Развитие нравственных качеств у младших школьников посредством детской литературы
ВВЕДЕНИЕ
Основой нравственности человека являлись и в настоящий момент являются такие качества человека, которые характеризуют его нравственный облик, создают его морально независимым и социально-ценным во всех сферах жизни. Нравственные качества выдвигаются одним из значительных внутренних механизмов, лежащих в концепции нравственного выбора и саморегуляции поведения, обозначают уровень социальной активности и взрослости личности, его моральную культуру. Обучающиеся младшей школы интенсивно прорываются в социальную жизнь общества, людей старше их, а также определяют с ними конкретные связи и взаимоотношения, познают суть их деятельности и поступков, то у младших школьников в ходе этого изменяются общественные роли и функции, существенно увеличиваются их моральные качества и этическое отношение с окружающим миром и иными личностями.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в седьмом пункте первого раздела «Общие положения» говорится о том, что в основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход. В пунктах 7,8 второго раздела «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начальной общего образования» личностные результаты освоения программы начального образования должны отражать формирование и развитие нравственных качеств. В данном же разделе в двенадцатом пункте предметные результаты, которые фиксируют в себе конкретные учебные предметы (в нашем случае Литературное чтение), должны отражать умения давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………5
Глава 1 Теоретические аспекты развития нравственных качеств у младших школьников посредством детской литературы.………………….8
1.1 Сущность понятия «нравственные качества» младших школьников…………………………………………………………………….8
1.2 Особенности развития нравственных качеств у младших школьников в урочной и внеурочной деятельности…………..……..…….13
1.3 Детская литература как средство развития нравственных качеств у младших школьников…………………………..…………….……….………19
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию нравственных качеств у младших школьников посредством детской литературы………………………………………………………………….….23
2.1 Диагностика уровня развития нравственных качеств у младших школьников посредством детской литературы………………………………………………………………….....23
2.2 Система работы учителя по развитию нравственных качеств у младших школьников посредством детской литературы…………………………………………………………………….28
2.3 Проверка эффективности использования методической разработки, в составе комплекса уроков, направленных на развитие нравственных качеств обучающихся младших классов……………………37
Заключение……………………………..……………………………….40
Библиографический список……………………………………………42
Приложение А………………………..…………………………………45
Приложение Б…………………………………………………………..49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ананьев, В.Г. Психология чувственного познания / В.Г. Ананьев. – М.: Издательство АПН РСФСР, 1960. – 485с.
2. Арсеньев, А.С. Научное образование и нравственное воспитание / П.С. Арсеньев Психологические проблемы нравственного воспитания детей. - М: НИИ общ. пед. АПНСССР. – 1979. - С.30-59.
3. Белинская, Е.П. Социальная психология личности / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс. – 2001. – 301 с.
4. Болдырев, Н.И. Нравственное воспитание школьников: (Вопросы теории) / Н.И. Болдырев. - М.: Педагогика, 1979. – 224 с.
5. Выготский, Л.C. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – СПб.: Союз. – 1997. – 96с.Баранов М.
6. Выготский, Л.С. Мышление и речь. Собр. соч.: В 6 т. / Л. С. Выготский. – М. – 1982.
7. Горецкий, В.Г. Учеб. для общеобрзоват. организаций в комплекте с аудиоприл. на электрон. носителе в 2 ч. – 3-е изд. – М. :Просвещение, 2015. – 233.
8. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. / В. И. Даль. – М.: Русский язык. – 1980. – 693с.
9. Данилюк, А.Я. Духовно-нравственное развитие младших школьников / А. Я. Данилюк // Педагогика. – 2008. – № 9. – С. 88 -92.
10. Зобков, В. А. Психология понимания в сказкотерапии : учебное пособие для вузов / В. А. Зобков. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 154 с. — (Высшее образование).
11. Кондаков А.М. Духовно-нравственное воспитание в структуре Федеральных стандартов общего образовании // Педагогика. – М.- 2018. - С. 13-19.
12. Кулагина, И. Ю. Психология детей младшего школьного возраста : учебник и практикум для вузов / И. Ю. Кулагина. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 291 с.
13. Литературное чтение. Родная речь: учебник для 4 класса начальной школы / сост. Л.Ф. Климанова и др. - М.: Просвещение, 2015. - 224 с.
14. Методика обучения русскому языку и литературному чтению : учебник и практикум для вузов / Т. И. Зиновьева [и др.] ; под редакцией Т. И. Зиновьевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 468 с.
15. Методика М.И. Рожкова [электронный ресурс]. URL: Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/2018/10/22/m-i-rozhkov-metodika-izucheniya
16. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. – М.: Русский язык, 1991. – 816 с.
17. Организация педагогической практики в начальных классах: пособие для преподавателей высш. и сред. пед. учеб. заведений / под ред. П.Е. Решетникова. — М.: ВЛАДОС, 2012. — 320 с.
18. Психология детей младшего школьного возраста : учебник и практикум для вузов / З. И. Айгумова [и др.] ; под общей редакцией А. С. Обухова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 424 с.
19. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. - М.: Педагогика, 2017. - 415 с.
20. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [электронный ресурс]: Распоряжение Правительства Российской 66 Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва. Доступ: Российская газета.- электронная версия. URL: Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/ (дата обращения: 03.09.2012).
21. ФГОС ООО [электронный ресурс]. URL: Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/ (дата обращения: 03.09.2012).
22. Фоменко Н.Е. От нравственности к нравственным поступкам или маленькие истории из жизни моего класса / Н.Е. Фоменко // Классный руководитель. – 2013. - №3.- С. 78-91.
23. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников: пособие для клас. руководителей. - М.: Просвещение, 2015. - 173 с.
24. Чепиков В.Т. Воспитание нравственных качеств младших школьников: Учебно-метод. пособие / В. Т. Чепиков. – Гродно: ГрГУ, 2015. – 189 с.
25. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2015. -43 с.
Развитие нравственных понятий было осуществлено с помощью определённых методов. Первым являлся метод акцентирования эмоций. Данный метод заключался в том, что учитель различными способами организует осознание учащимися своих переживаний. Например, при чтении сказки «Конёк-горбунок» учитель акцентирует внимание детей на чувствах, которые испытал Иван, которому нужно достать кольцо девицы со дня моря, а напоследок искупаться в котлах с кипящей водой и молоком. В тексте сказки об этом не говорится, но, чтобы ответить на вопрос, младшие школьники должны представить себя на месте героев произведения, следовательно, кроме описанного метода, применяется перцептивный метод организации учебной деятельности. Так же, очень эффективным было использование метода адекватных эмоций. Суть его заключается в том, что учитель выстраивает процесс обучения так, чтобы передаваемое содержание пробуждало адекватные эмоциональные реакции учащихся к объекту изучения и познавательной деятельности. Проникаясь чувствами учителя, товарища, литературного героя, ученик присваивает для себя это чувство, связывая его с конкретным объектом или образом. Чтобы понять чувства другого необходимо самому пережить это чувство. Пример применения данного метода при прочтении сказки «Конёк-горбунок». На этапе первичного чтения младшим школьникам предлагается представить себе чувства братья украли коней и повели их на продажу.