Формирование функций самоконтроля, самооценки, потребностей достижений в учебно-тренировочном процессе юных борцов вольного стиля, опыт работы ГАУ НОУ «ФОК Р.П. выездное Арзамасского района Нижегородской области»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Соревновательные схватки проходят на уровне высокой конкуренции, где от спортсмена требуется максимальная готовность ведущих факторов борцовского мастерства: технико-тактические действия, специальная физическая, а также психологическая готовность спортсменов. Психологическая организация подготовки борцов вольного стиля 10 -12 лет предполагает приспособление к занятиям, в новых условиях соревнования, которые заметно не совпадают с условиями обычной тренировки. Процесс психологического снабжения подготовки борцов вольного стиля 10 - 12 лет предусматривает перевод их на более высокий уровень их деятельности. Эта форма подготовки должна осуществляться в зависимости от положений, накопленных в российских психологических, педагогических, теориях физического и спортивного воспитания. Процесс успешной реализации юным борцом вольного стиля самоконтроля и самооценки в учебно-тренировочной и соревнованиях предусмотрена множеством воздействующих факторов, в том числе важнейшим местом занимается особое влияние характерных особенностей человека на качество выполнения. Проблема этого исследования заключается в поиске способов, средств и методов управления психологической подготовкой борцов вольной стиля 10 - 12 лет с целью обеспечения психологической подготовки к спортивным мероприятиям. Психологическая адаптация спортсменов является главной проблемой спортивной психологии и разрабатывается рядом исследователей, такими как И.А. Письменский, В.Р. Малкин, Л.Н. Рогалева, Я.А. Бредихина, Е.М. Гилязетдинова, Г.В. Бугаева, О.Н. Савинковой, И.В. Смольяновой и другими.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИЙ САМОКОНТРОЛЯ, САМООЦЕНКИ, ПОТРЕБНОСТЕЙ ДОСТИЖЕНИЙ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ ЮНЫХ БОРЦОВ ВОЛЬНОГО СТИЛЯ 6
1.1. Сущность и структура понятий «самоконтроль», «самооценка», «потребности достижений» в массовом спорте 6
1.2. Самоконтроль, самооценка, потребности достижений как составляющие внутренней позиции личности юных спортсменов 16
1.3. Психолого-педагогические аспекты формирования в учебно-тренировочном процессе функций самоконтроля, самооценки, потребностей достижений юных борцов вольного стиля 19
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 26
2.1. Организация исследования 26
2.2. Методы исследования 29
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА И ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИЙ САМОКОНТРОЛЯ, САМООЦЕНКИ, ПОТРЕБНОСТЕЙ ДОСТИЖЕНИЙ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ ЮНЫХ БОРЦОВ ВОЛЬНОГО СТИЛЯ, ОПЫТ РАБОТЫ ГАУ НОУ «ФОК Р.П. ВЫЕЗДНОЕ АРЗАМАССКОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ» 33
3.1. Разработка методики формирования функций самоконтроля, самооценки, потребностей достижений в учебно-тренировочном процессе юных борцов вольного стиля 33
3.2. Анализ эффективности практической реализации методики формирования функций самоконтроля, самооценки, потребностей достижений в учебно-тренировочном процессе юных борцов вольного стиля на базе ГАУ НОУ «ФОК р.п. Выездное Арзамасского района Нижегородской области» 42
ВЫВОДЫ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
1. Багадирова С.К. Взаимообусловленность личностных ресурсов и требований деятельности, как фактор определяющий возможность самореализации личности в спорте // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019. №4.
2. Балуев С.А., Леготкин А.Н., Леготкина Л.Р. Соревновательный метод обучения при организации спортизированного физического воспитания на основе вольной борьбы // ТиПФК. 2021. №3.
3. Бедарева О.Н. Педагогическое сопровождение реализации юными единоборцами самоконтроля спортивной подготовки с учетом акцентуаций характера и отраженности в сферах личности // Физическая культура, спорт - наука и практика. 2021. №3.
