Формирование функций самоконтроля, самооценки, потребностей достижений в учебно-тренировочном процессе юных борцов вольного стиля, опыт работы ГАУ НОУ «ФОК Р.П. выездное Арзамасского района Нижегородской области»

Цель дипломной работы: совершенствование теории и практики спортивной подготовки юных борцов вольного стиля теоретически и методологически обосновав методику формирования функций самоконтроля, самооценки, потребностей достижений в учебно-тренировочном процессе
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
16.09.2022
Объем файла
6523 Кб
Количество страниц
60
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ 

Актуальность исследования. Соревновательные схватки проходят на уровне высокой конкуренции, где от спортсмена требуется максимальная готовность ведущих факторов борцовского мастерства: технико-тактические действия, специальная физическая, а также психологическая готовность спортсменов. Психологическая организация подготовки борцов вольного стиля 10 -12 лет предполагает приспособление к занятиям, в новых условиях соревнования, которые заметно не совпадают с условиями обычной тренировки. Процесс психологического снабжения подготовки борцов вольного стиля 10 - 12 лет предусматривает перевод их на более высокий уровень их деятельности. Эта форма подготовки должна осуществляться в зависимости от положений, накопленных в российских психологических, педагогических, теориях физического и спортивного воспитания. Процесс успешной реализации юным борцом вольного стиля самоконтроля и самооценки в учебно-тренировочной и соревнованиях предусмотрена множеством воздействующих факторов,  в том числе важнейшим местом занимается особое влияние характерных особенностей человека на качество выполнения. Проблема этого исследования заключается в поиске способов, средств и методов управления психологической подготовкой борцов вольной стиля 10 - 12 лет с целью обеспечения психологической подготовки к спортивным мероприятиям. Психологическая адаптация спортсменов является главной проблемой спортивной психологии и разрабатывается рядом исследователей, такими как И.А. Письменский, В.Р. Малкин, Л.Н. Рогалева, Я.А. Бредихина, Е.М. Гилязетдинова, Г.В. Бугаева, О.Н. Савинковой, И.В. Смольяновой и другими. 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИЙ САМОКОНТРОЛЯ, САМООЦЕНКИ, ПОТРЕБНОСТЕЙ ДОСТИЖЕНИЙ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ ЮНЫХ БОРЦОВ ВОЛЬНОГО СТИЛЯ 6

1.1. Сущность и структура понятий «самоконтроль», «самооценка», «потребности достижений» в массовом спорте 6

1.2. Самоконтроль, самооценка, потребности достижений как составляющие внутренней позиции личности  юных спортсменов 16

1.3. Психолого-педагогические аспекты формирования в учебно-тренировочном процессе функций самоконтроля, самооценки, потребностей достижений юных борцов вольного стиля 19

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 26

2.1. Организация исследования 26

2.2. Методы исследования 29

ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА И ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИЙ САМОКОНТРОЛЯ, САМООЦЕНКИ, ПОТРЕБНОСТЕЙ ДОСТИЖЕНИЙ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ ЮНЫХ БОРЦОВ ВОЛЬНОГО СТИЛЯ, ОПЫТ РАБОТЫ ГАУ НОУ «ФОК Р.П. ВЫЕЗДНОЕ АРЗАМАССКОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ» 33

3.1. Разработка методики формирования функций самоконтроля, самооценки, потребностей достижений в учебно-тренировочном процессе юных борцов вольного стиля 33

3.2. Анализ эффективности практической реализации методики формирования функций самоконтроля, самооценки, потребностей достижений в учебно-тренировочном процессе юных борцов вольного стиля на базе ГАУ НОУ «ФОК р.п. Выездное Арзамасского района Нижегородской области» 42

ВЫВОДЫ 55

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 58

ПРИЛОЖЕНИЯ 63

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 

1. Багадирова С.К. Взаимообусловленность личностных ресурсов и требований деятельности, как фактор определяющий возможность самореализации личности в спорте // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019. №4. 

2. Балуев С.А., Леготкин А.Н., Леготкина Л.Р. Соревновательный метод обучения при организации спортизированного физического воспитания на основе вольной борьбы // ТиПФК. 2021. №3. 

3. Бедарева О.Н. Педагогическое сопровождение реализации юными единоборцами самоконтроля спортивной подготовки с учетом акцентуаций характера и отраженности в сферах личности // Физическая культура, спорт - наука и практика. 2021. №3. 

