Влияние изучения истории на патриотическое воспитание учащихся

Курсовая работа, в ходе исследования которой определяется влияние изучения истории на патриотическое воспитание учащихся. В ходе написания работы раскрыты теоретические основы патриотического воспитания учащихся и необходимость его формирования в школе; изучены методические аспекты обеспечения патриотичесского воспитания в условиях обучения истории в школе.
Author image
Radik
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
16.09.2022
Объем файла
106 Кб
Количество страниц
32
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Сегодня задача патриотического воспитания подрастающего поколения актуальна тем, что современная молодежь недостаточно знает о культурных традициях своего народа, часто проявляя равнодушие к близким людям, сверстникам. Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, чувствовал ответственность за свою Родину, его надо таким воспитать. Подростковый возраст является наиболее оптимальным для системы патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Для того, чтобы стать патриотом, любить свою Родину, гордиться ей, человек, прежде всего, должен знать историю страны, её героические страницы. У учащихся необходимо выработать чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
Степень научной изученности темы.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………….……………………………………………......3
1 Понятие «патриотическое воспитание», необходимость его формирования в школе…………..….………………………………..……………………........6
1.1 Основные подходы к понятию «патриотическое воспитание ……….….6
1.2 Нормативно-правовое обеспечение формирования воспитания в школе…………………..…………………………..………………………......12
2 Методические аспекты обеспечения патриотического воспитания в условиях обучения истории в школе…....…………………………………...15
2.1Патриотическая составляющая содержания школьных курсов Отечественной истории…………………………………………...…….........15
2.2 Основные методы, приемы, средства формирования патриотизма на уроках истории……….………………...........………….....……..…....……...18
2.3 Методическая разработка урока по теме «Северо-Западная Русь между Востоком и Западом»………………………………………..…………….….23
Заключение………………………….…………………………………........…....32
Список использованных источников…………………………………....……34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Арасланова, О. В. Поурочные разработки по истории России XX — начало XXI века : 9 класс / О. В. Арасланова, А. В. Поздеев. – Москва : Вако, 2005. – 210 с. – ISBN 978-5-94665-764-8.

2. Артасов, И. А.  История России. Рабочая тетрадь : 6 класс / И. А. Артасов, А. А. Данилов. –  Москва : Просвещение, 2016. – 270 с. – ISBN 978-5-09-038344-8.

3. Бахтин, Ю. К. Патриотическое воспитание как основа формирования нравственно здоровой личности / Ю. К. Бахтин // Молодой ученый. – 2014. – №10. – С. 349–352.

4. Вагин, А. А. Методика преподавания истории в средней школе / А. А. Вагин. – Москва : Просвещение, 1968. – 431 с.   

5. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В. И. Даль. – Москва : Олма-Пресс, 2004. – 700 с. – ISBN 5-224-04281-X.

6. Данилов, А. А. История России. Рабочая тетрадь : 7 класс / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. – Москва : Просвещение, 2016. – 270 с. – ISBN 978-5-09-036601-4

7. Комбарова, Л. А. Наглядные средства обучения на уроках истории и обществознания / Л. А. Комбарова, А. А. Черницына // Актуальные вопросы современной науки и образования : материалы Научной сессии 2020 Борисоглебского филиала ФГБОУ ВО «ВГУ». Борисоглебский филиал ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет» (г. Борисоглебск, 2020). – Москва : Издательство «Перо», 2020. – С. 161–164. 

8. Колесниченко, Н. Ю. История России конец XVI-XVIII вв. : 7 класс. Дидактический материал / Н. Ю. Колесниченко. – Волгоград : Учитель, 2005. – 319 с. – ISBN 978-5-7057-4744-3.

9. Колесниченко, Н. Ю. Поурочные планы по учебнику А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной : 8 класс / Н. Ю. Колесниченко. – Волгоград : Учитель, 2005. – 146 с. – ISBN 978-5-7057-2677-6.

10. Колпачева, О. Ю. Уроки истории как средство патриотического воспитания учащихся в отечественной школе ХІХ-ХХ веков / О. Ю. Колпачева // Историко-педагогический журнал. – 2014. – № 3. – С. 78–89.

11. Концепция преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации // Министерство просвещения Российской Федерации: [сайт]. – 2022. – URL: https://docs.edu.gov.ru/document/b12aa655a39f6016af3974a98620bc34/download/3243/ ( дата обращения: 15.03.2022).

