Формирование патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста

Цель исследования – теоретически изучить и эмпирическим путем проверить эффективность педагогических условий формирования патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста.
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
12.09.2022
Объем файла
212 Кб
Количество страниц
60
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2560 руб.
3200 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время патриотическое воспитание является частью социально-нравственного воспитания. Социальный заказ общества на воспитание патриотизма сформулирована в Государственной программе
«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», утв. Постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. Основная цель Программы – «дальнейшее развитие и совершенствование системы патриотического воспитания граждан, начиная с системы дошкольного образования» [9]. Воспитательная система нашей страны ориентирована на воспитание гражданина и патриота, что является одной из краеугольных задач российского образования.
Прогрессивные отечественные педагоги прошлого (К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский и др.) оставили бесценное наследие по патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Процесс воспитания чувства патриотизма сегодня переживает период интенсивной трансформации. Проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста нашла отражение во многих работах современных педагогов (Н.В. Алешина, О.Н. Баранникова, О.С. Богданова, Е.Н. Воронова, Н.В. Ипполитова, Н.Г. Комратова, В.И. Луговинов, М.Д. Маханева, В.А. Сластенин, И.Ф. Харламов и др.). Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  

1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста............................................................................6

1.2. Особенности формирования патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста ………………………...…………..12

1.3. Педагогические условия формирования патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста………………………………...…17

Выводы по первой главе……………………..……………………………27

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 27

2.1. Методы исследования, диагностика 27

2.2. Реализация педагогических условий формирования патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста 33

2.3. Методы исследования, диагностика 38

Выводы по второй главе………….………………………………………56

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..60

ПРИЛОЖЕНИЕ 65

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст] / Приказы и письма Минобрнауки РФ. – Москва : Сфера, 2015. – 96 с. 

2. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Текст] / Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н. – Москва : Сфера, 2016. – 65 с. 

3. Алексеева, Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Учебник и практикум для академического бакалавриата [Текст] / Е. Е. Алексеева. – 2-е изд., испр. и доп. –  Москва : Издательство Юрайт, 2017. – 195 с. 

4. Асмолов, А. Г. Ребенок в культуре взрослых [Текст] / 

А. Г. Асмолов, Н. А. Пастернак. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. –  150 с. 

5. Бабаева, Т. И. Дошкольники на пороге XXI века [Текст] / Т. И. Бабаева // Педагогика и психология дошкольного и начального образования: анализ прошлого и взгляд в будущее. – Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2016. – С.3-6..

6. Баранникова, О. Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду [Текст] / О. Н. Баранникова. – Москва : Аркти, 2010. – 203 с. 

7. Виноградова, Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей [Текст] / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – Москва : Айриспресс, 2008. –  208 с.

8. Бережная, Л. Н. Патриотическое воспитание дошкольников [Текст] / Л. Н. Бережная // Наука и образование: новое время. – 2014. – № 3. – С. 116-118.

9. Воронов, В. С. О крестьянском искусстве [Текст] : избр. Труды / В. С. Воронов. – Москва : Сов. художник, 1972. – 350 с.

10. Воспитание детей в средней группе детского сада. Пособие для воспитателя дет. сада [Текст] / А. А. Анциферова, Т. А. Владимирова Т. А., В. В. Гербова и др.. - 2-е изд. – Москва : Просвещение, 1982. – 255 с.

11. Героико-патриотическое воспитание в школе: детские объединения, музеи, клубы, кружки, поисковая деятельность [Текст] / сост. Т. А. Орешкина. – Волгоград : Учитель, 2007. – 122 с.

12. Илюхина, Т. Г. Патриотическое воспитание как духовно-нравственный ориентир детей дошкольного возраста [Текст] / Т. Г. Илюхина // Образование : прошлое, настоящее и будущее : материалы V Междунар. науч. конф. – Краснодар : Новация, 2018. –С. 24-26. 

13. Ипполитова, Н. В. Патриотическое воспитание в современных условиях. Особенности, подходы, подгот. будущих учителей [Текст] / Н. В. Ипполитова. – Челябинск : Факел, 1997. – 216 с.

14. Козлова, С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова. – Москва : Издательский центр «Академия», 1998. – 160 с.

15. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – Москва : Академия, 2011. – 416 с. 

