Нарушения голоса при патологической мутации
ВВЕДЕНИЕ
Одним из важных социальных значений в развитии подросткам имеет голос. Который влияет на фoрмирoвание его как личности, играет огромную роль при общении со сверстниками и взрослыми. Мутационный период является одним из критических периодов в формировании и развитии гoлoсoвой функции.
Мутация - физиологический процесс, при котором наиболее часто наблюдаются функциональные и органические нарушения голоса.
По данным исследованиям различных авторов (Ю. С. Василенко, Л. М. Доронина, Н. Ю. Кутуков, Н. В. Оленчик, Е. Ю. Радциг, Ю. Е. Степанова, С. Е. Уланов, и др.), в период мутации нарушения голоса составляют от 6 до 24% от остальных голосовых нарушений. Эти изменения голосообразования в период мутации у подростков отрицательно сказываются не только на развитии речи, нервно-психическом состоянии, на общении подростков.
Подростки по-разному реагируют на появившийся новый голос. Юноши долго не могут привыкнуть к новому голосу. Они стараются пользоваться привычным для них в
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ………………………………………..
1.1. Онтогенез голоса у подростков в норме ………………..
1.2. Психолого-педагогическая характеристика подростков с нарушениями голоса при патологической мутации……………………….
1.3. Нарушения голоса у подростков при патологической мутаци……………………….
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ…………………
2.1. Цель, задачи, принципы и организация логопедического обследования подростков …………………………………
2.2. Методика обследования артикуляционной моторики, звукопроизношения, дыхания и голоса.………..
ГЛАВА 3. ФОРМИОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ГОЛОСА У ПОДРОСТКОВ ПРИ ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ МУТАЦИИ.……………………………….
3.1. Цель, задачи, теоретическое обоснование и принципы коррекционной работы с нарушениями голоса при патологических мутациях у подростков………………………………………………………………..
3.2. Содержание логопедической работы по коррекции нарушений голоса при патологических мутациях у подростков………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………….
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алмазова, Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей / Е. С. Алмазова ; под общ. ред. Г. В. Чиркиной – Мостква : Айрис-пресс, 2005.
2. Волкова, Л. С. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. Л69 заведений / под ред. Л. С. Волковой. — 5– е изд., перераб. и доп. — М .: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 703 с.
3. Лаврова, Е. В. Логопедия. Основы фонопедии : учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. - логопедия / Е. В. Лаврова. – Москва : AcademiA, 2007. – 144 с.
4. Логопедия : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология» / Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова [и др.] ; под ред. Л. С. Волковой. – Москва : Просвещение, 1989. – 528 с.
5. Ляпидевский, С. С. Расстройства речи у детей и подростков / С. С. Ляпидевский. М. 1969. – 226 с.
6. Нарушения речи и голоса у детей/ под ред. С.С. Ляпидевского и С. Н. Шаховской – М: Просвещение, 2005 – 144с.
7. Орлова, О.С. Особенности развития детского голоса в онтогенезе/Специальное образование.-2013.-№ 4.-с.94-98.
8. Орлова, О. С. Детский голос в норме и патологии / О. С. Орлова, П. А. Этерова// Пособие для врачей — М. : МЗ РФ, 2002.
9. Орлова, О. С. Нарушения голоса у детей : учебно-методическое пособие / О. С. Орлова. – Москва : АСТ : Астрель, 2005. – 125 с.
10. Орлова, О. С. Система логопедической работы по коррекции и предупреждению нарушений голоса/ М., 1998
11. Фёдорова, О. Ю. Нарушения голоса у детей дошкольного и младшего школьного возраста/ О. Ю. Фёдорова, Е. Ю. Радциг; Школьный логопед.-2005.-№5.-с.71-75
12. Фониатрия и фонопедия./ Под ред. Л.Б. Дмитриева. – М: Медицина, 2000 – 272с.
13. Эстрова, П. А. Нарушения голоса в период мутации, их предупреждение и коррекция : автореф. дис. ... канд. пед. наук / П. А. Эстрова. — М., 2007.
14. Основы теории и практики логопедии. Под ред. Р.Е. Левиной. М.,
«Просвещение», 1967 – 121с.
15. Трубникова, Н. М. Структура и содержание речевой карты.
Учебно-методическое пособие / Н. М. Трубникова – Уральский государственный педагогический университет, 1998 – 6с.
16. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 68 с.
17. Ю. С. Василенко Голос. Фониатрическиеаспекты.-М.:Медицина, 2002.- 481с.
18. О. С. Орлова Нарушения голоса у детей.- М.: Астрель, 2005.-125с.
19. Хрестоматия по логопедии. / под ред. Л.С. Волковой и В.И.
Селиверстова. – М: ВЛАДОС, 1997 – 560с.
Подростки по-разному реагируют на появившийся у них голос. Юноши долго привыкают к своему «новому голосу». При этом они избегают возможности пользоваться низким голосом, стараются говорить привычным высоким тембром. [10, с.27].
По данным С.С. Ляпидевского и С.Н. Шаховской «в мутационный период у девочек можно обнаружить покраснение голосовых складок, при этом тембр голоса не претерпевает таких резких изменений, как у мальчиков». Гортань увеличивается на 1/3. Период мутации протекает у девочек боле гладко, чем у мальчиков, и обычно не вызывает заметных расстройств голосовой функции. Перемена голоса выражается в быстрой утомляемости голоса, он приобретает грудное звучание, становится более сильным. Детский голос при переходе в женский сопровождается понижением голоса в среднем всего лишь на два тона. [6,с.5]