Коррекция коммуникативной сферы у младших школьников с нарушением интеллекта
Введение
Актуальность: Младший школьный возраст – большой период жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще не совсем доступно. Кроме того, не менее сильно он стремится и к самостоятельности. Из этого противоречия рождаются межличностные взаимоотношения со сверстниками – самостоятельная сфера общения детей, моделирующая межличностные отношения взрослых. Дети постоянно меняются, как и сама жизнь. Они больше умеют, знают, чем, например 20 лет назад. Изменяется и их отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. С появлением компьютера в жизни детей они меньше внимания стали уделять общению со сверстниками. Проблема данной темы актуальна еще и тем, что именно в этот период происходит формирование личности. Это определяют Л.С. Выготский (1984), А.А. Леонтьев (1999), В.Г. Петрова (2004). Насколько легко ребенок будет уметь общаться с окружающими его людьми, налаживать контакт, зависит его дальнейшая учебная, рабочая деятельность, его судьба и место в жизни. А именно в этот период закладывается навык брать на себя ответственность за свою речь и правильно ее организовывать, чтобы установить отношения с окружающими людьми. Также закладывается умение дисциплинировать себя, организовывать как личную, так и групповую деятельность, понимание ценности сотрудничества, общения и отношений в совместной деятельности.
Оглавление
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты изучения проблемы общения детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта. 6
1.2 Коммуникативная сфера детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта 11
1.3. Исследование коммуникативной сферы младшего школьника. 17
Выводы по I главе 21
Глава 2. Эмпирическое исследование и разработка программы коррекции коммуникативной сферы у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта 25
2.1 Диагностические методики и результаты исследования коммуникативной сферы детей младшего школьного возраста с нормотипичным развитием (группа 1) и детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта (группа 2). 25
2.2. Результаты исследования коммуникативной сферы детей младшего школьного возраста с типичным развитием и детей младшего школьного возраста с легкой степенью интеллектуальных нарушений 28
2.3. Программа коррекции коммуникативной сферы у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта 32
Глава 3.Оценка эффективности программы 39
Заключение 44
Библиографический список: 46
Библиографический список:
1. Альбрехт Э.Я. Психолого-педагогическая характеристика нарушений поведения у подростков, страдающих олигофренией: автореф. дис. канд. пед. наук (13.00.03). М.: АПН СССР, НИИ дефектологии, 1976, 21 с.
2. Антоненко И.В. Психология личности: генезис доверия , 2019, 112-121 с.
3. Аскакова И.Л. Внимание школьников , олигофренов. М., 1982.
4. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. СПб.: Лениздат, 1992, 400 с.
5. Бернштейн И.З. Интеллектуальные возможности детей, страдающих речевой патологией// Шестая научная сессия по дефектологии: Тез.
6. Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. М.: Книголюб, 2004. 104 с.
7. Выготский Л.С. Основы дефектологии: Собр. Соч. в 6 т./ АПН СССР, М.: Педагогика, 1984. Т.4. 432 с.
8. Выготский Л.С. Психологическая наука в СССР // Общественные науки СССР. 1917—1927 / Под ред. Волгина В.П., Гордона Г.О., Луппола И.К. - М. 1988, 478 с.
9. Вяранен В. А. Особенности личных взаимоотношений учащихся старших классов вспомогательной школы: автореф. дис. канд. пед. наук. М.: АПН СССР, НИИ дефектологии, 1971, 17 с.
10. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. М.: Просвещение, 1985. - 50 с.
11. Гнездилов М.Ф. Развитие устной речи умственно отсталых школьников, М.Л.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1990, 175 с.
12. Данилина М., Лазарева В. Программа психологического сопровождения детей 10 – 14 лет с интеллектуальным недоразвитием, оставшихся без попечения родителей // Школьный психолог 2004 .
13. Докл. М., 1971, С,36. Даргевичене Л. И. Особенности личных взаимоотношений между учащимися младших классов вспомогательной школы: автореф. дис. канд. пед. наук. М.: АПН СССР, НИИ дефектологии, 1971, 16 с.
14. Демор Ж. Ненормальные дети, воспитание их дома и в школе. М., 1989, 257 с.
15. Диагностика психического развития./ Под ред. Шванцара Й.. Прага, 1978 , 235с.
16. Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе / Под ред. Власовой Т.А.и Петровой В.Г. М.: Просвещение, 1981, 176 с.
17. Зинкевич – Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии. СПб.: издательство «Речь»; «ТЦ Сфера», 2001, 400 с.
18. Забрамная С.Д. Психолого- педагогическая диагностика умственного развития детей. Москва «Просвещение» Владос 1995 с.
19. Картушина Е.П., Романенко Т.В. «Психологический комфорт в школе: как его достичь» Акции, тренинги, семинары. Волгоград: Учитель,2009, 239с.
20. Левашова С. А. Психолог и подросток: коммуникативно-двигательный тренинг / Художник А. А. Селиванов. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004, 160с.
21. Рубинштейн С. Я. Психология умственно от¬сталого школьника. М.: Просвещение, 1986, Гл. II.
22. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. В. И. Лубовского. 2-е изд., испр. М.: Издательский центр «Академия», 2005.
23. Семаго М.М., Семаго Н.Я. «Организация и содержание деятельности психолога специального образования» Методическое пособие, М.: АРКТИ,2005, 336с.
24. Слепович Е.С., Поляков А.М. Работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Практика специальной психологии, СПб.: Речь, 2008, 247 с.
25. Шипицына Л.М., А.П.Воронова, Т.А.Нилова, О.В.Защиринская. «Азбука общения» «ДЕТСТВО – ПРЕСС» , 2004, 384с.
26. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. М.: Генезис. 2002, 336 с.
27. Залюбовский П.М. Сенсорные предпосылки общения человека в условиях слепоты. //Дефектология, 1981. №2 С. 12.
28. Занков Л.В. Облик умственно отсталого школьника. Известия АПН РСФСР, вып. 37, 1951. С.88
29. Запрягаев Г. Г. Психологическая характеристика умственно отсталых подростков с трудностями поведения: автореф. дис. канд психол. наук. М.: АПН СССР, НИИ дефектологии, 1986. 18 с.
30. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М.: Просвещение, 1993. 192 с.
31. Зимняя И.А. Новое учебное пособие по педагогической психологии (Рецензия на книгу Талызиной Н.Ф. "Педагогическая психология") // Вопросы психологии. 1999, № 115.
32. Зинкевич – Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии. СПб.: издательство «Речь»; «ТЦ Сфера», 2001,400 с.
33. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. - М., 1990.- 144 c.
34. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учебник для студ. Педвузов. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998, 208 с.
35. Каше Г. А. Логопедическая работа в I классе вспомогательной школы. М., 1957, 123 с..
36. Кащенко В.П., Мурашев Г.В. Исключительные дети, дети нервные, трудные и отсталые, их изучение и воспитание. М.: ОГИЗ, 1929, 149 с.
37. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению (характер, коммуникабельность). Ярославль: Академия развития, 1997, 145 с
38. Кожалиева Ч.Б. Особенности становления образа Я у умственно отсталых подростков: Автореф. дис. канд. психол. наук / Ин-т коррекц. педагогики Рос. акад. образования. 1995. 16 с.
39. Коломинский Н.Л. Развитие личности учащихся вспомогательной школы. – Киев: Радянська школа, 1978, 183 с.
40. Коломинский Н. Л. Самооценка и уровень притязаний учащихся старших классов вспомогательной школы в учебной деятельности и в межличностных отношениях: автореф. дис. канд. психол. наук. М.: АПН СССР, НИИ дефектологии, 1972, 21 с.
41. Левашова С. А. Психолог и подросток: коммуникативно-двигательный тренинг / Художник А. А. Селиванов. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004, 160 с.
42. Мединцев В.А. Методологические составляющие интеграции педагогического знания, 2020, 113-118с.
43. Мединцев В.А. Методология реализации личностного подхода в системах адаптивного обучения 2021, 151-161с.
44. Михайленко Т.С. Развитие исследовательской компетенции: задачный подход , 2021 , 63-71с.
45. Поварова И. А. Логопедия: нарушения письменной речи у младших школьников, 2020. — 140 с.
46. Поварова И. А. Основы логопедии: нарушения письменной речи у младших школьников, 2020. — 140 с.
47. Прищепова И. В. Логопедическая работа по формированию предпосылок усвоения орфографических навыков у младших школьников с общим недоразвитием речи, 2020. — 202 с.
48. Рипа М. Д. Лечебно-оздоровительные технологии в адаптивном физическом воспитании: учеб. пособие для академического бакалавриата, 2019. — 158 с.
49. Соловьева Л. Г. Логопедия, 2020. — 192 с.
50. Шашкина Г. Р. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии: логопедическая ритмика, 2019. — 215 с.
Ребенку будет легче всего освоить формы общения через сюжетно-ролевые игры, песни, сценки, танцы, рисование. В перечисленных видах упражнений ребенок многократно может повторять одни и те же звуки, слова фразы, предложения, и в самых разных формах общения. Изучив психолого-методическую и коррекционно-педагогическую литературу, можно говорить о том, что нарушение интеллекта требует особого внимания с рождения. Необходимо своевременно выявить детей с нарушением интеллекта и разрабатывать занятия для развития элементарных коммуникативных навыков. Работать над личностными особенностями, формировать адекватный эмоциональный мир. Все это совокупное развитие поможет преодолеть коммуникативные трудности. А также немаловажное значение окажет на развитие речи сенсомоторное воспитание, как дополнение к физическому воспитанию.