12. Колганова, Е. В. Поурочные разработки по истории России 19 века. 8 класс / Е. В. Колганова, Н. В. Сумарокова. – Москва : Вако, 2006. – 285 с. – ISBN 978-5-94665-592-7.

13. Кондращенко, А. Н. Исторические тексты как средство обучения истории / А. Н. Кондращенко // Образовательный процесс. – 2018. – № 6 – С. 1–4.

14. Корнева, Т. А. История России XX – XX века. Поурочные планы по учебнику А. А. Левандовского, Ю. А. Щетинова : 11 класс / Т. А. Корнева. – Волгоград : Учитель, 2005. – 267 с. – ISBN 5-7057-0565-4.

15. Лукьянов, Н. Е. Метод наглядности на уроках истории и обществознания / Н. Е. Лукьянов // Устойчивое развитие науки и образования. – 2019. – № 3. – С. 167–172.

16. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов. – Москва : Мир и образование, 2012.  – 1375 с. – ISBN 978-5-94666-657-2.

17. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 : официальный сайт. – 2022. – URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=387922 (дата обращения: 15.03.2022).

18. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон № 273-ФЗ : текст с изменениями и дополнениями на 2 декабря 2019 года : принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года : одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года. – Москва : Эксмо, 2018. – 144 с. – ISBN 978-5-392-26365-3.

19. Симонова, Е. В. Поурочные разработки по истории России / Е. В. Симонова. – Москва : Экзамен, 2006.  – 285 с. – ISBN 978-5-377-02102-5.

20. Студеникин, М. Т. Методика преподавания истории в школе / М. Т. Студеникин. – Москва : Владос. – 2004.  – 238 с. – ISBN 5691004573.

21. Методика обучения обществознанию : учебное пособие / О. Б. Соболева, Д. В. Кузин, Л. В. Искровская [и др.]. – Москва : Юрайт, 2017. – 474 с. – ISBN 978-5-534-03060-0.

22. Сухомлинский В. А. Мудрая власть коллектива / В. А. Сухомлинский. – Москва : Мол. гвардия, 1975. – 239 с. 

23. Торкунов, А. В. История России : учебник для общеобразовательных учреждений : 6 класс / А. В. Торкунов. – Москва : Просвещение, 2018. – 127 с. – ISBN 978-5-09-055156-4.

24. Торкунов, А. В. История России : учебник для общеобразовательных учреждений : 7 класс / А. В. Торкунов. – Москва : Просвещение, 2016. – 128 с. – ISBN 978-5-09-037932-8.

25. Торкунов, А. В. История России : учебник для общеобразовательных учреждений : 8 класс / А. В. Торкунов. – Москва : Просвещение, 2016. – 127 с. – ISBN 978-5-09-037933-5.

26. Торкунов, А. В. История России : учебник для общеобразовательных учреждений : 9 класс / А. В. Торкунов. – Москва : Просвещение, 2017. – 143 с. – ISBN 978-5-09-046514-4.

27. Торкунов, А. В. История России : учебник для общеобразовательных учреждений : 10 класс / А. В. Торкунов. – Москва : Просвещение, 2018. – 159 с. – ISBN 978-5-09-055168-4.

28. Ушинский К. Д. Собрание сочинений / К. Д. Ушинский. – Москва : Учпедгиз, 1950.  – 668 с.

29. Фирсова, Е. В. Система патриотического воспитания на уроках истории и внеклассных мероприятиях. / E. В. Фирсова // Воспитание школьников. – 2013. – № 3. – С. 40–43.

30. Шаваринский, Б. М. Роль и место военно-патриотического воспитания как важнейшего направления патриотического воспитания молодежи в современных условиях / Б. М. Шаваринский, И. В. Зотов // Воспитание в современной образовательной среде : материалы Межрегиональной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 2015). – Санкт-Петербург : Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Ленинградский областной институт развития образования», 2015. – С. 83–92.

31. Шульженко, М. Э. Патриотическое воспитание современной молодежи / М. Э. Шульженко // Молодой ученый. – 2017. – № 47. – С. 240–243.

С 1 января 2021 года в России стартовала реализация федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» в рамках национального проекта «Образование». Обучающимся смогут прививать базовые ценности на уроках и онлайн. Будет усилена воспитательная компонента в учебной и учебно-методической литературе, на уроках и во внеучебной деятельности. При этом отдельного предмета по воспитанию в школах вводить не планируется, равно как и оценки.
Проект, основная цель которого воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций путём вовлечения к 2025 г