16. Козлова, С. А. Теоретические основы дошкольного образования. Образовательные программы для детей дошкольного возраста. Учебник и практикум для СПО [Текст] / С. А. Козлова, Н. П. Флегонтова. – Москва : Издательство Юрайт, 2017. – 202 с. 

17. Конт-Спонвиль, А. Философский словарь [Текст] / А. Конт-Спонвиль / пер. с фр. Е. В. Головиной. – Москва : Этерна, 2012. – 750 с. 

18. Крежевских, О. В. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации. Учеб. пособие для академического бакалавриата [Текст] / О. В. Крежевских. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2016. – 165 с. 

19. Краснова, Н. Н. Развитие представлений старших дошкольников о малой родине в процессе создания сборника видеороликов / Н. Н. Краснова, С. В. Савинова // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2020. – №2 (46). – С. 122-126.

20. Краткий этнологический словарь [Текст] / Викторин В. М. и др. – Москва : Фонд "Социал. мониторинг", 1994. – 103 с.

21. Куцакова, Л. В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка дошкольника [Текст] / Л.В. Куцакова. – Москва : ВЛАДОС, 2014. – 143 с. 

22. Ларина, О. В. Совершенствование профессиональной компетентности педагогов в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в соответствии с актуальными тенденциями развития современного общества [Текст] / О. В. Ларина, М. Ю. Александрова. // Молодой ученый. – 2017. – № 11.1 (145.1). – С. 41-44. 

23. Лутовинов, В. И. Военно-патриотическое воспитание российской молодежи. Учебно-методическое пособие [Текст] / Под общ. ред. С.В. Смульского. – Москва : Изд-во РАГС, 2010. – 170 с.

24. Ребёнок и культура: смысловое общение на языке художественных образов, знаков и символов. – Режим доступа: http://www.art-education.ru/AE-magazine. – Загл. с экрана.

25. Маклаков, А. Г. Общая психология. Учебник для вузов [Текст] / А. Г. Маклаков. – Санкт-Петербург : Питер, 2017. – 583 c.

26. Маркова, Т. А. Традиция как социокультурный и этно педагогический феномен [Текст] / Т. А. Маркова // Научное обозрение. – 2005. – № 3. – С.81-87. 

27. Мартынова, А. И. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на основе проектного подхода как условие профилактики экстремизма / А. И. Мартынова, А. И. Ирфанова // КПЖ. – 2016. – №3 (116). – C. 96-104.

28. Михайлова-Свирская, Л. В. Индивидуализация образования детей дошкольного возраста. Пособие для педагогов ДОО [Текст] / Л. В. Михайлова Свирская. – Москва : Просвещение, 2015. – 128 с.

29. Мухина, В. С. Психология дошкольника [Текст] / В. С. Мухина. – Москва : Академия, – 2008. – 439 с. 

30. Немов, Р. С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Р. С. Нечаев. – 3-е изд. – Москва : ВЛАДОС, 2011. – 688 с. 

31. Нечаева, Г. В. Воспитание дошкольника в труде [Текст] / В. Г. Нечаев. – Москва : Просвещение, 2013. – 153 с. 

32. Никонова, Л. Е. Воспитание начал патриотизма у детей старшего дошкольного возраста. Диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01. [Текст] / Л. Е. Никонова. – Минск, 1987. – 189 с.

33. Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для воспитателей [Текст] / В. Г. Нечаева, Т. А. Маркова. – Ташкент : Укитувчи, 1990. – 296 с.

34. Нравственное воспитание детей в детском саду: сб. статей [Текст] / Под ред. Волович, В. А. – Москва : Мозаика Синтез, 2011. – 237 с.

35. Обухова, Л. Ф. Психология развития. Исследование ребенка от рождения до школы. Учебное пособие для академического бакалавриата [Текст] / Л. Ф. Обухова. – Москва : Юрайт. – 2019. – 275 с. 

36. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Б. М. Бим-Бад. – 3 е изд., стер. – Москва : Большая российская энциклопедия, 2009. – 527 с.

37. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей [Текст] / Под ред. П. И. Пидкасистого. – Москва : Педагогическое общество России, 2005. – 608 с.

38. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений [Текст] / В.А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. – Москва : Школьная пресса, 2008. – 512 с. 

39. Петерина, С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. Методическое пособие [Текст] / С.В. Петерина. – Москва : Просвещение, 2008. – 251 с. 

40. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов [Текст] / под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина, Москва : Наука, 1998. – 276 с.

