Ролевая игра как средство повышения мотивации обучения русскому языку в общеобразовательной школе

В данной ВКР изучены социопсихолингвистические предпосылки использования ролевых игр в обучении русского языка в общеобразовательной школе. Обозначены принципиальные основы использования ролевых игр как как средство повышения мотивации обучения русскому языку.
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
12.09.2022
Объем файла
230 Кб
Количество страниц
72
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Общая характеристика работы. Одной из основных задач, стоящих перед современной методикой обучения русскому языку является оптимизация процесса обучения, под которой подразумевается «научно обоснованный выбор и осуществление наилучшего для данных условий варианта задач, содержания, форм и методов обучения с точки зрения определенных критериев» [1, с. 72]). Изучение русского языка предполагает овладение навыками и умениями практической коммуникативной деятельности, на что указывал ещё Л. В. Щерба [2, с. 10]. Поэтому оптимизация обучения русскому языку связана прежде всего с повышением мотивации процесса обучения, понимаемой в современной лингводидактике как «совершенствование методов и организационных форм учебной работы, обеспечивающих повышение эффективности деятельности учащихся» [3].
Одним из наиболее часто упоминаемых в методической литературе приемов повышения мотивации обучения языкам является ролевая игра, основное назначение которой моделирование ситуаций общения

Содержание
Введение...................................................................................................................3
1 Современная образовательная технология «ролевая игра» как эффективный способ формирования и развития языковых навыков.........................................6
1.1 Психолого-педагогические основы ролевой игры как вида деятельности............................................................................................................6
1.2 Структура и типы ролевых игр......................................................................17
1.3 Использование ролевой игры как средство повышения мотивации обучения русскому языку.....................................................................................23
2 Опытно-экспериментальная работа по применению ролевых игр для повышения мотивации обучения русскому языку в общеобразовательной школе...........30
2.1 Цели и задачи экспериментальной работы...................................................30
2.2 Содержание, ход и результаты экспериментальной работы по использованию ролевых игр в процессе языковой подготовки школьников старших классов...........32
2.3 Основные рекомендации применения ролевых игр для повышения интеллектуального развития учащихся...............................................................49
Заключение.............................................................................................................57
Список использованной литературы...................................................................59
Приложение 1.....................................................................................................61

Список использованной литературы
1. Шанский Н.М. Русское языкознание и лингводидактика. М., 2005. 239 с.
2. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. М., 2008. 310 с.
3. Государственный образовательный стандарт основного общего образования / утв. приказом Министерства образования и науки РК от 23 мая 2015 года.
4. Зимняя И.Л. Педагогическая психология. М.: Логос, 2009. 383 с.
5. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Просвещение, 2001. 380 с.
6. Пассов Е.И. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования: методическое пособие для преподавателей русского языка как иностранного / Е.И. Пассов, Н.Е. Кузовлева. М.: Русский язык. Курсы, 2010. 568 с.
7. Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии. М.: Детская психология, 2004. Т.4. 415 с.
8. Колкова М.К. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М., 2008. 228 с.
9. Аргустаняиц Е.С. Обучение диалогической речи в ситуациях ролевого поведения. Яз. Вуз., Дис. Канд.пед. наук. М., 1992. 145 с.
10. Альмухамедов Р.В., Юнусова А.Г. Активизация усной речи учащихся начальных классов посредством игр и игровых упражнений. Уфа, 2004. 310 с.
11. Акишина А.А., Жаркова Т.Д., Акишина Т.Е Игры на уроках русского языка. Учебное наглядное пособие. М.: Русский язык, 1988. 260 с.
12. Азнабаева Ф.Ф. Психолого-лингвистические основы обучения русскому языку детей школьного возраста // Сб. статей. Уфа, 2007. 288 с.
13. Александрович Н.Ф. Занимательная грамматика. Минск: Народная асвета, 1965. 252 с.
14. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологииү М.: Издательство: Питер, 2002. 720 с.
15. Мильруд, Р. П. Компетентность в изучении языка// Р.П. Мильруд/ ИЯШ, 2004. № 7. С. 30–36.
16. Taylor, J.L. and Walford, R. Learning and the Simulation Game. Published by Open University Pres, 2001.
17. Byrne D. Teaching oral English. London, 2006.
18. Скляренко, Н.К., Олейник, Т.И. Обучение диалогическ

Ситуационные ролевые игры характеризуются описанием конкретных жизненных ситуаций. Учащиеся должны работать прежде всего в парах или в группах, поэтому здесь развивается речевая деятельность.
Игра организуется таким образом, чтобы ученики могли в активном речевом общении с максимальной эффективностью использовать отрабатываемый языковой материал.
Преподаватель сам должен верить в ролевые игры, ее эффективность. Только при этом условии он может добиться хороших результатов. Роль преподавателя в процессе подготовки и проведении ролевой игры постоянно меняется. На начальной стадии он активно контролирует деятельность обучаемых, но постепенно становится лишь наблюдателем.
Большое значение приобретает умение преподавателя установить контакт с учениками. Создание благоприятной обстановки, доброжелательной атмосферы очень важный фактор.
В зависимости от цели занятия и уровня подготовл