Сопровождение становления социально-перцептивных умений младших школьников с легкой умственной отсталостью
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной выпускной квалификационной работе, связана с тем, что важнейшей стратегией российского общества является реформирование системы образования, которое подразумевает доступность полноценного и качественного образования для всех категорий граждан, включая лиц с легкой умственной отсталостью. Важной целью обучения и воспитания детей с легкими интеллектуальными нарушениями является успешная социализация в обществе.
В связи с этим социальная перцепция, как процесс восприятия и понимания другого человека, для детей с легкой умственной отсталостью является важным условием успешной социализации и интеграции в общество.
В исследованиях подчеркиваются сложности протекания данного процесса у детей с легкой умственной отсталостью: нарушение связи с миром; ограничение в мобильности; бедность контакта со сверстниками, взрослыми; недоступность многих культурных ценностей; сложившееся отторжение этой категории лиц в общественном сознании.
Незрелость личности умственно отсталого ребенка, обусловленная в первую очередь особенностями развития его потребностей и интеллекта, проявляется в ряде особенностей его эмоциональной сферы. Во-первых, чувства умственно отсталого ребенка долгое время недостаточно дифференцированы.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.......................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕРЦЕПТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ......................................................................................................................7
1.1. Понятие социальной перцепции и социально-перцептивных умений школьников в психолого-педагогической литературе...............7
1.2. Специфика психосоциального развития умственно отсталых младших школьников....................................................................................11
1.3. Сопровождение психосоциального развития умственно отсталых младших школьников в образовательной организации..................15
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕРЦЕПЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ КАК ОСНОВА ОРГАНИЗАЦИИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ..............................................................................................................................................................20
2.1. База и организация исследования социально-перцептивных умений младших школьников с легкой умственной отсталостью во взаимосвязи с общей характеристикой их психосоциального развития.............20
2.2. Варианты социально-перцептивных умений младших школьников с легкой умственной отсталостью как основа организации дифференцированного сопровождения...................26
2.3. Содержание коррекционной работы по формированию социально-перцептивных умений у младших школьников с легкой умственной отсталостью…………………37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ........46
ПРИЛОЖЕНИЕ..................51
СПИСОК ИСОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
1. Агавелян М. Г. Опознание невербального поведения человека умственно отсталыми школьниками: дис. … канд. пед. наук : 19.00.10. – Новосибирск, 1998. – 189 с.
2. Азарова Л. Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников // Журнал практического психолога. – 1998 – Т. 11, № 4. – С. 80–82.
3. Андреева Г. М. Социальная психология : учеб. для высш. шк. – 3-е изд. – М. : Изд-во Наука, 1994. – 413 с.
4. Арсентьева С. И. Специфика адекватности перцептивных образов // NovaInfo.Ru. – 2017 – Т. 6, № 58. – С. 312-315.
5. Бажукова О. А., Абдуллаева М. С., Магомедова П. П. Клинико-психологические особенности формирования межличностных отношений у умственно отсталых младших школьников // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. – 2018 – Т. 12, № 3. – С. 15–20.
6. Байнасарова Е. Н., Пичугина В. В., Пономаренко С. Т. Современные подходы к изучению механизмов социальной перцепции как основы для формирования стилей межличностной коммуникации: теория и практика // Сборник статей Казанского государственного университета. - Вып. 4 : Психология и педагогика. – Казань, 2021. – С. 44–56.
7. Безменов И. В. Взаимосвязь социальной перцепции с когнитивными стилями студентов ВУЗов : дис. на соиск. уч. ст. к. психолог. наук :19.00.05. – М.: 2007. – 168 с.
8. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком : моногр. – М.: Изд-во Московского гос. ун-та, 1982. – 200 с.
9. Джоун Э., Дэвис К. Теория соответствующих предположений : пер. с англ. – М. : Изд-во Паритет, 1994. – 276 с.
10. Защиринская О. В. Невербальная коммуникация лиц с умственной отсталостью: теоретический арбис проблемы с позиции когнитивно-поведенческого подхода // Наука Мысль. – 2016. – Т. 7, № 9. – С. 80–86.
11. Инденбаум Е. Л. Сопровождение обучающихся с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзии: проблемные аспекты // Дефектология. – 2019 – Т. 24, № 4. – С. 37–52.
12. Инденбаум Е. Л. Социокультурная реабилитация и мониторинг развития обучающихся с особыми образовательными потребностями : моногр. – Иркутск: Изд-во «Репроцентр А-1», 2020. – 210 с.
13. Инденбаум Е. Л. Школьники с легкими формами интеллектуальной недостаточности: психолого-педагогическая диагностика и характеристики психосоциального развития : моногр. – Иркутск : ФГБОУ ВПО "ВСГАО", 2012. - 180 с.
14. Инденбаум Е. Л., Гостар А. А. Психология дизонтогенеза и основы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья : учеб. пособие – Иркутск : Изд-во ИГУ, 2020. – 304 с.
15. Инденбаум Е. Л., Коробейников И.А. Дети с интеллектуальными нарушениями: учеб. пособие для общеобразовательных организаций – М. : Просвещение, 2019. – 47 с.
16. Келли Г. Процесс каузальной атрибуции // Современная зарубежная социальная психология: тексты / Под общ. ред. Г. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой, Л. А. Петровской. – М.: Издательство Московского государственного университета, 1984. – С. 127–137.
17. Ксенофонтова К. А., Бирюкова М. И., Филатов Н. С. Возрастные особенности социальной перцепции и их проявления в поведении детей и подростков // Актуальные проблемы современной психологии : материалы Междунар. научно-практической конф. – Хабаровск : Хабаровский гос. ун-т, 2022. – С. 39–50.