4. Вагин Ю.Е., Деунежева С.М., Хлытина А.А. Вегетативный индекс Кердо: роль исходных параметров. Области и ограничения применения // Физиология человека. 2021 г. С. 335

5. Валиуллина Е.В. Потребность в достижении успеха и эмоциональность личности // Концепт. 2019. №9.

6. Вонсович В.А. Особенности личности, определяющие успех осуществления в спортивной деятельности // Международный студенческий научный вестник. – 2022. – № 1.

7. Воронин С.В., Дубовицкая Т.Д., Базалева Л.А., Шашков А.В., Федякина Л.К. Ценностные ориентации профессиональной карьеры спортсменов // ТиПФК. 2020. №2. 

8. Галкина Т.В. Научные представления Я.А. Пономарёва о центральном звене психологического механизма поведения и их развитие (к 100-летию со дня рождения учёного) // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2020. №5. 

9. Губанов Э.В. Психолого-педагогические аспекты физической культуры и спорта // Наука-2020. 2020. №6. 

10. Дементьев Д.В. Особенности развития физических, технических, тактических и психологических качеств борцов в тренировочном процессе по вольной борьбе // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». 2021. №XVI. – С. 171 

11. Донцов В.В., Старовойтов Ю.Н., Мостовая Т.Н. Основы методики формирования спортивной мотивации // Наука-2020. 2019. №3.

12. Дюкина Л.А., Игнатьев С.В. Физическая подготовленность студентов занимающихся вольной борьбой // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №60-2. 

13. Евсеева Е.К., Колесникова Н.В. Особенности психологического сопровождения в профессиональном спорте // Наука-2020. 2020. №7. 

14. Ёкубова Д.М. Важные аспекты спортивной психологии в духовной подготовке спортсменов // Academy. 2021. №1. 

15. Ермакова А.В. Спортивная психология // Наука-2020. №7. С. 209

16. Ефимов В.Н. Использование осознанного внимания при эмоциональном выгорании у спортсменов // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». 2020. №XIII. 

17. Калинина Е.А., Киэлевяйнен Л.М. Роль профессиональных качеств тренера в становлении личности спортсмена // ТиПФК. 2021. №1. 

18. Колодезникова М.Г., Колодезников К.С., Сидоров П.И. Планирование тренировочного процесса борцов вольного стиля высокой квалификации на основе анализа соревновательной деятельности // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2020. №4. 

19. Колодезникова М.Г., Колодезников К.С., Спиридонов Л.Н., Аксенов Д.А. Исследование соревновательной деятельности высококвалифицированных борцов вольного стиля России и Грузии // Человек. Спорт. Медицина. 2021. №2. 

20. Коновалов И.Е., Сулейманов Г.Б., Болтиков Ю.В., Соломахин О.Б., Елисеев С.А. Психологические аспекты спортивной подготовки борцов на поясах с использованием вариативных средств тренировки // ТиПФК. 2021. №4. 

21. Концепции достижения превосходства в спорте: учеб. пособие / [В. Р. Малкин, Л. Н. Рогалева, Я. А. Бредихина, Е. М. Гилязетдинова; под общ. ред. Л. Н. Рогалевой]; Министерство науки и высш. образования Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург: Издательствово Урал. ун-та, 2019.- ISBN 978-5-7996-2673-0 – С. 274

22. Кузьменко Г.А., Бедарева О.Н., Бедарев А.А. Познавательный интерес и учебно-поисковая активность подростков-единоборцев как предпосылка к формированию самоконтроля тренировочной деятельности // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. №3. 

23. Кузьмин М.А., Смирнова Н.Н., Костромин О.В. Технология психологической адаптации спортсменов к условиям соревнований с учетом их личностных особенностей // ТиПФК. 2020. №3. 

24. Курбатова А.С., Пухова А.Г., Беляева Т.К. Изучение самооценки как актуальное направление психолого-педагогических исследований // ПНиО. 2019. №1. С. 303

25. Лахтин А. Ю., Селиверстов А. А., Вакуленко А. Н., Гершун Г. С. Построение физического воспитания студентов на мотивационной основе // МНКО. 2020. №2. С. 256

26. Ловягина А.Е. Особенности психологической помощи спортсменам в России и за рубежом // Ученые записки университета Лесгафта. 2021. №4. С. 194 

27. Новиков В.А., Огарышев А.В., Воробьёв А.Н. Роль физической культуры и спорта в развитии личности // Ученые записки университета Лесгафта. 2021. №5. 

