Методика развития физической подготовки теннисистов 7-9 лет
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Физическую подготовку в современном теннисе отличают: высокие темпы развития скоростных и силовых способностей, гибкости, координационных способностей, выносливости и системы тренировки. В соревновательной деятельности теннисистов наблюдается максимальная скорость движений и действий, проявление максимальной силы и выносливости, координационной сложности.
А.П. Скородумова (1994), В.А. Голенко (1999), Ш.А. Тарпищев (2001) отмечают, что у теннисистов необходимо развивать все физические качества, без формирования которых нельзя достигнуть высоких спортивных результатов. В связи с этим, тренировочный процесс в юношеском теннисе должен быть построен так, чтобы достичь наиболее высокого развития необходимых физических качеств, что в свою очередь невозможно без дальнейшего совершенствования процесса данного направления у теннисистов различной квалификации на основе научно-обоснованного планирования.
СОДЕРЖАНИЕ
НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Особенности планирования учебно-тренировочного процесса в теннисе.
1.2 Особенности планирования физической подготовки в тренировочном процессе
1.3 Характеристика физической подготовки теннисистов
1.4. Физические качества и методы их развития у юных теннисистов
Методы воспитания силовой выносливости
1.5 Анатомо-физиологические и психологические особенности теннисистов 7-9 лет.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ТЕННИСИСТОВ 7-9 ЛЕТ.
2.1 Методы исследования
2.2 Организация исследования
2.3. Экспериментальная методика повышения эффективности физической подготовки теннисистов
Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1 Изменение показателей общей физической подготовки
3.2. Изменение показателей специальной физической подготовки
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Железняк Ю.Д., Петров, П.К. /Основы научно−методической деятельности в физической культуре и спорте. − [Текст] М.: Издательский центр «Академия», 2001. − 164 с.
2. Голенко В.А., Скородумова А.П., Тарпищев В.А. Школа тенниса. / В.А. Голенко, А.П. Скородумова, Ш.А. Тарпищев - [Текст] – М.: «Дедалус», 2001. – 192 с.
3. Климович Л.П. Теннис/ Л.П.Климович - [Текст] - М.: АСТ, Астрель, Харвест, 2010. -32с.
4. Иванова Т.С. Теннис / Т.С. Иванова – [Текст] - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 185 с.
5. Зайцева Л.С., Тарпищев Ш.А. Тактическая подготовка // Основы тенниса / ред. Л.С.Зайцева / Л.С. Зайцева, Ш.А. Тарпищев – [Текст] - М.: Физкультура и спорт, 1980. - С. 137-150.
6. Джелепов И., Колесников Н., Смолев П. Теннис. Методика начального обучения/ И. Джелепов, Н.Колесников, П.Смолев -[Текст] -М.: Санкт-Петербург, ИПЦ СЗИУ, 2014. -120 с.
7. Елисеев С. Формирование психологии победителей у юных теннисистов/ С.Елисеев -[Текст] -М.: Реноме, 2015. -144 с.
8. Иванова Г. Теннис: воспитание чемпиона / Г.Иванова - [Текст] – М.: СПб. 2010. -161с.
9. Иванова Т.С. Основы подготовки юных теннисистов (разминка, скоростная и скоростно-силовая физическая подготовка). Учебное пособие для студентов. – / Т.С. Иванова - [Текст] - М.: «Принт Центр», 2000. -71с.
10. Белиц-Гейман С.П. Теннис: Учебник для институтов физической культуры. / С.П. Белиц-Гейман - [Текст] - М.: «Физкультура и спорт», 1977. - 365 с.
11. Голенко В.А., Скородумова А.П., Тарпищев В.А. Академия тенниса. / В.А. Голенко, А.П. Скородумова, Ш.А. Тарпищев - [Текст] – М.: «Дедалус», 2002. – 235 с.
12. Скородумова А.П. Теннис. Как добиться успеха. // Рос. акад. тенниса. / А.П. Скородумова - [Текст] - М., PRO-PRESS, 1994. 175 с.
13. Пикалова А.В. Критерии эффективности соревновательной деятельности юных теннисистов 10-11 лет: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. / А.В. Пикалова – [Текст] - М., 2004. - 22 с.
14. Гем Н. Всемирный теннис. / Н.Гем - [Текст] - М.: Физкультура и спорт, 1979.246 с.
15. Николаев И., Степанова О. Основы техники и методики обучения теннису/ И.Николаев, О.Степанова -[Текст] -М.: МПГУ, Москва, 2012. - 60 с.
16. Иванова Т.С. Основы подготовки юных теннисистов. Психологическая подготовка: Учебное пособие для студентов РГАФК. / Т.С. Иванова – [Текст] - М., 2000. - 60 с.
17. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. / Н.А.Бернштейн – [Текст] - М., ФиС, 1991.
18. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. / В.М. Зациорский -[Текст] -М., ФиС, 2008.
19. Бабичева И., Жихарева О. Психологическая подготовка теннисистов. / И. Бабичева, О.Жихарева – [Текст] – М.: ПОлитех, Казань, 2017. -88 с.
20. Зайцева Л.С., Тарпищев Ш.А. Тактическая подготовка // Основы тенниса / ред. Л.С.Зайцева / Л.С. Зайцева, Ш.А. Тарпищев – [Текст] - М.: Физкультура и спорт, 1980. - С. 137-150.
21. Кременев И.Н. Большой теннис. / И.Н. Кременев – [Текст] – M.: Ростов н/Д: Феникс, 2007. -182, [1] c.
22. Голенко В.А., Скородумова А.П., Тарпищев В.А. Азбука тенниса. – / В.А. Голенко, А.П. Скородумова, Ш.А. Тарпищев - [Текст] - М.: Терра Спорт, 1999. – 126 с.
23. Бриль М.С., Иванова Т.С. Отбор теннисистов // Теннис (выпуск второй). / М.С. Бриль – [Текст] - М.: Физкультура и спорт, 1976. - с. 55-60.
24. Вайнштейн А.Д., Жур В.П. Отбор детей в секцию тенниса // Теннис (сборник статей, выпуск первый). / А.Д. Вайнштейн, В.П. Жур – [Текст] - М.: Физкультура и спорт, 1974. -с. 16-22.
25. Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте. / Ю.В.Верхошанский – [Текст] - М, ФиС, 1997.
26. Всеволодов И. Базовая подготовка юных теннисистов. / И.Всеволодов – [Текст] – М.: Советский спорт, 2010. -120с.
27. Губа В.П., Тарпищев Ш.А., Самойлов А.Б. Особенности подготовки юных теннисистов. / В.П., Тарпищева Ш.А., Самойлова А.Б. - [Текст] - М.: СпортАкадемПресс, 2003. - 132 с.
28. Линецкая Е. Путь к теннисному Олимпу. / Е. Линецкая – [Текст] – M.: Спорт,2016. -208 с.
28.Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры. / Л.П. Матвеев [Текст].- М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.
29. Наумко А.И. Соревновательная деятельность высококвалифицированных теннисистов и методика ее оценки: Автореф. дисс. канд. пед. наук. / А.И. Науменко – [Текст] - М., 1996. - 18 с.
30. Портнова О.Ю. Особенности соревновательной деятельности теннисистов высокой квалификации: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. / О.Ю. Портнова - [Текст] - М., 2002. - 23 с.
31. Скородумова А.П. Теннис. Как добиться успеха. / А.П.Скородумова - [Текст] –М., Pro-Press, 1994, с. 33-102.
32. Скородумова А.П. Основы тенниса. / А.П. Скородумова - [Текст] -М.: ФиС, 1992. - 224 с
33.Спортивные игры: Техника, тактика, обучение / Под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. − [Текст] М.: Издательский центр «Академия», 2001. − 520 с.
34. Стопани А. Все о большом теннис. Энциклопедия начинающего теннисиста. / А. Стопани - [Текст] - М., Директ-Медиа, 2013. -52 с
35. Тополь А.И. Сопряженная методика тренировки, направленная на воспитание скоростно-силовых и двигательно-координационных качеств юных спортсменов 12-13 лет в игровых видах спорта (на примере тенниса): Автореф. дисс. канд. пед. наук. / А.И. Тополь- [Текст] - М., 2002. - 24 с.
36. Фарфель В. С. Управление движениями в спорте. / В.С. Фарфель [Текст] - М., ФиС, 1975.
37. Фомин Н.А., Филин В.П. На пути к спортивному мастерству (адаптация юных спортсменов к физическим нагрузкам). / Н.А. Фомин, В.П. Филин – [Текст] - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 159 с.
- метод повторного выполнения силового упражнения с небольшим отягощением, но с максимальной скоростью (метод динамических усилий для воспитания скоростно- силовых способностей, что является ведущим направлением силовой подготовки теннисистов);
- метод изометрических усилий.
Метод повторных усилий предполагает выполнение двух – трех, а иногда и более упражнений. Количество повторов не должно превышать 10-12. Последние повторы являются наиболее эффективными для воспитания силы. Количество серий может быть увеличено до трех. С помощью этого метода можно избирательно воздействовать не только на увеличение силы отдельных мышц, но и на воспитание силовой выносливости.
Метод максимальных усилий может применяться у хорошо физически подготовленных юношей лишь с 17-18 лет. В упражнениях подбираются такие отягощения, которые позволяют сделать не более 1-2 повторов. Общий объем работы достигается за счет большого количества серий.