Использование ментальных карт на уроках информатики
ВВЕДЕНИЕ
Нам хорошо знакомо чувство растерянности, когда не получается разобраться в собственных записях после конспектирования темы. И когда нам предстоит выступление с докладом, и мы путаемся в огромном количестве записочек с тезисами и рисунками. А может, нам предстоит проработать какую-то тему и для этого потребуется систематизировать большой объем литературы, но мы не знаете, как это лучше сделать?
Записи не всегда помогают при обработке значительного объема информации, поскольку очень скоро их становится слишком много. К тому же они плохо запоминаются, поскольку вовлекают в работу только логическое мышление. Рисунки и символы запечатлеваются гораздо легче, наш мозг имеет отвечающую за воображение область, позволяющую мыслить целостно, — это правое полушарие мозга. О нем часто забывают.
СОДЕРЖАНИЕ
Реферат …………………………………………………………………………………… 2
Введение ………………………………………………...................................................... 4
1 История возникновения ментальных карт……………………….…………………….7
1.1 Порфир Тироса и посадка (порфировых) деревьев……………………………....….7
1.2 История ментального картирования в эпоху 1950-1960 годов……………………..8
1.3 Использование компьютерных приложений для создания ментальных карт ……10
2 Принципы и правила создания ментальных карт …………………………………… 11
2.1 Отличия и свойства ментальных карт …………………………………………...….12
2.2 Преимущество создания ментальной карты ……………………………………….13
2.3 Для чего можно использовать метод ……………………………………………..…14
2.4 Пример составления ментальной карты ……………………………………………15
3 Использование ментальных карт на уроках информатики …………………………17
3.1 Как использовать ментальные карты на уроках информатики ……………..…….22
3.2 Разновидности ментальных карт, которые можно использовать на уроках информатики ……………………………………………………………………………22
Заключение ……………………………………………………………………...……….24
Список использованных источников……………...……………………………………27
Рисунок (1(а), 2.4) ………………………………………………………………………..29
Рисунок (1(б), 2.4) …………………………...…………………………………………..29
Рисунок (1(в), 2.4) ………………………………………………………………………..29
Рисунок (1(г), 2.4) ………………………………………………………………………..30
Рисунок (2, 3.2) …………………………………………………………………………..30
Рисунок (3, 3.2) …………………………………………………………………………..31
Рисунок (4, 3.2) …………………………………………………………………………..31
Рисунок (5, 3.2) …………………………………………………………………………..31
Рисунок (6, 3.2) …………………………………………………………………………..32
Рисунок (7, 3.2) …………………………………………………………………………..32
Рисунок (8, 3.2) …………………………………………………………………………..33
Рисунок (9, 3.2) …………………………………………………………………………..33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Составление ментальных карт: метод генерации и структурирования идей/ Хорст Мюллер; [пер. с нем. В. В. Мартыновой, М. М. Дрёмина]. – Москва: Издательство «Омега-л», 2007. – 126 с.
2. Ментальные карты Бьюзена - ассоциативный метод активизации мышления URL: https://www.b17.ru/article/mentalniekarti/.
3. Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), Modern Research of Social Problems, №4(48), 2015 URL: www.sisp.nkras.ru Визуальное восприятие в современном обществе. Вольфсон Ю.Р., Вольчина А.Е.
4. История ментального картирования. URL: https://www.mindmappingsite.com/history/history-of-mind-mapping.
5. Новак Д., Канас А. Теория построения и практика применения карт понятий. URL: http://cmap.ihmc.us/Publications/ResearchPapers/TheoryCmaps/TheoryUnderl.
6. Бьюзен Т. и Б. Б96 Супермышление/Пер. с англ. Е. А. Самсонов; Худ. обл. М. В. Драко. — 2-е изд.— Мн.: ООО «Попурри», 2003. — 304 с. ил. + 16 с. вкл.— (Серия «Живите с умом»).
7. Стрельникова А.В. Социальное картографирование: эволюция метода // Вестник РГГУ. Серия: Философия, Социология, Искусствоведение. №2 (103). 2013. C. 2010-2017.
8. Бабич А.В. Эффективная обработка информации (Mind mapping). URL: http://www.intuit.ru/studies/courses/647/503/lecture/11414?page=8.
9. Образовательная среда. Применение в учебном процессе ментальных карт. Дамир Рашитович Хакимов.
10. «Тони Бьюзен. Интеллект-карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления»: Манн, Иванов и Фербер; Москва; 2019.
11. Составление ментальных карт: метод генерации и структурирования идей/ Хорст Мюллер; [пер. с нем. В.В. Мартыновой, М.М. Дрёмина]. – Москва: Издательство «Омега-л», 2007. – 126 с.
12. Семакин И.Г., Бежина И.Н.: Информатика. 10-11 классы. Методическое пособие. Углубленный уровень. ФГОС. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2015 г. 320
13. Интеллект-карты. Тренинг эффективного мышления [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.mind-map.ru/
14. Сидоров С.В. Методические аспекты использования ментальных карт на учебных занятиях. – [Электронный ресурс]. URL: http://sv-sidorov.ucoz.com.
15. Сачкова М.В. Использование ментальных карт как детерминанты развития структурного мышления студентов ПОО на примере изучения темы «Нивелирование» // Научно методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 21. – С. 78–81.
16. Майер, Е. И. Использование ментальных карт в учебном процессе как средство систематизации и обобщения знаний учащихся / Е. И. Майер. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 43 (177). — С. 106-108. — URL: https://moluch.ru/archive/177/46134.
17. Как использовать ментальные карты при обучении информатики| Большая перемена URL: https://zen.yandex.ru/media/digitalteacher.
18. Ментальные карты в обучении информатики, как метод развития критического мышления школьников А.О. Келдибекова, канд. пед. наук, доцент Н. Кушбаккызы, магистрант Ошский государственный университет (Кыргызстан, г. Ош).
19. Техники визуализации на уроках информатики в общеобразовательной школе. Муравьёва Галина Евгеньевна доктор педагогических наук, профессор Шуйский филиал ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет», профессор кафедры педагогики и специального образования.
История ментального картографирования, безусловно, прошла долгий путь от своего скромного зарождения до эпохи оцифровки. Независимо от того, хотите ли вы использовать традиционное ручное отображение разума или являетесь технически подкованным пользователем онлайн-инструментов, отображение разума может принести пользу вашей повседневной жизни множеством способов. Попробуйте, и вы скоро поймете, что ваша жизнь никогда не была организована лучше!
Визуальная сложность: Отображение шаблонов информации (история визуализации информации и данных и руководство по современным инновационным приложениям) Мануэла Лимы, вероятно, предлагает больше всего в этом отношении, предлагая “подробную историю визуализации информации с подробным рассмотрением самых инновационных приложений на сегодняшний день” и “ясно иллюстрирует