4. Вагин Ю.Е., Деунежева С.М., Хлытина А.А. Вегетативный индекс Кердо: роль исходных параметров. Области и ограничения применения // Физиология человека. 2021 г. С. 335
5. Валиуллина Е.В. Потребность в достижении успеха и эмоциональность личности // Концепт. 2019. №9.
6. Вонсович В.А. Особенности личности, определяющие успех осуществления в спортивной деятельности // Международный студенческий научный вестник. – 2022. – № 1.
7. Воронин С.В., Дубовицкая Т.Д., Базалева Л.А., Шашков А.В., Федякина Л.К. Ценностные ориентации профессиональной карьеры спортсменов // ТиПФК. 2020. №2.
8. Галкина Т.В. Научные представления Я.А. Пономарёва о центральном звене психологического механизма поведения и их развитие (к 100-летию со дня рождения учёного) // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2020. №5.
9. Губанов Э.В. Психолого-педагогические аспекты физической культуры и спорта // Наука-2020. 2020. №6.
10. Дементьев Д.В. Особенности развития физических, технических, тактических и психологических качеств борцов в тренировочном процессе по вольной борьбе // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». 2021. №XVI. – С. 171
11. Донцов В.В., Старовойтов Ю.Н., Мостовая Т.Н. Основы методики формирования спортивной мотивации // Наука-2020. 2019. №3.
12. Дюкина Л.А., Игнатьев С.В. Физическая подготовленность студентов занимающихся вольной борьбой // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №60-2.
13. Евсеева Е.К., Колесникова Н.В. Особенности психологического сопровождения в профессиональном спорте // Наука-2020. 2020. №7.
14. Ёкубова Д.М. Важные аспекты спортивной психологии в духовной подготовке спортсменов // Academy. 2021. №1.
15. Ермакова А.В. Спортивная психология // Наука-2020. №7. С. 209
16. Ефимов В.Н. Использование осознанного внимания при эмоциональном выгорании у спортсменов // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». 2020. №XIII.
17. Калинина Е.А., Киэлевяйнен Л.М. Роль профессиональных качеств тренера в становлении личности спортсмена // ТиПФК. 2021. №1.
18. Колодезникова М.Г., Колодезников К.С., Сидоров П.И. Планирование тренировочного процесса борцов вольного стиля высокой квалификации на основе анализа соревновательной деятельности // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2020. №4.
19. Колодезникова М.Г., Колодезников К.С., Спиридонов Л.Н., Аксенов Д.А. Исследование соревновательной деятельности высококвалифицированных борцов вольного стиля России и Грузии // Человек. Спорт. Медицина. 2021. №2.
20. Коновалов И.Е., Сулейманов Г.Б., Болтиков Ю.В., Соломахин О.Б., Елисеев С.А. Психологические аспекты спортивной подготовки борцов на поясах с использованием вариативных средств тренировки // ТиПФК. 2021. №4.
21. Концепции достижения превосходства в спорте: учеб. пособие / [В. Р. Малкин, Л. Н. Рогалева, Я. А. Бредихина, Е. М. Гилязетдинова; под общ. ред. Л. Н. Рогалевой]; Министерство науки и высш. образования Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург: Издательствово Урал. ун-та, 2019.- ISBN 978-5-7996-2673-0 – С. 274
22. Кузьменко Г.А., Бедарева О.Н., Бедарев А.А. Познавательный интерес и учебно-поисковая активность подростков-единоборцев как предпосылка к формированию самоконтроля тренировочной деятельности // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. №3.
23. Кузьмин М.А., Смирнова Н.Н., Костромин О.В. Технология психологической адаптации спортсменов к условиям соревнований с учетом их личностных особенностей // ТиПФК. 2020. №3.
24. Курбатова А.С., Пухова А.Г., Беляева Т.К. Изучение самооценки как актуальное направление психолого-педагогических исследований // ПНиО. 2019. №1. С. 303
25. Лахтин А. Ю., Селиверстов А. А., Вакуленко А. Н., Гершун Г. С. Построение физического воспитания студентов на мотивационной основе // МНКО. 2020. №2. С. 256
26. Ловягина А.Е. Особенности психологической помощи спортсменам в России и за рубежом // Ученые записки университета Лесгафта. 2021. №4. С. 194
27. Новиков В.А., Огарышев А.В., Воробьёв А.Н. Роль физической культуры и спорта в развитии личности // Ученые записки университета Лесгафта. 2021. №5.
