Ознакомление старших дошкольников с историей развития спорта посредствам проектной деятельности
ВВЕДЕНИЕ
В соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ дошкольное образование является первым звеном в непрерывной системе образования, что определяет необходимость соблюдения дошкольными образовательными организациями положений Концепции государственно-общественной системы олимпийского образования. Все более важное значение в системе современного образования и воспитания детей и молодежи придается педагогической деятельности, которая призвана содействовать их приобщению к ценностям Олимпийского движения. Данный аспект работы становится все более актуальным в свете спортивных событий мирового значения, происходящих в последние годы в России. В дошкольном периоде активно формируется познавательное отношение к действительности, а также происходит становление интересов к кругу социальных явлений, выходящих за рамки личного опыта ребенка. Именно в этот период важно создавать условия для формирования представлений у дошкольников об истории спорта и развитии Олимпийского движения в мире, что будет способствовать возникновению у детей стойкого интереса к занятиям физической культурой и спортом. Актуальность исследования. Как показывает опыт работы по реализации проектов олимпийской тематики в детских садах, в образовательном процессе педагогическая деятельность, направленная на олимпийское образование дошкольников, не представлена целостной системой и носит эпизодический характер.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..……………3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РАЗВИТИИ СПОРТА ПОСРЕДСТВАМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………….…….7
1.1 Психолого-педагогические подходы к формированию представлений развития спорта у детей старшего дошкольного возраста ..…7
1.2 Проектная деятельность как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о развитии спорта………………………….14
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ………………………………………….……..…...20
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ СПОРТА И ОЛИМПИЙСКОГО ДВИЖЕНИЯ ПОСРЕДСТВАМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………..……....22
2.1 Выявление уровня сформированных представлений об истории развития спорта и Олимпийского движения …………………………………………………..22
2.2 Организация и содержание работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений об истории развития спорта и Олимпийского движения посредствам проектной деятельности ………………....31
2.3 Выявление динамики сформированных представлений об истории развития спорта и олимпийского движения детей старшего дошкольного возраста посредствам проектной деятельности …………………………………….………...37
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ…………………………………………...……......42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………....….44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….…………46
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………..…...……51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: офиц. текст. – М.: Проспект, 2014. – 160 с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: офиц. текст. – М.: Центр педагогического образования, 2014. – 32 с.
3. Актуальные проблемы образования в сфере физической культуры и спорта в современной ситуации общественного развития: материалы Всероссийской научно-методической конференции с международным участием (25 – 26 сентября 2014 г.) / под ред. В.А. Уварова. – Череповец: ЧГУ, 2014. – 179 с.
4. Анисимова М.С. Двигательная деятельность детей 5-7 лет [Текст]/ М. С. Анисимова, Т.В. Хабарова. – СПб. : Детство-Пресс, 2017. – 256 с.
5. Варфоломеева З.С. Особенности организации олимпийского образования детей старшего дошкольного возраста в современных условиях [Текст]/ З.С. Варфоломеева, И.А. Суринов, С.Е. Шивринская // Детский сад: теория и практика. – 2013. – №8. – С. 22-31.
6. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М. : Мозаика - Синтез, 2012. – 112 с.
7. Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду [Текст] / Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. – М. : Айрис - Пресс, 2008. – 208 с.
8. Внедрение ФГОС ДО в практику работы дошкольных образовательных организаций [Текст] / Н.В. Нищева [и др.]. – СПб.: Детство-Пресс, 2014. – 384 с.
9. Глушенко И.Ю. Проект как форма взаимодействия с семьей в работе по приобщению детей к занятиям физической культурой и спортом [Текст]/ И.Ю. Глушенко // Детский сад: теория и практика. – 2013. – №8. – С. 94-105.
10. Гребенникова, С.Ю. Олимпийское образование детей дошкольного возраста: дополнительная образовательная программа «Олимпионик» [Текст] /С.Ю. Гребенникова Т.Н. Колисниченко А.А. Муратова // Детский сад: теория и практика. – 2013. – №8. – С. 52-63.
11. Григоревич В.В. Всеобщая история физической культуры и спорта [Текст] / В.В. Григоревич. – М. : Советский спорт, 2008. – 288 с.
12. Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно - методическое пособие [Текст] / В.А. Деркунская. – М.: Центр педагогического образования, 2012. – 144 с.
