Исторические задачи на уроках математики в 5-6 классах

Цель работы: составить банк исторических задач для учащихся 5-6 классов и разработать методические рекомендации по их использованию на уроках математики в 5-6 классах
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
16.09.2022
Объем файла
8144 Кб
Количество страниц
32
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2720 руб.
3400 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Актуальность. Актуальность данной темы обусловлена тем, что  современная  школьная программа предлагает внушительное изучение материала, но вместе с этим интерес к обучению у школьников уменьшается. В качестве средства повышения интереса к обучению могут быть исторические задачи.
«Включение элементов из истории математики часто ограничивается сообщениями о работах ученых математики, рассказами об отдельных фактах из жизни ученых, о сделанных открытиях. В то же время, использование исторических задач в учебном процессе может способствовать» [10]:
1. Повышению интереса учащихся к изучению математики и углублению понимания ими изучаемого фактического материала;
2. Расширению умственного кругозора учащихся и повышению их общей культуры;
3. Выявлению взаимосвязей между историей, математикой, историей математики.
4. Активизации учебного процесса.
5. Расширению взглядов на математику.
Учитывая актуальность и значимость использования исторических задач в обучении, нами была выбрана тема выпускной квалификационной работы «Исторические задачи на уроках математики в 5-6 классах». 
Объект исследования: процесс обучения математике обучающихся 5-6 классов.
Предмет исследования: исторические задачи на уроках математики в 5-6 классах.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………….. 3

Глава 1 Теоретические основы исследования….…………………………..... 7

1.1.Сущность понятия историческая задача …………………………………. 7

1.2. Виды  исторических задач  при обучении  математике…………………. 9

1.3. Анализ   учебников математики на наличие в них исторических задач…………………………………………………………………………...… 12

Выводы по первой главе……………………………………………………..… 16

Глава 2 Разработка методических рекомендаций по  использованию исторических задач на уроках математики в основной школе.…………………………………………………………………………… 17

2.1 Результаты анкетирования учащихся основной школы и учителей математики ...…………………………………………………………………… 17

2.2 Результаты анкетирования учителей математики основной школы….… 20

2.3 Банк исторических задач с методическими рекомендациями…………... 25

2.4 Методические рекомендации по использованию исторических задач  на уроках математики …………………………………………………………. 42

Выводы по второй главе……………………………………………………….. 49

Заключение …………………………………………………………………..... 55

Список использованных источников………………………………………. 51

Список использованных источников

1. «Проба пера» Естественные и математические науки»: материалы VII школьной международной заочной научно-исследовательской конференции. (07 мая 2013 г.) — Новосибирск: Изд. «СибАК», 2013 — 216 с.

2. Белошистая А.В. Методика обучения математике в начальной школе: курс лекций / А.В. Белошистая. – М.: Владос, 2007. – 455 с.

3. Болгарский Б.В. Очерки по истории математики. / Б.В. Болгарский. – Минск: Вышэйшая школа, 1979. – 368 с.

4. Бронникова Л.М. История математики. / Л.М. Бронникова. – Барнаул: АлтГПУ, 2016. – 259 с. – ISBN 978-5-88210-810-5

5. Валиуллина, А.Р. Задачи в обучении математики / А.Р. Валиуллина. – Казань : , 20144. – 78 с.

6. Виленкин  Н.Я. Математика. 5 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. 31-е изд., стер. М.:Мнемозина, 2013. 280с.: ил.

7. Виленкин Н.Я. Математика. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. 30-е изд., стер.  М. :Мнемозина, 2013.288с.: ил.

8. Выгодский М.Я. Арифметика и алгебра в древнем мире. /М.Я. Выгодский. – М.: Наука, 1967. – 368 с.

9. Гильмуллин М.Ф. История математики Елабуга: Изд-во ЕГПУ, 2009. – 212 с. ISBN 978-5-9662-0038-1.

10. Глейзер Г. И. История математики в школе: IV-VI кл. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981. – 239 с.

11. Гончарова И. В. Активизация познавательной деятельности учащихся основной школы с помощью исторических фактов по математике// дм. 2020.№51. 

12. Гурьев П.С. Арифметические листки, постепенно расположенные от легчайшего к труднейшему, содержащие в себе 2523 задачи с решениями оных и с кратким руководством к исчислению.. - СПб.: Печ. При императорской Академии наук, 1832

13. Гусев И.Е. Математика. М.: АСТ, 2017. – 160 с. ISBN 978-5-17-100548-1.

14. Даан-Дальмедико А. Пути и лабиринты. Очерки по истории математики. / А. Даан-Дальмедико, Ж. Пейффер. – М.: Мир, 1986. – 432 с.

15. Дюрягина Е.В., Чикунова О.И. Задачи с историческим содержанием как средство развития познавательного интереса школьников к математике// Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 8. – С. 79-80;

16. Кокурина Ю.К. Курс лекций по истории математики / Ю. К. Кокурина. – Владимир: Изд-во ВлГУ, 2014. – 184 с. – ISBN 978-5-9984-0504-4 

17. Кольман Э. История математики в древности. /Э. Кольман. – М.: Государственное издательство физико-математической литературы. – 1961. – с. 239.

18. Колягин Ю.М. Задачи в обучении математике. Часть I. Математические задачи как средство обучения и развития учащихся / Ю.М. Колягин. – М.: Просвещение, 1977. – 114 с.

19. Комиссаров М. Л. Роль математики в нашей жизни / М. Л. Комиссаров, Н. П. Комкова. // Юный ученый. – 2020. – № 2 (32). – С. 35-38.