18. Кули Ч. Социальная самость // Американская социологическая мысль: Тексты. – М. : Изд-во МГУ, 2007. – 319 с.
19. Куликова Н. С. Психолого-педагогические особенности младших школьников с интеллектуальным недоразвитием // Специальное образование : Материалы XII Международной научной конференции, Санкт-Петербург, 21–22 апреля 2016 года / под общей редакцией В. Н. Скворцова; Л. М. Кобрина (отв. ред.). – Санкт-Петербург: Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, 2016. – С. 180-184.
20. Ларюхина Н. Г. Условия развития и особенности формирования социальной перцепции // Студенческий научный форум – 2016: Материалы VIII международной студенческой науч. конф. – Саратов : ООО "Научно-издательский центр "Академия Естествознания", 2016. – С. 158-169.
21. Мардасова Е. В., Хлебников Д. А., Воробьева С. И. Специальное воспитание и обучение младших школьников с умственной отсталостью // Вестник Омского государственного университета. – 2019 – Т. 7, № 6. – С. 99–119.
22. Мид Дж. Г. Интернализированные другие и самость // Американская социологическая мысль. – М. : Изд-во МГУ, 1994. – С. 224–227.
23. Намазбаева Ж. И. Некоторые особенности личности учащихся вспомогательной школы : методическое пособие. – Алма-Ата : КазПИ им. Абая, 1985. – 70 с.
24. Ондар А. Д. Социальная перцепция в психолого-педагогических исследованиях // NovaInfo.Ru. – 2021. – Т. 21, № 127. – С. 53-54.
25. Панферов В. Н., Микляева А. В., Безгодова С. А. Психический процесс в социальной перцепции // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2019. – Т. 10, № 21(2). – С. 403–413.
26. Першина Н. А. Коррекция отклонений в процессах восприятия, понимания и употребления тактильно-кинестезических знаков невербального общения у умственно отсталых детей : автореф. дис. … канд. пед. наук. : 13.00.03, 19.00.10. – Екатеринбург : УрГПУ, 1999. – 19 с.
27. Петрова В. Г., Белякова И. В. Психология умственно-отсталых школьников: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. / – М. : Академия, 2002. – 160 с.
28. Пинский Б. И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников : моногр. – М. : АПН СССР, 1962. – 312 с.
29. Реан А. А., Коломенский Я. Л. Социальная педагогическая психология: моногр. – СПб. : Изд-во «Питер», 1999. – 416 с.
30. Росс Л., Нисберт Р. Человек и ситуация. Уроки социальной психологии : моногр. – М. : Изд-во Аспект Пресс, 2000. – 429 с.
31. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника : учеб. пособие – М. : Изд-во Просвещение, 1986. – 192 с.
32. Соловьев Н. Н. Социально-психологические факторы интеграции в общество детей с ограниченными возможностями здоровья : дис. … канд. психол. наук. : 19.00.10. – СПБ., 2003. – 206 с.
33. Титоренко Е. Н., Хватова Б. Ю., Иллиарионова Г. С. Социальное восприятие и перцептивные особенности общения // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2022 – Т. 9, № 3. – С. 60–75.
34. Фомиченко А. С. Особенности социальной перцепции // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2017 – Т. 12, № 2(202). – С. 17–20.
35. Хайдер Ф. Психология межличностных отношений / пер. с австр. А. В. Толстых. – М. : Наука, 1958. – 370 с.
36. Шалаева Н. Ю. О структуре социально-перцептивного механизма // Вестник Самарского государственного университета. – 2012 – Т. 14, № 2/1(93). – С. 167–170.
37. Шевченко Н. Б. Особенности восприятия и понимания эмоциональных состояний человека под влиянием интонационных установок и их коррекция у умственно отсталых школьников : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.03, 19.00.10. – Екатеринбург, 1999. – 19 с.
Младшие школьники классического психологического типа разбились по двум вариантам. В данной группе есть дети, которые лучше распознают эмоциональные состояния по картинке. Такие школьники в большинстве случаев опираются на фрагментарное восприятие, определяют эмоциональное состояние по определенным ярлыкам (улыбается – радость, нахмурены брови – злость). Таким детям характерна стереотипичность, которая влечет за собой невнимательность к нюансам невербальной знаковой информации. Второй вариант распознавания эмоциональных состояний при классическом типе подразумевает, что дети точнее определяют эмоциональные состояния с учетом конкретной ситуации. Они внимательны к тексту, обращают внимание на ключевые слова, на лица героев, что приводит к адекватному соотношению сюжетной картинки с портретной.
Осложненный тип характеризуется тем, что большинство обучающихся могут распознавать только базовые конкретные эмоции, обладающие яркой экспрессией, дифференцировать резко отличающиеся состояния, однако затрудняются в назывании эмоций, близких по проявлениям или без яркой экспрессии. Такие школьники с трудом вербализируют эмоции, называют эмоции лишь при помощи описания какой-либо ситуации: «Его обидели», «Что-то увидел интересное» и т.д. После прослушивания рассказа про детей, играющих в песочнице, который подразумевает спокойное эмоциональное состояние, все младшие школьники осложненного типа интерпретировали его как радость. В определении состояния персонажа картинки они опираются на свой житейский опыт больше, чем на наблюдение. Однако в группе детей осложненного типа у одного ребенка было выявлено более развитое выделение эмоциональных состояний с учетом конкретной ситуации.