Выявление и преодоление дислексии вследствие недостаточности когнитивных процессов младших школьников с общим недоразвитием речи
ВВЕДЕНИЕ
В эпоху стремительного развития общества, бурно меняющейся жизни социума, в условиях глобализации, требования к личности как к субъекту деятельности и члену общества также завышаются. Востребованы креативные, творческие, образованные и саморазвивающиеся профессионалы. Однако компетентностью и грамотностью не овладеть в короткий срок, эти способности устанавливаются и взращиваются агентами социализации: родителями и педагогами, беря свое начало с первых этапов образовательного процесса – с дошкольных учреждений до высших учебных заведений, а также других организаций, предназначающихся для повышения квалификации специалиста.
Между тем, одним из сложнейших, можно сказать, критических периодов в становлении образовательного процесса каждого человека, является начало систематического обучения в школе. Серьезность определена тем, что детям, которым привычно познание мира путем игр и предметных манипуляций, открывается новая деятельность – учебная. Для этого периода характерно инт
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ С РАЗВИТИЕМ КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1 Исторический аспект изучения процесса чтения и когнитивных процессов детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи в специальной литературе
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
1.3 Формирование когнитивных процессов в онтогенезе
1.4 Влияние особенностей когнитивных процессов детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи на способность к овладению чтением
Выводы по главе I
ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЧТЕНИЯ И КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ У ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ГРУППЫ ДЕТЕЙ
2.1 Цель, задачи и методы исследования
2.2 Анализ данных констатирующего эксперимента
2.3 Методические рекомендации по преодолению дислексии посредством развития когнитивных процессов младших школьников с общим недоразвитием речи
Выводы по главе II
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алтухова, Т.А. Организация обследования смыслового компонента чтения младших школьников с общим недоразвитием речи [Текст] / Т.А. Алтухова, И.Н. Карачевцева // Практическая психология и логопедия. – 2006. – № 1 (18). – С. 32–43.
2. Альманах психологических тестов [Текст]. – М., 1995.
3. Ахутина, Т.В. Диагностика развития зрительно–вербальных функций [Текст] / Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – С. 64.
4. Ахутина, Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников: практическое пособие. 3–е изд., испр. и доп. [Текст] / Т.В. Ахутина, Т.А. Фотекова. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – С. 157.
5. Валявко, С.М. Феноменология общего недоразвития речи и проблемы мультидисциплинарного взаимодействия [Текст] / С.М. Валявко // Коррекционная педагогика. – 2016. – № 3(69). – С. 12–20.
6. Волкова, Г.А. Логопедия [Текст] / Г.А. Волкова. – М., 2013. – С. 680.
7. Волковская, Т.Н. Организационно–методические основы психологической помощи лицам с недостатками речи: Учебно–методическое пособие [Текст] / Т.Н. Волковская. – М.: Национальный книжный центр, 2011. – С. 144.
8. Волковская, Т.Н. Профессиональное взаимодействие логопеда и психолога в системе психолого–педагогической помощи детям с недостатками речи [Текст] / Т.Н. Волковская // Коррекционная педагогика. – 2015. – № 4 (66). – С. 3–13.
2) исследование зрительной памяти;
3) исследование слухового внимания;
4) исследование слухоречевой памяти;
5) исследование наглядно-образного мышления.
Представим диагностические методики к исследованию:
– для изучения процесса чтения мы использовали методику исследования навыков чтения Т.А. Фотековой, Т.В. Ахутиной [4];
– для изучения зрительного внимания мы использовали методику К.К. Платонова «Объем внимания при восприятии простейших объектов» [53];
– для изучения зрительной памяти мы использовали методику А.В. Семенович «Шесть фигур» [53];
– для изучения слухового внимания мы использовали методику парных ассоциаций М.У. Калкинса «Запомни пару» [53];
– для изучения слухоречевой памяти мы использовали методику А.Р. Лурия «10 слов» (объем памяти) [53];
– для изучения наглядно-образного мышления мы использовали методики Л.А. Венгера «Лабиринт» [2]; В.Р. Немова «Чего не хватает на этих рисунках» [2].
Приведем описание эксперимент