20. Левин Н. В. Ещё раз о геометрии / Н. В. Левин, Г. В. Сафронова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. – 2015. – № 3 (3). – С. 117-119.

21. Математические задачи в исторических события. Date Views 31.05.2022 school-science.ru/6/7/36451. 

22. Магницкий Л.Ф. Арифметика Магницкого. - М.: Издание П.Баранова , 1914. - 92 с.

23. Майер Р.А. История математики. Курс лекций. Часть 1. / Р.А. Майер. – Красноярск: РИО КГПУ им. В. П. Астафьева, 2001. – 191 с.

24. Максимова О. Д. История математики: учеб. пособие для вузов / О. Д. Максимова, Д. М. Смирнов. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 319 с. – ISBN 978-5-534-07199-3

25. Малаховский В.С. Избранные главы истории математики / В.С. Малаховский. – Калининград: ФГУИПП «Янтарный сказ», 2002. – 304 с. – ISBN 5-7406-0544-Х

26. Малыгин К.А. Элементы историзма в преподавании математики в средней школе / К.А. Малыгин. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1963. – 226 с.

27. Молодший В.Н. Элементы истории математики в школе. /В.Н. Молодший. – М.: Гос. Учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФРС, 1953. – 38 с.

28. Никольский С.М., Потапов М.К., Решетников Н.Н., Шевкин А.В. Математика 5 -6 класс. - 14-е изд. - М.: Просвещение, 2015. - 251 с.

29. Ожегов С.И. Словарь терминов. Интернет-ресурс. Дата обращения: 15.03.17. URL: http://ozhegov-online.ru]. 

30. Панов В.Ф. Математика древняя и юная. / В.С. Зарубина. – М.: Изд-во МГТУ им Н.Э. Баумана, 2006. – 648 с.

31. Полякова Т. С. История математики. Период математики постоянных величин. Математика Древней Греции. / Т. С. Полякова. – Ростов-на-Дону, 2018. – 102 с. ISBN 978-5-9275-2903-2

32. Раик А.Е. Очерки по истории математики в древности /А.Е. Раик. – Саранск: Мордовское книжное издательство, 1977. – 371 с.

33. Рыбников К.А. История математики. /К.А. Рыбников. – М.: Издательство Московского университета, 1960. – 191 с.

34. Смолякова Д. В. Теория и методика обучения математике: использование элементов истории математики в учебном процессе / Д. В. Смолякова. – ФГБОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет». – Томск : Изд-во ТГПУ, 2012. – 36 с.

35. Смолякова Д. В. Теория и методика обучения математике: конструирование учебных заданий с элементами истории математики / Д. В. Смолякова. – ФГБОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет». – Томск: Изд-во ТГПУ, 2012. – 50 с.

36. Старова О.А. Зарождение и развитие математики в Древней Греции. /О.А. Старова. // Издательская группа основа. – 2011. – №4 (4) – С. 39-41

37. Ушаков Д.Н. Словарь терминов. Интернет-ресурс. Дата обращения: 15.03.17. URL: http://alcala.ru/slovar-ushakova/slovar-Z/115987.shtml 

38. Фридман Л.М. Как научиться решать задачи / Л.М. Фридман, Е.Н. Турецкий. – М.: Просвещение, 1989. – 192 с.

39. Хабибуллин Б.Н. История математики. / Б.Н. Хабибуллин. – Уфа: БашГУ, 2011. – 225 с.

40. Хармац А.Г. Математика Древнего мира на уроках в школе / А.Г. Хармац. – М.: Прометей, 2019. – 398 с. – ISBN 978-5-907100-62-6

41. Хохлов А. Т. О проблеме историзма в преподавании математики в средней школе/ Ученые записки Щербаковского гос. пед. ин-та. Вып. 1.Ч.1. / А.Т. Хохлов. М.: 1956. – 195 с.

42. Шевцова Ю.В. История математики. Часть 2. Математика Древней Греции. Математика Востока. / Ю.В. Шевцова. – Саратов: СГУ имени Н.Г. Чернышевского, 2017. – 60 с.

43. Юшкевич А.П. История математики. Том 1. С древнейших времён до начала нового времени. / А.П. Юшкевич. – М.: Наука, 1970. – 353 с.

Были рассмотрены виды исторических задач, особенности их использования в процессе обучения математики. Был проведен обзор исторических задач в учебниках различных авторов 5- 6 классов. Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что в учебниках 5- 6 классов исторические задачи представлены в ограниченном количестве. Учителям и ученикам необходимо самим искать данные задачи в других источниках. 
Проанализировано  использование исторических задач в практике работы современных  педагогов.  По результатам  анкетирования учителей  можно сделать вывод, что учителя  почти не используют исторические задачи на уроках математики, так как возникает проблема поиска данных задач. При работе с историческими задачами возникают  определенные трудности, так как данный вид задач мало представлен в учебниках математики. Также  учителя отмечают, что при использовании  исторических задач на уроках  математики происходит повышение учебной  мотивации  обучающихся. Использование исторических задач целесообразно, как на уроках, так и во время внеурочной деятельности.  Разработаны методические рекомендации учителю по использованию исторических задач на уроках математики в 5-6 классах. Разработан банк задач по темам для 5- 6 классов, так же был проведен урок в 6 классе по теме «Закрепление знаний по теме десятичные дроби, проценты », в ходе проведенного урока стало понятно, что детям понравилось решать исторические задачи.