13. Доронова Т.Н. Взаимодействие семьи и детского сада как средство реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования [Текст] / Т.Н. Доронова // Дошкольное воспитание. – 2014. – №1. – С. 49–55.
14. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения [Текст]: учебник для вузов / под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013. – 464 с.
15. Дронь А.В. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников [Текст] / А.В. Дронь, О.Л. Данилюк. – СПб.: Детство-Пресс, 2011. – 96 с.
16. Евдокимова Е.С. Детский сад и семья [Текст]: методика работы с родителями / Е.С. Евдокимова Н.В. Додокина Е.А. Кудрявцева. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 144 с.
17. Евдокимова Е.С. Проектная деятельность дошкольника и ее организация в детском саду [Текст] / Е.С. Евдокимова // Детский сад: теория и практика. – 2012. – № 9. – С. 21-25.
18. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ [Текст] / Е.С. Евдокимова. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64с.
19. Елжова Н.В. Работа с детьми и родителями в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / Н.В. Елжова. - Ростов н./Д: Феникс, 2010. – 282 с.
20. Захарова М.А. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети [Текст]/ М.А. Захарова, Е.В. Костина. – М.: Школьная Пресса, 2010. – 64 с.
21. Зубова Е.Р. Праздник «Малые Олимпийские игры» для детей 5-6 лет / Е.Р. Зубова // Инструктор по физкультуре. – № 8. – 2013. – С. 49-52.
22. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей: родительские собрания и конференции, дискуссии, практикумы, встречи за круглым столом [Текст] / авт.-сост. Н.М. Сертакова. – Волгоград: Учитель, 2015. – 203с.
23. Картушина М.Ю. Праздники здоровья для детей 6-7 лет. Сценарии для ДОУ [Текст] / М.Ю. Картушина. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
24. Кириллова Ю.А. Навстречу Олимпиаде. Физкультурные досуги для детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Ю.А. Кириллова. – СПб.: Детство-Пресс, 2014. – 80 с.
25. Кириллова Ю.А. Спортивные занятия с дошкольниками в домашних условиях [Текст] / Ю.А. Кириллова. – СПб.: Детство-Пресс, 2017. – 16 с.
26. Козлова А.В. Работа ДОУ с семьей: методические рекомендации [Текст] / А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 112 с.
27. Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании. Методическое пособие [Текст] / Н.А. Кочкина. – М. :Мозаика-Синтез, 2012. – 70с.
28. Луконина Н.Н. Физкультурные праздники в детском саду [Текст]/ Н.Н. Луконина. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 128 с.
29. Майер А.А. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада [Текст] / А.А. Майер, О.И. Давыдова, Н.В. Воронина. – М. : ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.
30. Майер А.А. Практические материалы по освоению содержания ФГОС в дошкольной образовательной организации (в схемах и таблицах) [Текст] / А.А. Майер. – М.: Педагогическое общество России, 2014. – 96 с.
31. Морозова Л.Д. Что такое «детское проектирование?» [Текст] / Л.Д. Морозова // Ребенок в детском саду. – № 5. – 2009. – С. 9-11.
32. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет. [Текст] / И.М. Новикова. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 96 с.
33. Олимпийское образование дошкольников Текст] : метод.пособие/ под ред. С.О. Филипповой, Т.В. Волосниковой. – СПб.: Детство-Пресс, 2007. – 128с.
34. Организация образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС ДО: семинары-практикумы [Текст] / авт.-сост. Е.Г. Бацина [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2014. – 191 с.
35. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду. Подготовительная к школе группа детского сада [Текст]: конспекты занятий / Л.И. Пензулаева. – М. : Мозаика-Синтез, 2011. – 112 с.
36. Петерсон Л.Г. Взаимодействие ДОУ с семьей как ресурс развития взрослых и детей [Текст] / Л.Г.Петерсон, Л.Э.Абдулина // Управление ДОУ. – 2012. – № 3. – С.17-19.
37. Поддержка и развитие детской одаренности: проектная деятельность [Текст] / авт.-сост. Л.П. Пяткова. – Волгоград: Учитель, 2017. – 175 с.
38. Полтавцева Н.В. Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни. Методическое пособие [Текст] / Н.В. Полтавцева, М.Ю. Стожарова, Р.С. Краснова. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.
