Особенности фонетического восприятия у детей младшего школьного возраста

Хорошая курсовая работа, состоит из введения, 2-х глав (1 глава - теоретический анализ; 2 глава – экспериментальное обследование фонетического восприятия у детей младшего школьного возраста), заключения, список литературы и приложения. Основной целью исследования является определение недоразвития фонетического восприятия у детей младшего школьного возраста. В ходе работы проведен теоретический анализ проблемы фонетического восприятия у детей младшего школьного возраста; проведен экспереминтальное изучение особенностей фонетического восприятия у детей младшего школьного возраста.
Author image
Radik
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
13.09.2022
Объем файла
89 Кб
Количество страниц
31
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
680 руб.
850 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Актуальность изучения особенности речевого развития дошкольников с фонематическим недоразвитием речи определена тем, что самым распространенным дефектом у детей среднего и младшего школьного возраста являются нарушение звукопроизношения. Профессор Р.Е. Левина в рамках психолого-педагогической классификации речевых нарушений выделила группу детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФН) [9, C. 51]. 
Фонетико-фонематическое недоразвитие — это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем [24].
К этой категории относятся дети с нормальным физическим слухом и интеллектом, у которых нарушены произносительная сторона речи и особый — фонематический — слух.Фонематический слух - это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка.

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы исследования фонематического восприятия у детей младшего школьного возраста 6

1.1. Понятие "фонематическое восприятие" в логопедической литературе 6

1.2. Особенности ФВ в младшем школьном возрасте 8

Глава 2. Логопедическая работа по развитию фонематического восприятия у детей младшего школьного возраста 15

2.1. Описание выборки и методов исследования 15

2.2. Эмпирическое исследование фонематического восприятия у младших школьников 22

2.3. Рекомендации по развитию фонематического восприятия у младших школьников 24

Заключение 31

Список использованных источников: 32

Приложение 35

Список использованных источников:

1. Ахутина, Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика – Т.В.Ахутина.- М.: Астрель, 2001.- 327с.

2. Бельтюков, В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи – В.И.Бельтюков. - М.: Педагогика, 1977. – 251с.

3. Визель, Т.Г. Нарушения чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста – Т.Г. Визель. - М.: Астрель, 2005.- 127с.

4. Глухов, В.П. Основы психолингвистики – В.П. Глухов  - М.: ACT , 2005. — 351с.

5. Ефименкова, Л.Н., Садовникова, И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей – Л.Н.Ефименкова, И.Н.Садовникова - М.: Просвещение, 1972. - 206с.

6. Жинкин Н.И. Интеллект, язык и речь // Нарушение речи у дошкольников. – М.; 1972.

7. Журова Л.Е. Обучение грамоте в детском саду. – М.: Педагогика, 1978.

8. Каше, Г.А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с недостатками произношения – Г.А.Каше – М.: Владос,- 324с.

9. Корнев, А.Н. Нарушение письменной речи у детей – А.Н.Корнев - М.:АСТ 1997г. - 243с.

10. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей – А.Н.Корнев - СПб.: МиМ, 1997г. - 286с.

11. Корнев, А.Н. Профилактика дислексии и дисграфии. Методическое наследие Книга IV А.Н.Корнев - СПб.: МиМ, 1997г. - 384с.

12. Краузе Е.Н. Логопедия. – СПб.: Корона принт, 2003.

13. Лалаева, Р.И. Дисграфия. Хрестоматия по логопедии Р.И.Лалаева – М.: Владос 2007г. - 511с.

14. Лалаева, Р.И. Нарушения письменной речи. Дисграфия. Методическое наследие. Логопедия. Книга IV Р.И.Лалаева - М.: Владос 1989г. – 560с.

15. Лалаева, Р.И. Нарушения письменной речи. Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фак. пед. ВУЗов Р.И. Лалаева под ред. Л.С. Волковой. - М.: Владос 2004г. – 532с.

16. Лалаева, Р.Н. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития Р.Н. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина.- М.: Владос – 2004. – 304 с.

17. Левина, Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи Р.Е.Левина – М.: Союз 1961г. - 485 с.

18. Левина, Р.Е. Недостатки чтения и письма у детей.Хрестоматия по логопедии, т. 2 Р.Е.Левина  - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004г. -  584с.

19. Левина, Р.Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей и его влияние на овладение письмом. Методическое наследие. Логопедия. Книга   V – Р.Е. Левина - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004г. 523с.

20. Логинова, Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учеб. Пособие- Е.А. Логинова - под ред. Л. С. Волковой. — СПб.:«Детство -пресс», 2004.- 534с.

21. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 1998.

22. Никашина, Н.А. Нарушения письменной речи у младших школьников Н.А.Никашина - М.: Владос – 2004г. – 483с.

23. Парамонова, Л.Г.  Предупреждение и устранение дисграфии у детей Л.Г.Парамонова - Спб.: Изд-во: Союз, 2004 г.- 240с.

24. Парамонова, Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика и коррекция Л.Г. Парамонова - Спб.: Детство-пресс, 2006г. - 439с.

25. Садовникова, И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников И.Н.Садовникова  - М.: Владос, 1997г.- 256 с.

26. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. - М.: ВЛАДОС, 1994.

27. Спирова, Л.Ф. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушениями письма. Методическое наследие. Логопедия. КнигаV. Л.Ф.Спирова - М.: Владос, 2007г.- 563с.

28. Токарева, О.А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии)  О. А. Токарева под ред. С.С.Ляпидевского - М.: Владос,  1999г. – 381с.

29. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с ОНР. – М.: Альфа, 1993.

30. Филичева,

31. Хватцев, М.Е. Аграфия и дисграфия Хрестоматия по логопедии М.Е.Хватцев  – М.: Владос,1997г.- 453 с.

32. Цветкова, Л.С. Нейропсихология счета, письмо и чтение: нарушение и восстановление Л.С.Цветкова - М.: «Юристъ», 1997г. – 256 с.

33. Ястребова, А.В., Бессонова, Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма А.В.Ястребова, Т.П.Бесонова - М.: АРКТИ, 2007г. -360с.

 

и звуков окружающей речи, понимания речи и отсутствия звуков речевых возможностей.
2) Начальный этап восприятия фонем: различаются акустически наиболее контрастные фонемы и не различаются близкие по дифференциальным признакам; слова воспринимается глобально и опознается по общему звуковому «облику» с опорой на просодические особенности (интонационно - ритмические характеристики).
3) Дети начинают слышать звуки в соответствии с их фонематическими признаками; ребенку на этой стадии доступно различение правильного и неправильного произношений. Однако неправильно произнесенное слово еще узнается.
4) На этой стадии правильные образы звучания фонем преобладают в восприятии, но ребенок продолжает узнавать и неправильно произнесенное слово, т.е. сенсорные эталоны его фонематического восприятия еще не стабильны.
5) На этой стадии происходит завершение развития фонематического восприятия; ребенок слышит и говорит правильно, перестает узнавать отнесенность неправильно произнесенного с