Особенности когнетивных стилей у детей с нарушениями речи

Цель исследования: теоретически обосновать и проверить экспери-ментальным путем особенности когнитивных стилей у детей с нарушениями речи для их коррекции и совершенствования
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
16.09.2022
Объем файла
8494 Кб
Количество страниц
60
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2960 руб.
3700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Aктуальность исследования. В структуре дефекта у детей с речевой патологией наблюдается снижение не только уровня речевого развития, но и снижение уровня познавательной сферы. Раскрытие связей между речевыми нарушениями и другими сторонами психической деятельности, помогает найти пути воздействия на психические процессы, участвующие в образовании речевого дефекта. Соответственно наряду с непосредственным исправлением речевых нарушений открывается возможность воздействовать на те или иные особенности психического развития, прямо или косвенно мешающие нормальному функционированию речевой деятельности.
Познавательная сфера (внимание, восприятие, память, воображение, мышление) являются составной частью любой человеческой, в том числе и речевой деятельности.
Среди исследователей, занимавшихся изучением познавательного раз-вития детей с речевой патологией, можно назвать таких, как Л.С.Цветкова, Т.М.Пирцхалайшвили, Е. М.Мастюкова, Н.А.Чевелева, Г.С.Сергеева, которые исследовали разные периоды восприятия; Г. С.Гуменная, изучавшая особенность памяти; О.Н.Усанова, Ю.Ф.Гаркуша, Т.А.Фотекова, исследовавшие внимание; И.Т.Власенко, Г.В.Гуровец, Л.Р.Давидович, Л.А.Зайцева, В.А.Ковшиков, Ю.А.Элькин, О.Н.Усанова, изучавшие своеобразие различных форм мышления; В.П.Глухов, исследовавший воображение.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ КОГНИТИВНЫХ СТИЛЕЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ    6

1.1. Понятие когнитивных стилей и познавательных процессов, их виды 6

1.2. Особенности развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста с нарушениями речи 21

1.3. Особенности развития познавательных процессов у детей с нарушениями речи 24

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ КОГНИТИВНЫХ СТИЛЕЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В ДЕТСКОМ САДУ 29

2.1. Цель, задачи, организация и методы исследования 29

2.2. Содержание психолого-педагогической деятельности по развитию когнитивных стилей и познавательных процессов у детей с нарушениями речи в детском саду 36

2.3. Результаты исследования развитию когнитивных стилей и познава-тельных процессов у детей с нарушениями речи в детском саду 37

2.4. Педагогические рекомендации по учету когнитивных стилей и развитию познавательных процессов в работе с детьми, имеющими нарушения речи 43