41. Психология дошкольного возраста. Часть 1. Учебник и практикум для СПО [Текст] / под ред. Е. И. Изотовой. – Москва : Юрайт, 2019. – 222 с.

42. Современные технологии формирования представлений об искусстве родного края у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Е. Н. Киркина, Л. П. Карпушина, Ю. Г. Ширяева // Концепт. – 2018. –№7.– С. 69-78.

43. Спиренкова, Н. Г. Подготовка педагогов дошкольного образования к осуществлению патриотического воспитания детей дошкольного возраста [Текст] / Н. Г. Спиренкова, Н. В. Оськина // ПНиО. – 2018. – №4 (34). – C. 117-122.

44. Сухомлинский, В. А. Как воспитать настоящего человека / В. А. Сухомлинский [Текст] // О. В. Сухомлинская. – Москва : Педагогика, 1990. – 288 с.

45. Яковлева, С. С. Педагогические условия патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в поликультурном регионе [Текст] / С. С. Яковлева // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – №63-3. – С. 269-273.

46. Сластёнин, В.А. Педагогика [Текст] / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – Москва : Академия, 2005. – 576 с.

47. Урунтаева, Г. А. Детская психология. Учебное пособие для студ. учреждений сред. проф [Текст] / Г. А. Урунтаева. – Москва : Академия, 2013. – 368 с. 

48. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. [Текст] / Г. А. Урунтаева. – Москва : Академия, 2001. – 336 с. 

49. Хрестоматия для детского сада: группа раннего возраста [Текст] / А. Н. Печерская. – Москва : Русское слово, 2016. – 104 с. 

50. Хушбахтов, А. Х. Терминология «педагогические условия» [Текст] / А. Х. Хушбахтов // Молодой ученый. – 2015. – №23. – С. 1020-1022. 

51. Хухлаева, О. В. Психология развития и возрастная психология. Учебник для СПО [Текст] / О. В. Хухлаева, Е. В. Зыков, Г. В. Базаева. – Москва : Юрайт, 2019. – 367 с. 

52. Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология : учебник и практикум для СПО [Текст] / И. В. Шаповаленко. – Москва : Юрайт, 2019. –  575 с. 

53. Чебровская, С. В. Психологические аспекты самостоятельности дошкольников [Текст] / С. В. Чебровская // Амурский научный вестник. – 2014. –№ 4. –С. 183-189.

54. Юревич, С. Н. Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи. Учеб. пособие для академического бакалавриата [Текст] / С. Н. Юревич, Л. Н. Санникова, Н. И. Левшина. – Москва : Юрайт, 2018. – 181 с. 

55. Юревич, С. Н. Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими) : учеб. пособие для СПО / С. Н. Юревич, Л. Н. Санникова, Н. И. Левшина ; под ред. С. Н. Юревич. –  Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 181 с.

Педагог организует наблюдения за подготовкой к праздникам: внимание дошкольников обращается на украшение улиц и помещений детского сада, они готовят выступления на праздничном утреннике; с детьми проводятся беседы, в которых раскрывается основная идея каждого праздника [2, с. 132]. Они узнают о том, что взрослые встречают праздники   трудовыми   подарками;   дети   и   сами   активно   участвуют   в предпраздничной уборке помещения и участка, украшают их, готовятся к праздничному утреннику. Необходимо, чтобы дети принимали участие в праздновании Дня города или в других событиях, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости, веселья. Это может осуществляться в таких формах, как отражение впечатлений от экскурсий в рисовании, конструировании, изготовлении макетов или подарков, которые дети вручают бывшим воинам в День Победы, просто на улице, в парке и т.п. Приобщаясь к традиционным всенародным праздникам, дошкольники потом с удовольствием их вспоминают, отражают в своей игровой и изобразительной деятельности. В целом учет возрастных особенностей детей дошкольного возраста требует широкого применения в педагогической работе по патриотическому воспитанию игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы. Рассматривание иллюстраций, слушание художественных произведений, беседы, а также рисование, экскурсии, игры-путешествия – все это помогает решать задачи патриотического воспитания дошкольников. Большой интерес вызывают у детей игры в «поездки» и «путешествия» (в прошлое и настоящее). Каждая тема патриотического воспитания должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование, лепка, конструирование). Итоги работы над темой могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений. Так используется принцип интеграции образовательных областей и разных видов детской деятельности и принцип комплексно-тематического планирования работы с детьми.