Развитие HR-бренда в системе корпоративных коммуникаций (на примере ООО «Сигма»)
ВВЕДЕНИЕ
В начале XXI века в России произошла трансформация рынка труда из «рынка работодателя» в «рынок работника». Можно с уверенностью констатировать тот факт, что в современном бизнесе идет жесткая конкурентная борьба за высококвалифицированных специалистов, дефицит которых может стать одним из препятствий развития бизнеса и подорвать конкурентоспособность организации. Вопрос оплаты труда для таких сотрудников, несомненно, важен, однако зачастую на первый план выходят другие причины выбора работодателя, например возможность развития, профессионального общения, самореализации и другие потребности высшего порядка. Поэтому, компании вынуждены искать новые способы привлечения и удержания квалифицированных кадров, занимаясь развитием HR-бренда и внедряя различные способы его продвижения в корпоративную культуру организации.
Актуальность исследования обусловлена тем, что именно привлекательный образ компании как работодателя является главным преимуществом в борьбе за высококвалифицированных специалистов, желающих привносить свой вклад в развитие организации. HR-бренд позволяет не только привлекать и удерживать лучших из лучших специалистов, но и повышает эффективность работы сотрудников, их лояльность к организации, а также дает возможность сократить расходы на заработную плату работников. Многие российские организации только начинают изучать рекламные и PR-инструменты продвижения бренда работодателя, поэтому необходимо детально рассмотреть и структурировать материал по данной теме.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы развития HR-бренда в системе корпоративных коммуникаций IT-организаций 7
1.1. Теоретические основы изучения HR-бренда в корпоративных коммуникациях. 7
1.2. Особенности реализации HR-бренда в системе корпоративных коммуникаций организации 18
1.3. Анализ инструментов продвижения HR-бренда в современных IT-организациях 33
Глава 2. Анализ коммуникационной деятельности ООО «Сигма» 41
2.1. Характеристика коммуникационной деятельности ООО «Сигма» 41
2.2. Разработка концепции HR-бренда в системе корпоративных коммуникаций ООО «Сигма» 74
2.3. Анализ результативности HR-бренда и рекомендации по использованию инструментов для развития HR-бренда ООО «Сигма». 85
Cписок использованных источников 90
Приложение 1 96
Приложение 2 97
Приложение 3 98
Приложение 4 99
Приложение 5 100
Приложение 6 101
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Арькова, Т. Ю. Управление человеческими ресурсами организации на основе системы HR-брендинга / Т. Ю. Арькова // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. – 2011. – № 1. – С. 62-66.
2. Асаул, А. Н. Организация предпринимательской деятельности: учебник / А. Н. Асаул. – СПб.: АНО ИПЭВ, 2009. 336с.
3. Бабосов, Е.М. Особенности коммуникации в организационных моделях различных типов / Е.М. Бабосов, А.А. Трусь // Вестник Московского университета. Серия 18: Социология и политология. - 2015. - № 3. - С. 95 - 114.
4. Балабанова, Л. В. Портфель HR-брендинга предприятия / Л. В. Балабанова, Е. В. Сардак // Problems of employment and unemployment : Collective monograph. – Pretoria, South Africa : GPG Publishing Group, 2017. – С. 4-13.
5. Бруковская О.И. HR-бренд. 5 шагов к успеху вашей компании / О.И. Бруковская, Н.А. Осовицкая. – М. : Питер, 2011. – 264 с.
6. Быкова Е. В. HR и репутация ответственного работодателя // Стратегические коммуникации в бизнесе и политике. матер.междунар. науч.-практич. конф. /. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, Филол. ф-т, 2015. С. 13-23
7. Ворожейкин, И.Е. Управление социальным развитием организации / И.Е. Ворожейкин – М.: ИНФРА-М, 2013. – 256 с.
8. Данилова А.С. Развитие корпоративной культуры посредством эффективных коммуникаций организации / А.С. Данилова, О.М. Федорова, С.В. Здрестова-Захаренкова // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2016. - № 2. - С. 42 - 47.
9. Дорофеева, Л. И. Формирование инновационной культуры организации / Л. И. Дорофеева // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. – 2010. – Т. 10. – № 1. – С. 45-51.
10. Е. Г. Лашкова, А. И. Куценко. Организация и проведение коммуникационных кампаний: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Е.Г. Лашкова, А.И.Куценко. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 272 с. .
11. Желтова, Н. С. Методология применения PR-инструментов для формирования и развития HR-бренда компаний в сфере IT / Н. С. Желтова // Управление бизнесом в цифровой экономике : СБОРНИК ТЕЗИСОВ ВЫСТУПЛЕНИЙ 3-ей МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ, Санкт-Петербург, 19–20 марта 2020 года. – Санкт-Петербург, 2020. – С. 480-484.
12. Керимова, В. В. Теоретические аспекты проблемы взаимосвязи HR-бренда компании и лояльности ее персонала / В. В. Керимова // Студенческий вестник. – 2020. – № 41-4(139). – С. 69-71.
