. Визель. – М.: В. Секачев, 2005. – 224с. 6. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961. – с. 336.
Грибова, О.Е. Что делать если Ваш ребенок не говорит. — М.: Айрис-пресс, 2004. - 48 с.
Гриншпун, Б.М. Алалия // Логопедия. / Б.М Гриншпун, С.Н. Шаховская. Учебник для студ. дефектол. фак. пед. высших учебных заведений. / под ред. Л.С. Волковой. – 5 – е изд., перераб.доп. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008. – 703с.
Гутник, Е. П. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с алалией [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2017. — С. 113-118. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11944/ (дата обращения: 12.11.2021).
Дмитриевских, Л.С. Обучение дошкольников речевому общению: Занятия и игры для детей с ОНР. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 64 с.
Жукова, Н.С. Формирование речи у детей с алалией. Электронный ресурс http://sinref.ru/ (дата обращения: 12.11.2021).
Жукова, Н.С., Мастюкова, Е.М., Филичева, Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. Для логопеда / Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева. Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998. – 320 с.
Журова, В. А. Особенности воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 1120-1122. — URL https://moluch.ru/archive/113/29474/ (дата обращения: 12.11.2021).
Захарова, Т.В., Ибрагимова, М.П. Особенности понимания и отражения в речи причинно-следственных отношений детьми дошкольного возраста с ОНР / Т.В.Захарова, М.П.Ибрагимова // Логопед. – 2020. - №6. – с. 22-30.
Кириллова, Е.В. Логопедическая работа с
Нарушено формирование и пассивного словаря (понимание обращенной речи), и активного словаря (собственно говорение). Вследствие поиска нужных кинестезий, ошибки в проговаривании слов множатся и меняются при их повторах, слова произносятся с неправильным ударением, со звуковыми заменами. Спонтанная речь напоминает перечисление и называние известных ребенку слов и эхолалично воспроизводимых фраз вне контекста ситуации общения. Иногда отмечается избыточная речевая активность (по типу логореи, бессвязной «словесной окрошки»), повторы ранее слышимого (эхолалии) - например, повторы слышимых ребенком рекламных слоганов, и самоповторы (персеверации). Наполнение активного словаря происходит медленно [18, с.12].