Формирование познавательной активности младших школьников на уроках русского языка посредством дидактической игры

Цель исследования - определение влияния дидактических игр на формирование познавательной активности младших школьников на уроках русского языка
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
12.09.2022
Объем файла
122 Кб
Количество страниц
44
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2560 руб.
3200 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время дети живут в современном мире, в котором  появляются все новые технологии, гаджеты и нововведения. Все это приковывает интерес детей, поглощая их в свой мир. В связи с этим становится все труднее вызвать устойчивый и познавательный интерес ребенка к учебной деятельности.
В Федеральном государственном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО)  обозначены целевые ориентиры, которые предполагают развитие у младших школьников «любознательности и познавательной мотивации; развитие познавательной активности, становление сознания; развития воображения и творческой активности». Достижение этих результатов невозможно без развития познавательной активности детей, которая становится главным побудителем деятельности.
Развитие познавательной активности является одной из актуальных проблем современного образовательного процесса. Знания, полученные без проявления активности и интереса, не станут полезными. Познавательная активность позиционирует себя как активная познавательная направленность, связанная с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета, с радостью познания, с преодолением трудностей, с созданием успеха.
Основной вид деятельности школьников - учение. Учение - это серьезный труд, но это не исключает введение в него игровых элементов, в частности в виде использования дидактических игр. Главная особенность дидактических игр в том, что в них учебные задачи выступают перед ребенком замаскировано. Играя, ребенок не ставит учебной задачи, но в результате игры он чему-то научится.
Педагоги и психологи давно обратили внимание на огромное значение игры для всестороннего развития детей. По их мнению, оно зависит от того, что в самой глубине происхождения игры имеются эмоциональные требования. А эмоции заставляют энергично работать  органы движения,  внимания,  воображения и другие психологические функции. Захватывая всю личность ребенка, привлекая физические и психические силы организма, игра тем самым упражняет и развивает их.
Корректное использование дидактической игры в начальной школе на уроках является эффективным средством формирования познавательной активности младших школьников.
Помимо этого, использованием дидактических игр на уроках русского языка педагог удовлетворяет требование ФГОС НОО о применении в образовательном процессе технологий деятельностного типа, одной из которых и является дидактическая игра.
Познавательная активность в трудах многих психологов и педагогов изучен достаточно подробно. Вопросам познавательной активности, усвоения знаний и умений посвящены исследования и идеи многих ученых, педагогов и психологов, среди которых Амонашвили Ш. А., Макаренко А. С., Новиков Н. И., Рубинштейн С. Л., Ушинский К. Д., Чернышевский Н. Г., Янкович Ф. И. и многие другие.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ 

Введение 3

1. Теоретические основы формирования познавательной активности младших школьников 5

1.1. Понятие «познавательная активность» 5

1.2. Способы формирования познавательной активности младших школьников 7

2. Методические аспекты использования  дидактических игр на уроках русского языка в начальных классах 13

2.1. Игра как форма организации учебной деятельности детей 13

2.2. Виды игр 14

2.3. Роль дидактической игры на уроках русского языка 18

2.4. Структура уроков русского языка 21

2.5. Методика проведения дидактических игр на уроках русского языка 24

3. Применение дидактических игр на уроках русского языка как средство формирования познавательной активности младших школьников 28

3.1. Общая характеристика предмета русский язык в ОС «Школа России» 28

3.2. Диагностика уровня сформированности познавательной активности на уроках русского языка 30

Список использованных источников 32

Приложение 33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 2001.

2. Антонова, Е. С. Методика преподавания русского языка (начальные классы): учебник для студентов среднего проф. образования / Е. С. Антонова, С. В. Боброва. - 4-е изд., стер. - Москва: Издательский центр Академия, 2016.

3. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Вопросы психологии : учебник для студентов учреждений среднего  проф. образования / Л. С. Выготский. 2019.

4. Газман, О.С. О понятии детской игры. Игра в педагогическом процессе / О.С. Газман. - Новосибирск: НГПИ, 2018. 

5. Губанова, О.В. Использование игровых приемов на урока. Начальная школа / О.В. Губанова, И.С. Левкина,  2014.

6. Емельянова, Т.В. Игровые технологии в образовании : учебное пособие / Т.В. Емельянова, Г.А. Медяник. - Тольятти: Издательство ТГУ, 2015.

7. Зелина, Л. Система обучения принципы и методы обучения / Факультет образования Палацкого университета/ Л. Зелина, A. Нелесовская. - Москва: Дрофа, 2013.

8. Карпова, Е.В. Дидактическая игра в начальный период обучения / Е.В. Карпова. - Ярославль: Академия развития, 2017.

9. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребёнка от рождения до 17 лет): учебное пособие, 5-е издание / И.Ю. Кулагина. - Москва: Издательство УРАО, 2012.

10. Леонтьев, А.Н. . «Лекции по общей психологии (лекции 15-52)»/ А.Н. Леонтьев.- Academia, Смысл, Москва, 2010.

11. Минский, В. И. От игры к знаниям: пособие для учителей/ В. И.  Минский. - Москва: Просвещение,  2012.

12. Никитин, Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры/ Б.П. Никитин. - Москва: Просвещение, 2015. 

13. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - Москва: ИТИ Технологии; Издание 4-е, доп., 2015.

14. Панов, Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку : пособие для учителей/ Б.Т. Панов.  - Москва: Просвещение, 2016. 

15. Писарев, Д.И.: Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 2000.

16. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы: учебное пособие/ И.П. Подласый. -Москва: ВЛАДОС, 2010. 

17. Савченко, О.Я. Дидактика начальной школы : учебник для студентов педагогических факультетов. / О.Я. Савченко. - Киев: Абрис, 2005. 

18. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям /В. А. Сухомлинский. - Киев: Радяньска школа, 1973.  

19. Удальцова, Е.И. Дидактические игры /Е.И. Удальцова. - Москва: Народная Асвета, 2011.

20. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников : учебное пособие для студентов / Т.И. Шамова. - Москва : Издательский центр «Академия», 2013. 

21. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: учебное пособие для студентов / Г.И. Щукина. - Москва : Издательский центр «Академия», 2015. 

22. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин.  - Минск: Педагогика, 2010.

Дидактические игры помогают усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности; с их помощью дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактической игры повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала.
В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми, поэтому при организации игры обращаю особое внимание на присутствие в образовательной деятельности элементов занимательности: поиска, сюрпризности, отгадывания и т.п. Проводя дидактические игры, педагог целенаправленно воздействует на детей, продумывает методические приемы проведения, добивается, чтобы дидактические задачи были приняты всеми детьми. Систематически усложняя материал с учетом требований программы, педагог через дидактические игры сообщает доступные знания, формирует необходимые умения, совершенствует психические процессы.