Комплекс упражнений по развитию монологической речи у старших дошкольников с ОНР III уровня
ВВЕДЕНИЕ
Своевременное формирование монологической речи оказывает влияние на развитие познавательной деятельности и общее развитие детей дошкольного возраста. В дошкольный период важнейшей предпосылкой развития монологической речи становится достаточная сформированность когнитивных функций, определенный уровень развития познавательной деятельности [10, с. 224]. Поэтому, методологической основой изучения речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) являются современные представления о развитии их связной речи.
Недостаточное развитие монологической речи у детей с ОНР в последствии ведёт к трудностям усвоения ребёнком школьной программы. От того, насколько своевременно будет она сформирована у дошкольника, может зависеть его дальнейшее познавательное развитие и вербальная коммуникация, следовательно, проблема развития монологической речи у дошкольников с ОНР достаточно важна и актуальна.
Данная проблема рассматривается в исследовательских трудах многих отечественны
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИIII УРОВНЯ 7
§1.1. Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста в контексте предмета исследования 7
§1.2. Монологическая речь детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровнякак психолого-педагогический феномен 15
§1.3 Комплекс логопедических упражнений по развитию монологической речи у старших дошкольников с ОНР III уровня 17
Выводы по разделу 1 23
РАЗДЕЛ 2. РАЗРАБОТКА И АПРОБАЦИЯ КОМПЛЕКСА УПРАЖНЕНИЙ НАЦЕЛЕННОГО НА РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИIII УРОВНЯ 25
§2.1. Предпроектное исследование уровня развития монологической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речиIII уровня 25
§2.2. Апробация комплекса логопедических упражнений в образовательном процессе дошкольной образовательной организации 34
§2.3. Оценка эффективности разработанного комплекса упражнений по раз-витию монологической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 38
Выводы по разделу 2 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Абдулатипова Р.И., Вялых К.С. Особенности монологической формы речи у старших дошкольников с общим недоразвитие третьего уровня // Дошкольное образование. 2019. № 3. С. 18-21.
Аванесова В.Н. Дидактические игры. М.: Просвещение, 2009. 212 с.
Авдеева Н.М. Теоретико-методологический анализ формирования навыков связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста», г. Ижевск. 2015. С. 218-225.
Андреева Е.В. Развитие связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Научное обозрение. Педагогические науки. 2019. № 4-1. С. 28-31. URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2054 (дата обращения: 10.07.2021).
Артеменко О.Н. Проблема общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста в современной литературе // Материалы VII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». URL: http://scienceforum.ru/2015/article/2015012312 (дата обращения: 10.07.2021)
Архипова Е.Ф. Если у ребенка общее недоразвитие речи // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2017. № 5. С. 38-43.
Аскарова З.Ф. Особенности связной речи у дошкольников с ОНР 3 уровня / З.Ф. Аскарова // Слово логопеда. 2020. № 3. С. 35-39.
Бодалев А.А. Общая психодиагностика.СПб.: Речь, 2000. 440 с.
Бурачевская О.В. Особенности восприятия пространства старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи / О. В. Бурачевская // Молодой ученый. 2015. № 8 (88). С. 840-846. URL: https://moluch.ru/archive/88/17551/ (дата обращения: 19.07.2021).
Власенко И.Т. Особенности словесной памяти у детей недоразвитием речи. М.: АРКТИ, 2013. 300 с.
Волковская Т.Н. Сравнительное изучение нарушений мыслительной и речевой деятельности у дошкольников с ЗПР и ОНР. М.: 2000. 340 с.
Гвоздев, А. Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка. Ч. II.М.: 194
Доктор педагогических наук Т.Б. Филичева предложила четвертый уровень речевого развития. К данному уровню относятся дети с нерезко выраженными остаточными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития речи [44]. Характерными особенностями психического развития детей с ОНР III уровня является недостаточная сформированность сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. При этом отмечается недостаточная устойчивость внимания, невозможность распределять его в достаточной степени. Также у детей этой категории снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания (забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий), более позднее начало речи [44].
Недоразвитие мелкой моторики и недостаточная координация пальцев оказывают влияние на выполнение графических заданий. Обнаруживается замедленность, застревание на одной позе. Однако, у этих детей не наблюдается грубых нарушениях центральной нервной системы, что выражается в сохранности моторных функций, психических реакций и поведения в целом [44].
По мнению доктора психологических наук Т.Н. Волковской, «нарушение внимания и памяти проявляются у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в следующем: они трудно восстанавливают порядок расположения даже четырех предметов после их перестановки, не замечают неточностей рисунках-шутках; всегда выделяют предметы или слова по заданному признаку. На чисто словесном материале вне наглядной ситуации их внимание удерживается еще труднее. В связи с этим, дошкольники не могут воспринимать в полном объеме неконкретные объяснения воспитателя или длинные его инструкции» [11, с.340].
Нарушение структуры деятельности обусловлено низким уровнем произвольного внимания, Таким образом концентрация и устойчивость внимания детей с ОНР III уровня снижены, переключаемость внимания затруднена, наблюдается повышенная отвлекаемость [24].
Согласно результатам исследования памяти детей с ОНР И.Т. Власенко заключает, что: «слуховая память у детей с ОНР III уровня и продуктивность запоминания заметно снижена. При этом уровень слуховой памяти понижается с понижением уровнем речевого развития. Однако, не смотря на этот факт, у дошкольников остаются относительно сохранными возможности смыслового, логического запоминания» [10, с.300].