13. Мансуров, Р.Е. HR-брендинг. Как повысить эффективность персонала / Р. Мансуров. – СПб.: БХВ-Петербург, 2011. – 224 с.
14. Минчингтон Б. HR-бренд: как стать лидером. Строим компанию мечты / Б. Минчингтон. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2011. – 279 с.
15. Мичурина, А. PR в формировании имиджа компании как работодателя / А. Мичурина. – М. [б.и.]. - 2007. – 31 с.
16. Мокова К.В. Модели построения бренда работодателя / К.В. Мокова // Международный научно-исследовательский журнал. – 2015. – № 6-3. – С. 73-75.
17. Назайкинский, С. В. Формирование HR-бренда / С. В. Назайкинский // Бренд-менеджмент в управлении персоналом : учебное пособие. – Москва: Российский государственный гуманитарный университет, 2020. – С. 122-154.
18. Осовицкая Н. Актуальный HR-брендинг. Секреты лучших работодателей / Н. Осовицкая. – СПб.: Питер, 2013. – 240 с.
19. Патрахина, Т. Н. Роль интегрированных маркетинговых коммуникаций в формировании HR-бренда предприятия / Т. Н. Патрахина // Югра, Сибирь, Россия: политические, экономические, социокультурные аспекты прошлого и настоящего : Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 25-летию высшего филологического образования в Ханты-Мансийском округе - Югре, Нижневартовск, 24–25 октября 2013 года / ответственный редактор А.В. Себелева. – Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2013. – С. 100-103.
20. Петрова, О. С. Факторы позитивного восприятия HR-бренда компании разными возрастными категориями специалистов it-индустрии / О. С. Петрова, К. А. Кисин // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. – 2020. – № 2. – С. 111-123.
21. Полетаев, О. PR для HR. От каждого по способностям / О. Полетаев // Корпоративная имиджелогия. – 2008. – № 3. – С. 50-53.
22. Резанович А.Е. Cущность и структура hr-бренда предприятия / А.Е. Резанович // Cовременные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. – С. 391.
23. Салтыкова, Ю. С. PR-технологии в современном HR-менеджменте / Ю. С. Салтыкова // Студенческий вестник. – 2022. – № 1-7(193). – С. 74-77.
24. Сорокина М.В. Технологии управления человеческими ресурсами: учебное пособие. Ч. 1. Общекорпоративные HR-технологии : учебное пособие пособие / М.В. Сорокина. – СПб.: СПбГТЭУ, 2021. – 202 с.
25. Старикова, Т. С. Современные технологии управления вовлеченностью персонала в процесс работы, в ходе формирования и внедрения HR - бренда / Т. С. Старикова // Материалы Афанасьевских чтений. – 2015. – № 13. – С. 173-178.
26. Стрельникова Л.А. Технологии управления человеческими ресурсами : учебное пособие / Л.А. Стрельникова. – СПб. : Издательство Политехнического университета, 2016. – 152 с.
27. Татарченков И.А., Валинурова Н.Г. Создание и продвижение HR-бренда в соврменной организации / И.А.Татарченков, Н.Г. Валинурова // Международный научный журнал – Синергия наук. - режим доступа к журн.: http://synergy-journal.ru/archive/article2990
28. Тузовская, О. А. Внедрение PR-технологий в область управления персоналом организации / О. А. Тузовская, М. А. Федотова // Авиация и космонавтика - 2018 : Тезисы 17-ой Международной конференции, Москва, 19–23 ноября 2018 года. – Москва: Типография "Люксор", 2018.
29. Lloyd, S. Branging from the inside out / S. Lloyd // Business Review: журнал. – 2002. – Т. 24.– №10.
30. Бренд работодателя: Топ-5 лучших HR-кейсов. — Текст : электронный // Event : [сайт]. — URL: https://event.ru/overviews/brend-rabotodatelya-top-5-luchshih-hr-keysov (дата обращения: 24.04.2022).
31. В Минцифры сообщили о планах кратно увеличить объем грантов ИТ-компаниям. — Текст : электронный // vedomosti.ru : [сайт]. — URL: https://www.vedomosti.ru/technology/news/2022/03/25/915223-o-planah-uvelichit-obyom-grantov-it-kompaniyam (дата обращения: 24.05.2022).
32. В О будущем IT-отрасли в частности и страны в целом. — Текст : электронный // Habr.com : [сайт]. — URL: https://habr.com/ru/post/656447/ (дата обращения: 19.05.2022).
33. Возможности для технологических компаний в 2022 году: топ-10 факторов успеха. — Текст : электронный // EY.com : [сайт]. — URL: https://www.ey.com/ru_ru/news/2021/12/overcoming-talent-crunch-and-supply-chain-upheaval-among-biggest-success-indicators-for-tech-in-2022 (дата обращения: 20.05.2022).
34. Журнал о развитиях в энергетике Редакция. — Текст : электронный // Энергетическая политика : [сайт]. — URL: https://energypolicy.ru/redakcziya/ (дата обращения: 18.05.2022).
