Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста
ВВЕДЕНИЕ
Воображение - особый процесс человеческой психики, стоящий отдельно от остальных психических процессов и занимающий вместе с тем промежуточное положение между восприятием, памятью и мышлением. Специфика этого процесса состоит в том, что воображение как идеальный процесс рождает идеальное - образ, представляющий собой нечто такое, чего в реальной действительности не существует. Воображение связано с активностью организма, с происходящими в нем физиологическими процессами и с этой точки зрения мало чем отличается от других психических процессов; однако ни в чем другом, кроме воображения, столь ярко не проявляется чисто идеальный, загадочный характер человеческой психики.
В современных социокультурных условиях, когда развернут процесс непрерывного реформирования, кардинального изменения всех общественных институтов, умения неординарно мыслить, творчески решать поставленные задачи, проектировать предполагаемый конечный результат приобретают особую значимость.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Сущность понятия «воображение»
1.2. Основные психологические новообразования в дошкольном возрасте
1.3. Развитие воображения в дошкольном возрасте
1.4. Развитие воображения в игре
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ ИГР
2.1. Организация и методы исследования. Констатирующий этап эксперимента
2.2. Формирующий этап эксперимента
2.3. Контрольный этап эксперимента
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Абрамова Г.С. Возрастная психология.- М., 2005.
Амонашвили Ш.А.. Школа жизни. Трактат о начальной ступени образования. - М., 2007.
Ануфриев А.Ф., Костромича С.Н. Как преодолеть трудности в обучении. - М., 2010.
Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре.- М., Воронеж, 2011.
Батоев Г.Б. Развитие творческого воображения учащихся. - Улан-Удэ, 2010.-144 с.
Батрашев А.В. Типология характера и личности: Практическое руководство по психодиагностике. - М., 2006.
Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка.- М., 2011.
Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. - М., 2007. - 96 с.
Брушлинский А.В. Воображение и творчество // Научное творчество. - М.: Наука, 2005. - 341-346 с.
Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. - М., Воронеж, 2006.-392 с.
Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского.- М., 2007.
Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В. Гамезо и др.- М., 2005.
Волков B.C. Младший школьник. Как помочь ему учиться.- М., 2006.
Волков B.C. Психология младшего школьника.- М., 2007.
Волков Б.С, Волкова Н.В. Детская психология в вопросах и ответах.- М., 2006.
Волков Б.С, Волкова Н.В. Подготовить ребенка к школе как? - М., 2005.
Волков Б.С, Волкова Н.В. Психология развития человека. М., 2005.
Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству. М., 2006.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк: Кн. Для учителя. - 3-е изд. - М., 2007. - 94 с.
Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 2005.
Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо, Л.М. Орлова. М., 2006.
Гамезо М.И.. Петрова Е.А.. Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психологии. М., 2007.
Грановская P.M. Психология в примерах. СПб., 2005.
Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и
Самооценка старшего дошкольника, как правило, завышенная.
Завышенная самооценка в этом возрасте – показатель благополучия любимого ребенка. А вот низкая самооценка может говорить о психологическом неблагополучии ребенка и дисгармоничности детскородительских отношений [18].
Развитие воображения в дошкольном возрасте
Известный психолог В.В. Давыдов полагал, что воображение – это возможность ребенка видеть целое раньше частей [3]. Приведем пример. Мальчик в возрасте 5 лет находит кусочек железа. На вопрос матери «зачем тебе это?» он отвечает, что будет играть с найденной деталью, ведь это кусок машинки. Оказывается, у мальчика была машинка, которую он потерял, а найденная железная деталь напоминает ему дверцу этой машинки. Для того, чтобы увидеть в железной детали кусочек игрушечной машинки ребенку потребовалась целостная ситуация, и тогда бесполезная на первый взгляд вещь вдруг стала частью детской игрушки и обрела смысл.
Возможность видеть целое раньше частей