Развитие творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства
Введение
Одна из насущных проблем начального образования является развитие творческих способностей у младших школьников. Любому педагогу следует уяснить, что ребёнок, мыслящий стереотипно, не сможет развиваться полноценно. Необходимо развивать у школьников гибкость, критичность и быстроту мышления, эти три составляющие означают, что необходимо развивать творческие способности учащихся.
Наиболее эффективной сферой развития творческих способностей детей является искусство, художественная деятельность. Анализ психолого-педагогической литературы наглядно свидетельствует о том, что искусство обладает огромными возможностями по развитию творческого потенциала детей. Этому способствуют уроки литературного творчества и русского языка, музыки и, конечно, уроки изобразительного искусства.
Изобразительная деятельность является эффективным средством развития творческих способностей. Каждый вид искусства обладает своими специфическими возможностями воздействия на личность, но, действуя в отд
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы исследования 6
1.1 Характеристика понятия «творческие способности» 6
1.2 Возрастные особенности развития творческих способностей младших школьников 8
Выводы по 1 главе 13
Глава 2. Практические аспекты исследования 14
2.1 Методические рекомендации по проведению уроков изобразительного искусства, направленных на формирование и развитие творческих способностей в начальных классах 14
2.2 Экспериментальная оценка организации развития творческих способностей на уроках изобразительного искусства в начальной школе 18
2.3 Техники рисования на уроках изобразительного искусства, направленная на развитие творческих способностей 21
Заключение 28
Список использованных источников 29
Список использованных источников
1. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб. пособие дл студ. педвузов. - М.: Академия, 1999.
2. Астахов А.И. Воспитание творчеством. - М.,2006.
3. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб. пособие дл студ. педвузов. - М.: Академия, 1999.
4. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 2008.
5. Интерактивные методы обучения: Учитель – 2014 г.
6. Белкин, А.С. Основы возрастной психологии: в 2 ч. А. С. Белкин. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ин-т., 1992.
7. Торшилова, Е.М. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет/ Е.М. Торшилова, Т.В. Морозова. – М.: РОСМЭН, 2007.
8. http://www.vehi.net/brokgauz/
9. https://psychologist.tips/1603-tvorcheskie-sposobnosti-osobennosti-i-razvitie.html
10. Винокурова, Н.К. Развитие творческих способностей./ – М.:
Образовательный центр «Педагогический поиск» , 1999.
11. Быков В.В., Дровецкова Е.С.,Развитие творческой активности личности подростка,Москва, Россия, 2005.
12. Кан-Калик В.А., Педагогическая деятельность как творческий процесс, М.:Просвещение, 2002.
13. http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/9362/2/04Trofimova2.pdf
14. https://scienceforum.ru/2016/article/2016026749
15. Барышева, Т.А. Психолого-педагогические основы развития креативности / Т. А. Барышева, Ю.А. Жигалов. – СПб. : 2006.
16. Березина, В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития. автореф. дис. канд. пед. наук : 13.00.01 / В.А. Березина ‒ М., 1998 ‒ 147 с.
17. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. ‒ СПб. : Питер, 2009. ‒ 434 с.
18. https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2015/02/23/diagnostika-tvorcheskikh-sposobnostey-detey
19. Субботина, Л.Ю. Развитие воображения у детей популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / Л.Ю. Субботина – Ярославль: Академия Развития, 1996. – 208 с
20. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1999 - 93 с.
21. Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Искусство, 1965.
22. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей. // Вопросы психологии. - 1999
23. Мышление, обучение, творчество. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.
24. Платонов, К.К. Занимательная психология/ К.К. Платонов. – Издание 5-е, исправленное. – СПб.: Питер Пресс, 1997.
25. https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/
Важно у детей воспитывать эстетическое отношение к окружающему, умение видеть и чувствовать прекрасное, развивать художественный вкус и творческие способности. Изобразительная деятельность играет большую роль в воспитании эстетических чувств младшего школьника. Специфика занятий рисованием, лепкой, аппликацией, дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Изобразительное искусство показывает человеку мир реально существующей красоты, формирует его убеждения, влияет на поведение. Изобразительная деятельность содействует развитию творческих способностей детей, которое возможно лишь в процессе практического применения ими знаний, умений и навыков. Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического влияния, имеет свое специфическое воздействие на ребенка.