Особенности фонетического восприятия у детей младшего школьного возраста
Введение
Актуальность изучения особенности речевого развития дошкольников с фонематическим недоразвитием речи определена тем, что самым распространенным дефектом у детей среднего и младшего школьного возраста являются нарушение звукопроизношения. Профессор Р.Е. Левина в рамках психолого-педагогической классификации речевых нарушений выделила группу детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФН) [9, C. 51].
Фонетико-фонематическое недоразвитие — это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем [24].
К этой категории относятся дети с нормальным физическим слухом и интеллектом, у которых нарушены произносительная сторона речи и особый — фонематический — слух.Фонематический слух - это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования фонематического восприятия у детей младшего школьного возраста 6
1.1. Понятие "фонематическое восприятие" в логопедической литературе 6
1.2. Особенности ФВ в младшем школьном возрасте 8
Глава 2. Логопедическая работа по развитию фонематического восприятия у детей младшего школьного возраста 15
2.1. Описание выборки и методов исследования 15
2.2. Эмпирическое исследование фонематического восприятия у младших школьников 22
2.3. Рекомендации по развитию фонематического восприятия у младших школьников 24
Заключение 31
Список использованных источников: 32
Приложение 35
Список использованных источников:
1. Ахутина, Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика – Т.В.Ахутина.- М.: Астрель, 2001.- 327с.
2. Бельтюков, В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи – В.И.Бельтюков. - М.: Педагогика, 1977. – 251с.
3. Визель, Т.Г. Нарушения чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста – Т.Г. Визель. - М.: Астрель, 2005.- 127с.
4. Глухов, В.П. Основы психолингвистики – В.П. Глухов - М.: ACT , 2005. — 351с.
5. Ефименкова, Л.Н., Садовникова, И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей – Л.Н.Ефименкова, И.Н.Садовникова - М.: Просвещение, 1972. - 206с.
6. Жинкин Н.И. Интеллект, язык и речь // Нарушение речи у дошкольников. – М.; 1972.
7. Журова Л.Е. Обучение грамоте в детском саду. – М.: Педагогика, 1978.
8. Каше, Г.А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с недостатками произношения – Г.А.Каше – М.: Владос,- 324с.
9. Корнев, А.Н. Нарушение письменной речи у детей – А.Н.Корнев - М.:АСТ 1997г. - 243с.
10. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей – А.Н.Корнев - СПб.: МиМ, 1997г. - 286с.
11. Корнев, А.Н. Профилактика дислексии и дисграфии. Методическое наследие Книга IV А.Н.Корнев - СПб.: МиМ, 1997г. - 384с.
12. Краузе Е.Н. Логопедия. – СПб.: Корона принт, 2003.
13. Лалаева, Р.И. Дисграфия. Хрестоматия по логопедии Р.И.Лалаева – М.: Владос 2007г. - 511с.
14. Лалаева, Р.И. Нарушения письменной речи. Дисграфия. Методическое наследие. Логопедия. Книга IV Р.И.Лалаева - М.: Владос 1989г. – 560с.
15. Лалаева, Р.И. Нарушения письменной речи. Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фак. пед. ВУЗов Р.И. Лалаева под ред. Л.С. Волковой. - М.: Владос 2004г. – 532с.
16. Лалаева, Р.Н. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития Р.Н. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина.- М.: Владос – 2004. – 304 с.
17. Левина, Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи Р.Е.Левина – М.: Союз 1961г. - 485 с.
18. Левина, Р.Е. Недостатки чтения и письма у детей.Хрестоматия по логопедии, т. 2 Р.Е.Левина - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004г. - 584с.
19. Левина, Р.Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей и его влияние на овладение письмом. Методическое наследие. Логопедия. Книга V – Р.Е. Левина - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004г. 523с.
20. Логинова, Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учеб. Пособие- Е.А. Логинова - под ред. Л. С. Волковой. — СПб.:«Детство -пресс», 2004.- 534с.
21. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 1998.
22. Никашина, Н.А. Нарушения письменной речи у младших школьников Н.А.Никашина - М.: Владос – 2004г. – 483с.
23. Парамонова, Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей Л.Г.Парамонова - Спб.: Изд-во: Союз, 2004 г.- 240с.
24. Парамонова, Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика и коррекция Л.Г. Парамонова - Спб.: Детство-пресс, 2006г. - 439с.
25. Садовникова, И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников И.Н.Садовникова - М.: Владос, 1997г.- 256 с.
26. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. - М.: ВЛАДОС, 1994.
27. Спирова, Л.Ф. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушениями письма. Методическое наследие. Логопедия. КнигаV. Л.Ф.Спирова - М.: Владос, 2007г.- 563с.
28. Токарева, О.А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии) О. А. Токарева под ред. С.С.Ляпидевского - М.: Владос, 1999г. – 381с.
29. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с ОНР. – М.: Альфа, 1993.
30. Филичева,
31. Хватцев, М.Е. Аграфия и дисграфия Хрестоматия по логопедии М.Е.Хватцев – М.: Владос,1997г.- 453 с.
32. Цветкова, Л.С. Нейропсихология счета, письмо и чтение: нарушение и восстановление Л.С.Цветкова - М.: «Юристъ», 1997г. – 256 с.
33. Ястребова, А.В., Бессонова, Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма А.В.Ястребова, Т.П.Бесонова - М.: АРКТИ, 2007г. -360с.
и звуков окружающей речи, понимания речи и отсутствия звуков речевых возможностей.
2) Начальный этап восприятия фонем: различаются акустически наиболее контрастные фонемы и не различаются близкие по дифференциальным признакам; слова воспринимается глобально и опознается по общему звуковому «облику» с опорой на просодические особенности (интонационно - ритмические характеристики).
3) Дети начинают слышать звуки в соответствии с их фонематическими признаками; ребенку на этой стадии доступно различение правильного и неправильного произношений. Однако неправильно произнесенное слово еще узнается.
4) На этой стадии правильные образы звучания фонем преобладают в восприятии, но ребенок продолжает узнавать и неправильно произнесенное слово, т.е. сенсорные эталоны его фонематического восприятия еще не стабильны.
5) На этой стадии происходит завершение развития фонематического восприятия; ребенок слышит и говорит правильно, перестает узнавать отнесенность неправильно произнесенного с