35. Исследование бренда работодателя Randstad - 2021 : сайт. – URL: https://hreducation.ru/blog/2021/04/20/исследование-бренда-работодателя-2021-и/ (дата обращения: 26.04.2022)
36. ИТ в энергетике Информационные технологии: взгляд в будущее. — Текст : электронный // Энергетика и промышленность России : [сайт]. — URL: https://www.eprussia.ru/epr/86/6197.htm (дата обращения: 20.05.2022).
37. ИТ в энергетике. — Текст : электронный // Автоматизация IT в энергетике : [сайт]. — URL: https://www.avite.ru/avite/ (дата обращения: 20.05.2022).
38. Как работа над HR-брендом влияет на подбор персонала?. — Текст : электронный // Headunter : [сайт]. — URL: https://spb.hh.ru/article/13570 (дата обращения: 27.04.2022).
39. Как управляют персоналом в Google: 7 правил из книги HR-директора технологического гиганта. — Текст : электронный // Hurma.work : [сайт]. — URL: https://hurma.work/rf/blog/kak-upravlyayut-personalom-v-google-7-pravil-iz-knigi-hr-direktora-tehnologicheskogo-giganta-2/ (дата обращения: 24.04.2022).
40. Официальный сайт интернет издания CNews. — Текст : электронный // CNews : [сайт]. — URL: cnews.ru (дата обращения: 20.05.2022).
41. Официальный сайт интернет-портала TAdviser . — Текст : электронный // TAdviser : [сайт]. — URL: TAdviser.ru (дата обращения: 20.05.2022).
42. Официальный сайт компании «Ай-Теко» . — Текст : электронный // Ай-Теко : [сайт]. — URL: http://www.i-teco.ru (дата обращения: 20.05.2022).
43. Официальный сайт компании «Крок» . — Текст : электронный // Крок : [сайт]. — URL: https://www.croc.ru (дата обращения: 20.05.2022).
44. Официальный сайт компании «Ланит» . — Текст : электронный // Ланит : [сайт]. — URL: https://www.lanit.ru (дата обращения: 20.05.2022).
45. Официальный сайт компании «Сигма» . — Текст : электронный // Сигма : [сайт]. — URL: https://www.sigma-it.ru (дата обращения: 20.05.2022).
46. Официальный сайт компании Аскон. — Текст : электронный // Аскон : [сайт]. — URL: https://ascon.ru (дата обращения: 15.05.2022).
47. Официальный сайт компании БФТ. — Текст : электронный // БФТ : [сайт]. — URL: https://bftcom.com (дата обращения: 15.05.2022).
48. Официальный сайт компании Diasoft. — Текст : электронный // Diasoft : [сайт]. — URL: https://www.diasoft.ru (дата обращения: 15.05.2022).
49. Проекты финалистов. — Текст : электронный // HR-бренд : [сайт]. — URL: https://hrbrand.ru/2020/projects-of-finalists/ (дата обращения: 15.05.2022).
50. Сайт по поиску изображений / freepik.com
51. Сервис, предоставляющий информацию об организациях. — Текст : электронный // СБИС : [сайт]. — URL: https://www.sbis.ru
(дата обращения: 24.05.2022).
52. Enhance employer brand through the power of social networks. — Текст : электронный // Lansing Business Monthly: [сайт]. —
URL: www.lansingbusinessmonthly.com/index.php/articles/
department- columns/110-current-month/l192-enhance-employer-brand-through-the-power-of- social-networks (дата обращения: 20.04.22).
53. WOW!HR2020: названы лучшие кейсы в области HR. — Текст : электронный // Business Magazine: [сайт]. — URL: https://business-magazine.online/fn_43908.html (дата обращения: 19.04.22).
На экране появляется логотип и улыбающийся корпоративный герой «СИГМЫ». Сигмыч приветствует зрителя и приглашает в увлекательное путешествие по компании, которое состоит из нескольких этапов. Далее транслируется видеоряд с внутренней и внешней инфраструктурой офисов «СИГМЫ», где сотрудники работают, занимаются коллективным обсуждением вопросов, радуются от достигнутых целей, вместе смеются и улыбаются. Далее следует кадр с Сигмычем, где он сопровождает зрителя в следующую «дверь» в путешествии по организации. За этой дверью скрывается интервью сотрудника компании, который рассказывает о возможностях профессионального развития в компании, участии в благотворительных и волонтерских программах, социальном пакете, предоставляемом компании и коммуникации с руководством. Следующие кадры – видеоряд с корпоративных мероприятий компании, где люди соревнуются в спорте, занимаются благотворительностью и увлеченно работают. Далее Сигмыч рассказывает об основных корпоративных ценностях «СИГМЫ», которые приняты в компании, после чего показываются видеоролики с персоналом организации, где они произносят: «Мы - команда! Мы делаем жизнь людей легче!» Далее Сигмыч рассказывает о возможных вариантах связи с руководством и HR-отделом и произносит: «Ты стал частью большой семьи!»