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ 55

ПРИЛОЖЕНИЯ 59

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ 

1. Архипова, Е.Ф. Дети с тяжелыми нарушениями речи в ДОО. Реко-мендации к содержанию адаптированных образовательных программ до-школьного образования [Текст] / Е.Ф. Архипова // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2016. – № 4. – С. 58-63.
2. Баданина, Л.П. Диагностика и развитие познавательных процессов [Текст] / Л.П. Баданина. – М.: Флинта, 2017. – 264 с.
3. Барсукова, О.В. Индивидуально ориентированная программа работы педагога-психолога с ребенком с тяжелым нарушением речи [Текст] / О.В.Барсукова // Вопросы дошкольной педагогики. – 2018. – №4. – С. 46-49. 
4. Билетина, Т.А. Зрительное восприятие в логопедической практике: пропедевтика и развитие [Текст] / Т.А. Билетина, Н.А. Щеглова, Л.А. Шушкова // Молодой ученый. – 2017. – №9. – С. 307-310. 
5. Бобокулова, Г.Ш. Основные положения определения развития вни-мания [Текст] / Г.Ш. Бобокулова // Молодой ученый. – 2016. – №9. – С. 1020-1022.
6. Болотникова, Е.С. Особенности формирования связной речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / Е.С. Болотникова, И.А. Коробейникова, С.И. Шитова // Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты. – Пермь: ИП Сигитов Т.М., 2018. – С. 180-183.
7. Ватрич, И.А. Комплексный подход к психолого-педагогической коррекции недостатков связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / И.А. Ватрич // Молодой ученый. – 2018. – №20. – С. 59-61. 
8. Волковская, Т.Н. Специфика психологического сопровождения детей с недостатками речи [Текст] / Т.Н. Волковская // Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья: материалы международной научно-практической конференции. – М.: Спутник+, 2017. – С.75-78.
9. Волковская, Т.Н. Теоретический анализ научных исследований по проблеме психологического изучения детей с нарушениями речи [Текст] / Т.Н. Волковская // Вестник ЛГУ. – 2016. – № 3. – С. 51-60.
10. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выгот-ский. – М.: АСТ, 2015. – 678 с.
11. Гаврилушкина, О.П. Ребенок отстает в развитии? Семейная школа [Текст]: учебно-методическое пособие / О.П. Гаврилушкина. – М. Дрофа, 2019. – 207 с.
12. Гетманенко, Ю.Д. Подготовка детей с тяжелыми нарушениями речи к школьному обучению в системе коррекционно-логопедической работы (из личного опыта) [Текст] / Ю.Д. Гетманенко // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). – Пермь: Меркурий, 2015. – С. 213-215. 
13. Гольнева, А.В. Творческое воображение детей с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / А.В. Гольнева // Аллея науки. – 2017. – Т. 5. – №16. – С. 927-929.
14. Гусельникова А.М. Использование сказок в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи [Текст] / А.М. Гусельникова, Ю.Б. Ткач // Молодой ученый. – 2016. – №24. – С. 446-448. 
15. Диянова, З.В. Общая психология. Познавательные процессы [Текст]: учебное пособие / З.В. Диянова, Т.М. Щеголева. – М.: Юрайт, 2018. – 149 с.
16. Иовенко, Е.Ю. Внимание как психологический ресурс [Текст] / Е.Ю. Иовенко // Молодой ученый. – 2015. – №12. – С. 409-412. 
17. Капицына, Г.А. Использование технологии логоритмических игр и упражнений в коррекционно-речевой и педагогической практике специалистами ДОУ [Текст] / Г.А. Капицына // Молодой ученый. – 2016. – №12.6. – С. 40-43. 
18. Картушина, М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду [Текст] / М.Ю. Картушина. – М.: Сфера, 2014. – 126 с.
19. Киреева, З.А. Психология познавательных процессов [Текст] / З.А. Киреева. – М.: РИОР, 2018. – 137 с.
20. Копица, Н.В. Специфика организации образовательной деятельно-сти для детей с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / Н.В. Копица // Моло-дой ученый. – 2018. – №5. – С. 171-173. 
21. Корниенко, А.Ф. Сущность процессов мышления и мыслительной деятельности [Текст] / А.Ф. Корниенко // Научный диалог. – 2016. – № 4(16). – С. 49-52.
22. Косякова, О.О. Логопсихология [Текст] / О.О. Косякова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. – 256 с.
23. Котова, С.В. Коррекция звукопроизношения и музыкальное разви-тие детей дошкольного возраста посредством логопедической ритмики [Текст] / С.В. Котова // Молодой ученый. – 2016. – №23.2. – С. 59-62.
24. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии [Текст] / А. Н. Леонтьев. – М.: Смысл, 2000. – 511 с.
25. Литошенко, Н.Н. Дифференцированный подход как принцип работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи [Текст] / Н.Н. Литошенко, Г.М. Вартапетова // Теория и практика современной науки. – 2016. – № 5 (5). – С. 197-201.
26. Микляева, А.В. Общая психология. Теоретические основы [Текст] / А.В. Микляева, В.Н. Панферов, М.С. Волохонская. – М. Юрайт, 2018. – 296 с.
27. Михайлова-Свирская, Л.В. Индивидуализация образования детей дошкольного возраста [Текст]: пособие для педагогов ДОО / Л.В. Михайлова-Свирская. – М.: Просвещение, 2015. – 128 с.
28. Немов, Р.С. Психология. В 3 книгах. Книга 1: Общие основы психологии [Текст] / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2017. – 687 с.
29. Попова, Г.А. Игры и упражнения для пальцевой моторики как средство развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / Г.А. Попова // Вопросы дошкольной педагогики. – 2018. – №2. – С. 101-103. 
30. Пханаева, С.Н. Психолого-педагогический аспект работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзивного образования [Текст] / С.Н. Пханаева, Б.Х. Хамукова // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2017. – № 8. – С. 144-148.
31. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л.Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2017. – 718 с.
32. Саидова, З.Х. Мышление как высшая форма познавательной дея-тельности человека [Текст] / З.Х. Саидова // Молодой ученый. – 2016. – №7. – С. 334-336.
33. Свенцицкий, А.Л. Краткий психологический словарь [Текст] / А.Л. Свенцицкий. – М.: Проспект, 2018. – 512 с.
34. Серышева, Е.А. Психологические особенности развития познава-тельных процессов в дошкольном возрасте [Текст] / Е.А. Серышева // Молодой ученый. – 2019. –№2. – С. 1032-1036.
35. Скалина, О.В. Теоретические подходы к изучению вопросов развития познавательной сферы детей дошкольного возраста [Текст] / О.В. Скалина // Вопросы дошкольной педагогики. – 2018. – №2. – С. 51-54.
36. Ставрова, М.Г. Новые подходы к организации проектирования коррекционно-образовательного процесса в группах компенсирующей направленности для детей с ТНР в контексте ФГОС ДО [Текст] / М.Г. Ставрова // Современные направления психолого-педагогического сопровождения детства. – Новосибирск: НГПУ, 2017. – С. 209-211.
37. Фирулина, В.В. Психологическое сопровождение работы по развитию зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / В.В. Фирулина // Достижения науки и образования. – 2017. – № 8(21). – С. 52-54.
38. Юртайкин, В.В. Особенности познавательной деятельности детей с тяжелой речевой патологией [Текст] / В.В. Юртайкин // Вопросы психики и учебной деятельности аномальных детей. – 1990. – Вып. 907. – С.100-108.

Таким образом, современный человек вынужден обрабатывать боль-шой поток информации, в связи с развитием разнообразных форм массовой коммуникации. Объем знаний, необходимых для жизни увеличиваются с каждым днем, поэтому развивать когнитивную сферу необходимо с детства. Развивать внимание, так же важно, как и учить письму, счету, чтению. Развитие когнитивной сферы ребенка в дошкольном возрасте является важнейшей частью его общего психологического развития.
Развитие навыков концентрирования внимания – одна из главных задач в дошкольном возрасте. Более того, ребенок к подготовке к школе должен уметь не отвлекаться при выполнении различных действий, следовать инструкции и контролировать полученный результат. Поэтому очень важно, определить у ребенка требующие коррекции особенности развития внимания, вовремя начать коррекционную работу.
Ребенок в процессе своего развития старается имитировать речь своих близких, усваивая при этом, закономерности языка. На основе этих законо-мерностей, ребенок начинает строить свою речь. Особенности любого языка требует высокого уровня внимания и мышления, так как в процессе овладения языком необходимо владеть анализом, обобщением и дифференциации. Поэтому, познавательный процесс играет регулятором темпа и развития речи ребенка.