Методика развития критического мышления при решении геометрических задач
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время все меняется. Также это касается и образования. Сейчас главным аспектом образования являются другие цели и задачи, по сравнению с тем, что было раньше. Учащиеся при массовом потоке информации получают серьезную нагрузку, задача педагога заключается не в том, чтобы обобщить знания, а в том, чтобы дать им «инструмент», который поможет им получать знания самостоятельно.
Основное общее образование является последней ступенью обязательного образования в Российской Федерации. Поэтому одним из основных требований к содержанию образования на этом уровне является достижение выпускниками необходимого в современном обществе уровня функциональной грамотности. Учащиеся должны научиться ставить самостоятельные цели и определять пути их достижения, используя полученный в школе опыт в реальной жизни вне педагогического процесса.
СОДЕРЖАНИЕ
Оглавление 2
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития критического мышления 5
1.1Роль и место «критического мышления» в обучении 5
1.2.Особенности геометрических задач как средств развития критического мышления 10
Глава 2. Практическое применение технологии критического мышления 15
2.1. Методические приёмы формирования критического мышления в процессе обучения решению геометрических задач 15
2.2. Разработка серии уроков по обучению решению геометрических задач, способствующих развитию критического мышления геометрических задач, направленных на развитие критического мышления 22
Заключение 25
Список используемых источников: 26
Приложение 29
Список используемых источников:
1. Виноградова, Л.В. Методика преподавания математики в средней школе : учеб. пособие / Л.В. Виноградова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 252 с
2. Груденов, Я.И. Совершенствование методики работы учителя математики: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 234 с
3. Епишева, О.Б. Общая методика преподавания математики в средней школе: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов физ.-мат. спец. пед. ин-тов. – Тобольск: Изд. ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 1997. – 191 с.
4. Епишева, О.Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода : Кн. для учиеля / О.Б. Епишева. – М.: Просвещение, 2003. – 223 с.
5. Малова, И.Е. Теория и методика обучения математике в средней школе : учеб. пособие для студентов вузов / И.Е. Малова [и др.]. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009. — 445 с.
6. Методика и технология обучения математике. Курс лекций: пособие для вузов / под науч. ред. Н.Л. Стефановой, Н.С. Подходовой. – М.: Дрофа, 2005.
7. Методика и технология обучения математике. Лабораторный практикум : пособие для студентов матем. факультетов пед. университетов / под науч. ред. Н.Л. Стефановой, Н.С. Подходовой. – М.: Дрофа, 2005.
8. Методика обучения геометрии: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений Под ред. В. А. Гусева. — М.: Издательский центр «Академия». — 368 с.
9. Методика обучения математике в 2 ч. Часть 1 : учебник для академического бакалавриата / Н. С. Подходова [и др.] ; под ред. Н. С. Подходовой, В. И. Снегуровой. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 299 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-7002-9.
10. Методика обучения математике. Практикум : учебное пособие для академического бакалавриата / В. В. Орлов [и др.] ; под ред. В. В. Орлова, В. И. Снегуровой. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 374 с.
11. Методика преподавания математики в средней школе. Общая методика: учеб. пособие. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2009. – 732 с.
12. Столяр, А.А. Педагогика математики. – изд. 3-е, перераб. и доп. – Минск: Вышейша школа, 1986. – 414 с.
13. Теоретические основы обучения математике в средней школе: психология математического образования / авт.-сост.В.А. Гусев. — М.: Дрофа, 2010. – 473, [7] c.
14. Фридман, Л.М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе : учителю математики о педагогической психологии / Л.М. Фридман. – Москва : Просвещение, 1983. – 160 с. : ил.
15. Якиманская, И.С. Психологические основы математического образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / И.С. Якиманская. – М.: Издательский центр "Академия", 2004. – 320 с.
16. Зильберберг, Н.И. Урок математики: подготовка и проведение : кн. для учителя / Н.И. Зильберберг. – М. : Просвещение [и др.], 1996. – 176 с.
17. Кожарин, А.Ф. Алгебра и геометрия. Методика и практика преподавания в 9-11-ых классах : анализ программ, темат. и календар. планирование, дидакт. материалы, контрол. задания / А.Ф. Кожарин, В.К. Лебедев, И.Л.Давыдова. – Ростов н/Д : Феникс, 2002. – 350 с.
18. Лабораторные и практические работы по методике преподавания математики : учеб. пособие для студентов вузов / под ред. Е.И. Лященко. – М. : Просвещение, 1988. – 223 с.
19. Манвелов, С.Г. Конструирование современного урока математики : кн. для учителя / С.Г. Манвелов. – М. : Просвещение, 2002. – 175 с.
20. Методика преподавания математики в средней школе: общая методика : учеб. пособие для студентов вузов / [Ю.М. Колягин и др.]. – М. : Просвещение, 1975. – 461, [1] с.
21. Журнал «Математика». Издательский дом «Первое сентября».
22. Журнал «Математика в школе». Издательство «Школьная пресса».
23. Журнал «Все для учителя. Математика».
24. Сайт журнала: http://www.e-osnova.ru/journal/3/
Решение задач учит людей выбирать цели и делать выводы, данные и то, что искать, находить точки соприкосновения, особенно в данных, сравнивать и противопоставлять факты.
Как сказал А.Я. Хинчин ,при решении задач поощряется правильное мышление, сначала ученики приучаются к адекватным рассуждениям. Решение задачи должно быть обоснованным, т. е. не допускать неправомерных обобщений, непонятных аналогий, требующих дизъюнктивной полноты (рассмотрения всех случаев указанных в задаче случаев).
При решении задач у учащихся формируется особый образ мышления: соблюдение логического обоснования формальной логики, точное выражение мыслей, четкий анализ мыслительного процесса, точность обозначений.
1) Задача на овладение математическими понятиями. Общеизвестно, что формирование математических понятий происходит при тщательной и интенсивной работе над понятиями, их определениями и свойс