39. Проектная деятельность старших дошкольников [Текст] / сост. В.Н. Журавлева. – Волгоград: Учитель, 2011. – 202 с.
40. Прохорова, С.Ю. Детский сад: работа с родителями [Текст] / С.Ю. Прохорова, Е.Б. Хижова. – М.: Скрипторий 2003, 2014. – 112 с.
41. Прищепа С.С. Партнерство дошкольной организации и семьи [Текст] / С.С. Прищепа, Т.С. Шатверян. – М.:Мозаика-Синтез, 2016. – 96с.
42. Прищепа С.С. Сотрудничество детского сада и семьи в физическом воспитании дошкольников [Текст] / С.С. Прищепа, Т.С. Шатверян. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 128 с.
43. Современные технологии образования дошкольников [Текст] / авт.- сост. Е. В. Михеева. – Волгоград: Учитель, 2017. – 222 с.
44. Соловьева Т.В. Формирование представлений об олимпийском движении у детей старшего дошкольного возраста в процессе опытно - экспериментальной работы дошкольной организации [Текст] / Т.В.Соловьева, Н.Л.Петренкина, М.Г. Шапковская // Физкультурно - спортивное направление развития детей в дошкольной организации: опыт, проблемы, перспективы: сборник статей Всероссийской научно - практической конференции / под ред. О.А.Рогуновой. – Томск: Томский государственный педагогический университет, 2014. – С. 19-24.
45. Социальное партнерство детского сада с родителями: сборник материалов [Текст] / сост. Т.В. Цветкова.– М.: ТЦ Сфера, 2013. – 128 с.
46. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития детей дошкольного возраста [Текст]: учебник для учреждений высш. образования / Э.Я. Степаненкова. – М.: Академия, 2014. – 368 с.
47. Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ [Текст] / Е.А. Сыпченко. – СПб.: Детство-Пресс,2013. – 96 с.
48. Токаева Т.Э. Будь здоров, дошкольник. Программа физического развития детей 3-7 лет [Текст] / Т.Э. Токаева. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 112с.
49. Урмина И.А. Инновационная деятельность в ДОУ: программно- методическое обеспечение [Текст] / И.А. Урмина, Т.А. Данилина. – М.:Линка-Пресс, 2009. – 320 с.
50. Ховякова А.Л. Понятие, сущность и специфика олимпийского образования детей дошкольного возраста [Текст]/ А.Л. Ховяков // Детский сад: теория и практика. – 2013. – №8. – С. 6-13.
51. Чеменева А.А. Коммуникативно-ориентированная предметная среда физкультурного образования дошкольника [Текст] / А.А. Чеменева, О.А.Ушакова-Славолюбова. – СПб.: Детство-Пресс 2013. – 176 с.
52. Шорыгина Т.А. Спортивные сказки. Беседы с детьми о спорте и здоровье [Текст] / Т.А. Шорыгина. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 64 с.
40% детей (8 человек – Катя А., Милана А., Ксения Б., Дима Д., Таня Г., Мира К., Кира С., Арина У.) не смогли правильно выполнить задание. Дима Д., Таня Г. не смогли закончить предложения. Катя А., Милана А., Ксения Б. смогли правильно закончить первое предложение, назвав город Олимпию. При вопросе воспитателя о том, чем награждались победители Олимпийских игр, Катя А. сказала, что не знает, Дима Д. ответил, что медалями, Кира С. сказала, что, кажется, венком. Таня Г., Мира К., Кира С., Арина У. часто отвлекались, затруднялись с ответами. У 60% детей (12 человек – Иоанн К., Миша К., Иван И., Миша М., Дарина М, Ульяна О., Ева П., Иван П., Матвей С., Кира С., Арина У., Улья Ч.) задание вызвало ряд затруднений. Эти ребята правильно закончили первое предложение, назвали город Олимпию. Второе предложение закончили правильно по смыслу «Во время проведения Олимпийских игр в Греции прекращались все войны, и провозглашался…» – мир. Кира С., Арина У., Улья Ч. допускали неточности, иногда обращались за помощью к педагогу. Например, они отвечали, что победители Олимпийских игр награждались венком, но не знали, из веток какого дерева. А Миша М., Дарина М. ответили, что победители награждались медалями. Также последнее предложение никто из детей не смог правильно закончить, все ребята считают, что победителю Олимпийских игр Древней Греции присваивали почетное звание чемпион.