Формирование здорового образа жизни у младших школьников
Введение
Формирование представлений о здоровом образе жизни у младших школьников – одно из наиболее актуальных исследовательских направлений современной психолого-педагогической сферы.
Состояние физического здоровья населения является важнейшим условием развития любого государства. Поэтому сохранение и укрепление здоровья, увеличение продолжительности активной и творческой работы, создание условий для формирования здорового образа жизни и полноценного физического развития каждого гражданина являются актуальными задачами. Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Следует заметить, что в последние годы поступает все больше информации о неблагоприятных сторонах влияния образовательного процесса в учебных заведениях на состояния здоровья учащихся.
Вопросы формирования и воспитания потребности в здоровом образе жизни детей рассмотрены в многочисленных работах Н.М. Амосова, И.И. Брехмана, М.Я. Виленского и др. Современные условия жизни предъявляют высокие требования к состоянию здоровья, физическому развитию человека, от которых в большей степени зависит эффективность творческой, профессиональной, спортивной деятельности.
Тема "Здоровье", "Здоровый образ жизни" должна пронизывать все виды деятельности ребёнка. Необходимо воспитывать у детей мотивацию здорового образа жизни через понимание здоровья как ведущего показателя, как средства достижения жизненных успехов.
Содержание
Введение……………………………………………………………............ 3
Глава 1. Теоретические основы формирования здорового образа жизни младших школьников
1.1.Сущность понятий «здоровье», «культура здоровья», «здоровый образ жизни»………………...………………………..………………………….. 6
1.2. Составляющие здорового образа жизни младших школьников …………….…..…………………………………..……………………………... 10
Выводы по 1 главе…………….………………………………………..…21
Глава 2. Методы формирования здорового образа жизни младших школьников
2.1.Методика и результаты исследования………………..……………..23
2.2.Методы и приемы для развития здорового образа жизни у младших школьников …………………………………………………………………….. 25
Выводы по 2 главе………………………………………………………..30
Заключение………………………………………………………………..32
Список использованной литературы ……………………………..…….33
Список использованной литературы
1. Анохина И. А. Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста в ДОУ: методические рекомендации / И. А. Анохина.- Ульяновск: УИПКПРО, 2010.-100 с.
2. Весёлая физкультура: Учеб. Для учащихся 1 кл./ Е. Н. Литвинов, Г. И. Погадаев и др.-М.: Просвещение, 1996.-64 с.
3. Дзапарова Н.К. К вопросу о здоровьесберегающем образовании младших школьников // Высшее образование сегодня. № 9, 2007. - С.61-64.
4.Евладова Е. Б. Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС // Воспитание школьников: Теоретический и научно-методический журнал. – 2012. – № 4. – С. 15-21.
5.Ишухина Е.В. Формирование здорового образа жизни младших школьников: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Шуя, 2010. - 171 с.
6. Здоровье детей- основа процветания России: сборник статей/ под общ. Ред. Е. В. Спириной.-Ульяновск: УИПКПРО, 2008.- 84 с.
7. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы.М.: «ВАКО», 2004.-296 с.
8. Коростелёв Н. Б. Воспитание здорового школьника: Пособие для учителя/ Под ред. В. Н. Кардашенко.- М.: Просвещение, 1986.-176 с.
9. Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» - М. :Просвещение, 2004.-157 с.
10. Образовательная программа «Культура здоровья» для учащихся 1-11 классов общеобразовательных учреждений Ульяновской области
11. Обухова Л. А., Лемяскина Н. А. Школа докторов Природы, или 135 уроков здоровья (1-4 классы).- М.: ВАКО, 2005.-208 с.
12. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов].-М. : Просвещение, 2011.-204 с.
13. Родионов В. Психология здоровья школьников: технология работы //Школьный психолог.-2007.- № 17-24
14. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе.-М.: АРКТИ, 2006.-320 с.
15. Смирнов А. Т. Формирование здорового образа жизни подростков на уроках ОБЖ.- М.: Вентана-Граф, 2009.-112 с.
16. Синягина Н.Ю. Формирование у школьников отношения к здоровью как ценности // Воспитание школьников. – 2009. – №8. – С. 16–20.
17. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и еауки Рос. Федерации.- М.: Просвещение, 2010.-31 с.
18. Формирование здорового образа жизни : классные часы / авт.- сост. Т. И. Магомедова, Л. Н. Канищева.- Волгоград: Учитель, 2007.- 136 с.
19. Чумаков Б.Н. Основы здорового образа жизни. Курс лекций. – М.: Педагогическое общество России, 2009. – 15, 29, 69 с.
Одним и важнейших компонентов в формировании ЗОЖ является двигательная активность. Последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома и других причин у большинства школьников отмечается недостаточная двигательная активность, обусловливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьёзных изменений в организме школьника. Исследования гигиенистов свидетельствуют, что до 82-85% дневного времени большинство учащихся находится в статическом положении (сидя). Даже у младших школьников произвольная двигательная деятельность (ходьба, игры) занимает только 16-19% времени суток, из них на организованные формы физического воспитания приходится лишь 1-3%. Общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50%, снижаясь от младших классов к старшим . Мало подвижное положение за партой или рабочим столом отражается на функционировании многих систем организма школьника, особенно сердечно-сосудистой и дыхательной. При длительном сидении дыхание становится менее глубоким обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведёт к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций.