Особенности развития читательских интересов у младших школьников с нарушением зрения

Дипломная работа, в которой изучаются уровни развития читательских интересов младших школьников с нарушением зрения и разработка рекомендаций по их развитию. В ходе исследования раскрывается сущность понятия читательский интерес в психолого-педагогической литературе; проанализировано своеобразие развития интереса в условиях нарушения зроения.
Author image
Radik
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
16.09.2022
Объем файла
120 Кб
Количество страниц
41
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2000 руб.
2500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
За последние годы уровень читательского интереса у детей младшего школьного возраста значительно снизился. Данная проблема является очень серьезной в методике преподавания чтения, так как в настоящее время происходит компьютеризация современного общества и учащиеся имеют возможность получать информацию через интернет и телевидение, что в свою очередь ведет к редкому обращению к книге.
Расширение круга чтения художественной литературы и формирование литературоведческих компетенций является важной составляющей процесса развития читательского интереса и читательской грамотности в младшем школьном возрасте.

Оглавление
Введение...................................................................................................................................
Глава 1 Теоретические основы развития читательских интересов у детей младшего школьного возраста с нормальным и нарушенным зрением...........................................
1.1. Понятие читательского интереса в психолого-педагогической литературе...............
1.2. Особенности развития читательских интересов в младшем школьном возрасте...
1.3 Своеобразия развития читательских интересов у детей с нарушением зрения.....
Выводы по первой главе...........................................................................................
Глава 2 Изучение уровня развития читательских интересов у младших школьников с нарушением зрения.......................................................................................................
2.1. Характеристика обучающихся......................................................................................
2.2. Методы и методики по развитию читательских интересов младших школьников с нормальным и нарушенным зрением..................................................................................
2.3. Анализ результатов исследования по развитию читательских интересов младших школьников с нормальным и нарушенным зрением.......................................................
2.4. Рекомендации по развитию читательских интересов младших школьников с нарушением зрения..................................................................
Заключение..............................................................................................................................
Список используемой литературы.................................................................................
Приложения............................................................................................................................

Список используемой литературы

1. Алексеевская А.Т. Формирование читательских интересов младших школьников. М.: Буки-Веди, 2014. 380 с.
2. Антонова Е.С. Как я воспитываю интерес к книге // Журнал «Начальная школа плюс до и после», 2015. № 12. С. 27-28
3. Белькова А.Е., Чубак П.А. Методические способы формирование читательского интереса // Молодой ученый, 2016. №11. С. 1663-1666.
4. Беляева Л.И. К вопросу о типологии читателей [Текст] / Л.И. Беляева // Проблемы социологии и психологии чтения. - 2005. - С. 143-162.
5. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. М.: Логос, 2014. 336 с.
6. Володина Т.В. Проблема формирования читательского интереса младших школьников в учебно-воспитательном процессе // Молодой ученый, 2019. №48. С. 133-135.
7. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Смысл, 2015. 430 с.
8. Галактионова Т.Г. Чтение школьников как социально-педагогический феномен [Текст] / Т.Г. Галактионова. - СПб : РГПУ им. А.И. Герцена, 2018. - 244 с. 
9. Галкина Л.П. Формирование читательского интереса младшего школьника как педагогическая проблема // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XLV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8
10. Головина Т.П. психологические особенности формирования обобщенного способа умственной деятельности у младших школьников: дис. на соиск. учен. степ. канд. психолог. наук; Научн. рук. А.А. Виноградова; ЛГПИ им. А.И. Герцена. - Л., 1970. - Т.1999, 18с., Т2 13с.
 11. Дождикова Н.М. Измерение уровня читательской самостоятельности младших школьников // Филологическое образование в период детства, 2015. №22. С. 122-126. 
12. Замашнюк Е.В., Круглова Т.А. Современные аспекты адаптации содержания обучения литературному чтению слепых младших школьников // Развитие образования. - 2020. - №1 (7). - С. 41-46
13. Замашнюк Е.В., Морозова А.Н. Обогащение чувственного опыта слепых на уроках литературного чтения посредством адаптации учебно-методического аппарата учебника // Информационно-образовательное пространство особого ребенка: Ребенок в современном мире. Дети и информационное пространство. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2016. - С. 372-376.
14. Зубова А.В. Интерес к чтению младших школьников: результаты исследования /  А.В. Зубова // Современные научные исследования и разработки. - 2017. - №9. - С. 175-179.
15. Калинина Э.С. Круг читательских интересов младших подростков: опыт исследования и формирования [Текст] / Э.С. Калинина // Педагогический ИМИДЖ. - 2019. - №2 (43). - С. 7-15. 
16. Кашкаров А.П. Личностный интерес ребенка как фактор приобщения к чтению -2016.-120с.
17. Кобахидзе М.Д. Формирование интереса к чтению у младших школьников: автореф. дис. канд. пед. наук / Кобахидзе М.Д. - Тбилиси, 1986.
18. Колесникова, Е. В., Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет [Текст] : методическое пособие / Е. В. Колесникова, Е. П. Телышева. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2000. – 40 с.
19. Климова Е.П. Формирование читательских интересов младших школьников через технологию осознанного чтения [Текст] // Е.П. Климова // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2013. - №7. - С. 117-120.
20. Колпащикова, Ю. С. Как развивать интерес к чтению у младшего школьника? [Текст] / Ю. С. Колпащикова, В. А. Рожина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 29. – С. 104-109.
21. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. В двух томах. Том 1. СПб.: Педагогика, 2013. 424 с
22. Котова С.А. Педагогика начального образования. СПб.: Питер, 2017. 336 с.
23. Кравцов Г. Психология и педагогика обучения младших школьников. М.: Мозаика-Синтез, 2013. 450 с.
24. Круглова Т.А., Замашнюк Е.В. Обучение слепых и слабовидящих "Литературное чтение" С. 5-18.
25. Локадова, Н. П. Отчего дети не умеют читать и как сформировать у них интерес к чтению [Текст] / Н. П. Локадова. – М. : Исходная школа, 2007. – 35 с
26. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников [Текст] / М.В. Матюхина. - М.: Педагогика, 2008. - 144 с. 
27. Милаева Г.М. Фазовая динамика формирования представлений у слабовидящих и нормально видящих школьников // Особенности познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников. Л., 1974.
28. Милованова Л.А. Формы формирования читательского интереса у младших школьников // Вестник Шадринского государственного педагогического университета, 2018. №10. С. 124-129.
29. Молдавская Н.Д. Литературное развитие младших школьников в процессе обучения: теоретические вопросы: Дис. д-ра пед. наук: 13.00.02.- Москва: РГБ, 2002. 274 с.
30. Моргайлик Л.И. Методика обучения русскому языку младших слабовидящих школьников: Учебное пособие. - Л., 1982. - 86с.
31. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. - М.: Знание, 2009. -246 с.
32.  Никифорова, О. И. Психология восприятия художественной литературы /О.И. Никифорова. ‒ М.: Книга, 2004. ‒ С. 206.
33. Никулина Г.В. Наглядность на уроках литературы в школах слепых и слабовидящих: методические рекомендации / Никулина Г.В., Феоктистова В.А.; Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена; составитель Г.В. Никулина; научный редактор В.А. Феоктистова.  - Санкт-Петербург:  образование, 1992.
34. Ниталимова Л.В., Семенова С.В. Развитие читательского интереса школьников - М.: Ментор. - 2007. - №1. - С. 11-13.
35. Оморокова М.И. Чтение в начальных классах: метод. пособие [Текст] / М.И. Оморокова. - Астрель, 2003. - 124 с.
36. Осмоловская И.М., Петрова Л.Н. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов [Текст] / И.М. Осмоловская, Л.Н. Петрова // Начальная школа. - 2012. - № 10. - С. 13-17. 
37. Романовская З.И. Чтение и развитие младших школьников. - М.: Просвещение, 2002. - 129с.
38. Рубакин, Н.А. Книжные богатства, их изучение и распространение [Текст] / Н.А. Рубакин // Библиологическая психология. - 2006. - С. 405 - 489. 
39. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Питер, 2002. - 720 с.
40. Рыжкова Т.В. Теоретические основы и технологии начального литературного образования [Текст] / Т.В. Рыжкова. - М.: Академия, 2007. - 416 с.
41.Светловская, Н. Н. Детская книга пришла в школу [Текст] / Н. Н. Светловская, Т. С. Пиченол // Начальная школа. – 2009. – №1. – С. 25-28.
42.  Светловская Н.Н. Обучение детей чтению: детская книга и детское чтение. - М.: академия, 2010. - 97с.
43. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. М.: «Полиграф сервис», 2000. - 107с.
44. Тимофеева Е.Н. Изучение биографии писателя как способ развития интереса учащихся к чтению художественных произведений. - СПб, 2011. - 104 с.
45. Тихомирова И.И. интерес к чтению: Как его пробудить? [Текст] / И.И. Тихомирова // Школьная библиотека. - 2001. - №6. - С. 14-17.
46. Чикишева О.В. Проблема формирования интереса к чтению у младших школьников: теоретический аспект исследования // Вестник Череповецкого государственного университета, 2015. №1. С. 116-120. 
47. Щукина, Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике [Текст] / Г. И. Щукина. – М. : Просвещение, 1971. – 351 с.

С другой стороны, самой трудной и главной целью учителя становится работа с теми детьми, которые воспитываются в неблагополучных семьях и семьях, в которых не прививается интерес к чтению. С детьми из таких семей и учитель, и школьный психолог, и библиотекарь должны работать сообща по индивидуальному плану.
Важное место в работе учителя, по развитию читательского интереса у конкретного ребенка, занимает работа с его семьей. Педагогу нужно будет помочь родителям осознать важность в привитии их ребенку любви к чтению, доказать им, на сколько ценно и важно прививать ребенку интерес и любовь к чтению, объяснить им, что начитанность школьника это залог учебного, а в будущем и жизненного успеха.