Применение контент-анализа при изучении личности кандидата на должность (по материалам социальных сетей)
Введение
Актуальность темы. Оценка работы персонала служит как инструмент, который помогает руководителю при достижении целей, стоящих перед организацией или подразделением. Однако при этом руководитель должен не только хорошо разбираться в существующих методах оценки, но и уметь выбирать методы, которые лучше подходят как при принятии административных решений, так и при принятии решений, связанных с развитием сотрудников.
В качестве одного из перспективных методов исследования предлагается контент-¬анализ текстов социальных сетей, постов пользователей. Используется количественный и качественный контент--анализ постов в социальных сетях ВКонтакте. Существует достаточно много научных трудов, освещающих основные теоретические принципы данного метода, историю его появления и развития. В то же время, по мнению многих
авторов теоретических работ, наблюдается определённая нехватка литературы, содержащей примеры практического, конкретного использования контент-анализа с подробным описанием всех процедур. Поэтому в данной работе будет правильным показать конкретные примеры применения контент-анализа на практике, продемонстрировать некоторую
часть богатого спектра возможностей его использования. Все это говорит об актуальности темы настоящего исследования.
Изученность. Контент-анализ в исследованиях начал использоваться в социальных науках начиная с 30-х годов XX века в США. Основные процедуры контент-анализа были разработаны американскими социологами X. Лассуэллом и Б. Берелсоном.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы контент-анализа при изучении личности кандидата на должность 6
1.1 Понятие и сущность оценки персонала 6
1.2 Описание инструментов контент-анализа 9
1.3 Оценка личности кандидата по материалам социальных сетей 15
Глава 2. Оценка персонала с помощью контент-анализа по материалам социальных сетей 19
2.1. Общая характеристика контент-анализа при изучении личности кандидата 19
2.2. Апробация контент-анализа при изучении личности кандидата на должность 21
Заключение 28
Список использованных источников и литературы 29
Приложение 32
Список использованных источников и литературы
1. Аксенова, Е. А. Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ, 2017. - 560 с.
2. Алмаев Н.А., Островская Л.Д. Психо¬метрические свойства Опросника темпе¬рамента и характера Р. Клонинджера на
русскоязычной выборке // Психологи¬ческий журнал. 2017. Т. 26, No 6.
3. Богомолова Н.Н., Стефаненко Т.Г. Контент-анализ. Спецпрактикум по социальной психологии. М.: МГУ, 1992. 60 с.
4. Бушуева А. А. Совершенствование подсистемы управления развитием персонала: организация обучения персонала. // ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ: сборник статей Международной научно–практической конференции — Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. — с. 97.
5. Денисов, А.Ф. Отбор и оценка персонала: учебно–методическое пособие / А.Ф. Денисов. – М.: Аспект–Пресс, 2016. – 304 c.
6. Ивановская, Л.В. Управление персоналом: теория и практика. Социально–трудовые отношения, рынок труда и занятость персонала: Учебно–практическое пособие / Л.В. Ивановская. – М.: Проспект, 2015. – 64 c.
7. Кибанов, А.Я. Управление персоналом: Теория и практика. Оценка и отбор персонала при найме и аттестации, высвобождение персонала: Учебно–практическое пособие / А.Я. Кибанов. – М.: Проспект, 2013. – 80 c.
8. Киселева М.Н, «Оценка персонала (сборник)» // – М.: «Питер» –256 с.
9. Кутепова Д. Д. К вопросу о критериях успешности учебной деятельности студентов ВУЗов / Д. Д. Кутепова // Психология профессиональной деятельности: проблемы, современное состояние и перспективы развития. материалы III Всероссийской научно-практической конференции. – Москва, 2021. – С. 38-41.
10. Методы организационной диагностики в управлении персоналом: учебно-методическое пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. В. Киселёва, М. Н. Крутцова, Л. Г. Приятелева, А. М. Рудко, Л. И. Скворцова, С. Г. Старцева ; под ред. Е. В. Киселёвой. – Вологда : вологодский филиал ранхигс, 2016 – 422 с.
11. Мизинцева, М. Ф. Оценка персонала : учебник и практикум для вузов / М. Ф. Мизинцева, А. Р. Сардарян. — Москва : Юрайт, 2021. — 378 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00729-9. — URL: https://urait-ru.ezproxy.ranepa.ru:2443/bcode/469034 (дата обращения: 28.05.2022). – Режим доступа: электрон.-библ. система «Юрайт», требуется авторизация.
12. Митрофанова, Е.А. Управление персоналом: Теория и практика. Оценка результатов труда персонала и результатов деятельности подразделений службы управления персоналом: Учебно–практическое пособие / Е.А. Митрофанова. – М.: Проспект, 2013. – 72 c.
13. Моргунов Е.Б. Управление персоналом. Исследование. Оценка. Обучение. Учебник. М.: Юрайт, 2014 – 562 с.
14. Одегов, Ю.Г. Управление персоналом: Учебник для бакалавров / Ю.Г. Одегов, Г.Г. Руденко. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 513 c.
15. Система оценки персонала в организации : учебник / И. А. Иванова, Е. В. Камнева, И. А. Кохова [и др.] ; под редакцией М. В. Полевой. — Москва : Прометей, 2018. — 280 c. — ISBN 978-5-907003-87-3. —URL: https://www-iprbookshop-ru.ezproxy.ranepa.ru:2443/94528.html (дата обращения: 27.05.2022). — Режим доступа: электрон. – библ. cистема «IPRbooks», требуется авторизация.
16. Семёнова А.В., Контент-анализ СМИ: проблемы и опыт применения / Под ред. В.А. Мансурова. – М.: Институт социологии РАН, 2010. – 324 с.
17. Стаут, Л.У. Управление персоналом. Настольная книга менеджера / Л.У. Стаут. – М.: Добрая книга, 2016. – 536 c.
18. Хруцкий, В. Е. Оценка персонала. Критика теории и практики применения системы сбалансированных показателей / В.Е. Хруцкий, Р.А. Толмачев. – М.: Финансы и статистика, 2017. – 224 c.
Социальные сети, используемые в настоящее время более чем 1 млрд. чел. из 7 млрд. населения земного шара, содержат миллионы текстов. Доступ к такого рода текстам, через Facebook и Twitter, например, меняет способ, которым возможно использовать контент-анализ, чтобы понять настроения людей, и дает возможность для управления данными в беспрецедентном масштабе. Через обновления статуса, твиты и другие онлайн-беседы люди сообщают о своих повседневных действиях, чувствах и мыслях.
Среди подходов, обеспечивающих присутствие перечисленных условий достоверности оценок и отношения людей к обсуждаемому вопросу, можно выделить обращение к данным социальных сетей и проведение контент-анализа содержания постов пользователей по конкретной тематике. Для анализа данных в социальных сетях был разработан ряд программ на основе контент-анализа. Тем не менее, основное внимание в подавляющем большинстве этих программ уделяется предоставлению сводной статистики данных (количество слов, объем текста, ключевые слова, ядро текста и т.д.).