28. Пестряков, А. Д. Развитие гибкости у юных борцов вольного стиля / А. Д. Пестряков, М. Г. Колодезникова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 45. С.  335 

29. Письменский, И. А.  Теория и методика избранного вида спорта. Спортивная борьба: учебник для вузов / И. А. Письменский. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. - (Высшее образование) - ISBN 978-5-534-05910-6. С. 264

30. Поликанова И.С., Исаев А.В., Леонов С.В. Индивидуально-типологические особенности нервной системы борцов вольного стиля и динамика их психофизиологических параметров при воздействии сильной физической нагрузки /Национальный психологический журнал. – 2019. – № 4. С. 63

31. Рыбчинский В.П., Шенгелая С.А., Грошевихин И.В. Использование аутогенной тренировки как метода коррекции эмоционального выгорания у спортсменов, занимающихся боевыми искусствами // МНИЖ. 2020. №6-2. С. 163

32. Современные проблемы и потенциал научных исследований в физической культуре и спорте: материалы II Всероссийской научно-практической конференции (Улан-Удэ, 3–4 декабря 2020.) / отв. ред. А. В. Комарова. — Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2021. - ISBN 978-5-9793-1565-2. С. 116

33. Сорокин, И. А. Психологические аспекты подготовки борцов-самбистов в предсоревновательный период / И. А. Сорокин. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 9. — С. 404

34. Спортивная психология : учебник для вузов / В. А. Родионов [и др.]; под общей редакцией В. А. Родионова, А. В. Родионова, В. Г. Сивицкого. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — ISBN 978-5-534-00285-0. С. 367

35. Султанахмедов Г.С. Особенности применения мультимедийных средств с целью совершенствования технико-тактических действий в вольной борьбе // Ученые записки университета Лесгафта. 2018. №2. С. 156

36. Ткачук М.Г., Панченко И.А., Куванов Я.А. Влияние соматотипа на свойства личности борцов // ТиПФК. 2021. №4. С. 190

37. Федотов Б.В. Проблема мотивации в спорте для взрослых // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». 2021. №XII. С. 367

38. Физическая культура, спорт и здоровье в современном обществе: сборник научных статей Всероссийской с международным участием очно-заочной научно-практической конференции / [под ред. Г. В. Бугаева, О. Н. Савинковой, И. В. Смольяновой]. - Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2018. - ISBN 978-5-4446-1178-4. С. 464

39. Фудин Н.А., Классина С.Я., Быкова Е.В. Психоэмоциональное напряжение человека и субъективное восприятие времени // ВНМТ. 2021. №4. С. 302

40. Шевырева Е.Г., Петров А.В., Петрова О.В. Психолого-педагогическое сопровождение процесса подготовки юных спортсменов // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 5. С. 236

Важное значение имеет взаимодействие с родителями (участие родителей в проведении различных мероприятий, родительские собрания, выездных соревнований, волонтерском движении). Именно эта форма работы позволяет объяснить родителям все более важные аспекты в каждом этапе становления юных спортсменов, обговорить проблемы, определить способы их решения. Роль родительской общественности в воспитании положительной мотивации у юных спортсменов огромна. Информационно-просветительская работа с родителями направлена на обучение способов поддержки спортсменов, приемам саморегуляции, ведению работы по учету результатов соревновательной деятельности. Спортсмену необходимо контролировать свои эмоции, потому, что именно от этого зависит результат в соревнованиях. Отмечается, что чем более психологически устойчив спортсмен, тем меньше он делает ошибок в процессе деятельности. Положительное влияние на эмоциональный фон оказывает выполнение привычных технико-тактических упражнений перед соревнованиями. Данные упражнения должны быть достаточно сложными, требовать больше внимания и тем самым отвлекать от отрицательных мыслей. Наибольшее место в тренировочном процессе должны занимать упражнения, требующие от спортсмена решительности, смелости, значительных волевых усилий, пример, прыжки через разные препятствия. С их помощью могут использовать спортсмены разных видов спорта.