28. Пестряков, А. Д. Развитие гибкости у юных борцов вольного стиля / А. Д. Пестряков, М. Г. Колодезникова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 45. С. 335
29. Письменский, И. А. Теория и методика избранного вида спорта. Спортивная борьба: учебник для вузов / И. А. Письменский. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. - (Высшее образование) - ISBN 978-5-534-05910-6. С. 264
30. Поликанова И.С., Исаев А.В., Леонов С.В. Индивидуально-типологические особенности нервной системы борцов вольного стиля и динамика их психофизиологических параметров при воздействии сильной физической нагрузки /Национальный психологический журнал. – 2019. – № 4. С. 63
31. Рыбчинский В.П., Шенгелая С.А., Грошевихин И.В. Использование аутогенной тренировки как метода коррекции эмоционального выгорания у спортсменов, занимающихся боевыми искусствами // МНИЖ. 2020. №6-2. С. 163
32. Современные проблемы и потенциал научных исследований в физической культуре и спорте: материалы II Всероссийской научно-практической конференции (Улан-Удэ, 3–4 декабря 2020.) / отв. ред. А. В. Комарова. — Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2021. - ISBN 978-5-9793-1565-2. С. 116
33. Сорокин, И. А. Психологические аспекты подготовки борцов-самбистов в предсоревновательный период / И. А. Сорокин. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 9. — С. 404
34. Спортивная психология : учебник для вузов / В. А. Родионов [и др.]; под общей редакцией В. А. Родионова, А. В. Родионова, В. Г. Сивицкого. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — ISBN 978-5-534-00285-0. С. 367
35. Султанахмедов Г.С. Особенности применения мультимедийных средств с целью совершенствования технико-тактических действий в вольной борьбе // Ученые записки университета Лесгафта. 2018. №2. С. 156
36. Ткачук М.Г., Панченко И.А., Куванов Я.А. Влияние соматотипа на свойства личности борцов // ТиПФК. 2021. №4. С. 190
37. Федотов Б.В. Проблема мотивации в спорте для взрослых // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». 2021. №XII. С. 367
38. Физическая культура, спорт и здоровье в современном обществе: сборник научных статей Всероссийской с международным участием очно-заочной научно-практической конференции / [под ред. Г. В. Бугаева, О. Н. Савинковой, И. В. Смольяновой]. - Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2018. - ISBN 978-5-4446-1178-4. С. 464
39. Фудин Н.А., Классина С.Я., Быкова Е.В. Психоэмоциональное напряжение человека и субъективное восприятие времени // ВНМТ. 2021. №4. С. 302
40. Шевырева Е.Г., Петров А.В., Петрова О.В. Психолого-педагогическое сопровождение процесса подготовки юных спортсменов // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 5. С. 236
Важное значение имеет взаимодействие с родителями (участие родителей в проведении различных мероприятий, родительские собрания, выездных соревнований, волонтерском движении). Именно эта форма работы позволяет объяснить родителям все более важные аспекты в каждом этапе становления юных спортсменов, обговорить проблемы, определить способы их решения. Роль родительской общественности в воспитании положительной мотивации у юных спортсменов огромна. Информационно-просветительская работа с родителями направлена на обучение способов поддержки спортсменов, приемам саморегуляции, ведению работы по учету результатов соревновательной деятельности. Спортсмену необходимо контролировать свои эмоции, потому, что именно от этого зависит результат в соревнованиях. Отмечается, что чем более психологически устойчив спортсмен, тем меньше он делает ошибок в процессе деятельности. Положительное влияние на эмоциональный фон оказывает выполнение привычных технико-тактических упражнений перед соревнованиями. Данные упражнения должны быть достаточно сложными, требовать больше внимания и тем самым отвлекать от отрицательных мыслей. Наибольшее место в тренировочном процессе должны занимать упражнения, требующие от спортсмена решительности, смелости, значительных волевых усилий, пример, прыжки через разные препятствия. С их помощью могут использовать спортсмены разных видов спорта.