Формирование словаря у детей с общим недоразвитием речи III уровня посредством дидактических игр
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в России наблюдается тенденция к ухудшению здоровья детей, что выражается в общей соматической ослабленности и наличия различных дефектов развития. Всё это оказывает влияние на развитие высших психических функций ребёнка, в том числе речи. Речь имеет большое значение в психологическом развитии ребёнка и его формирование как личности во многом связано именно с развитием речи. Недостаточно развитая речевая деятельность негативно влияет на все сферы личности ребенка: затрудняется развитие его познавательной деятельности, снижается продуктивность запоминания, нарушается логическая и смысловая память, дети с трудом овладевают мыслительными операциями, существенно тормозится развитие игровой деятельности. Исследованием речевого развития занимались такие выдающиеся психологи, педагоги и лингвисты как К. Д. Ушинский, Л. С. Выготский, В. В. Виноградов, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн, Ф. А. Сохин, Е. А. Флерина, Д. Б. Эльконин. Изучению особенностей усвоения детьми лексики посвящены также исследования М. М. Алексеевой, А. Н. Богатыревой, В. В. Гербовой, А. П. Иваненко, Н. П. Ивановой, В. И. Логиновой, Ю. С. Ляховской, Н. П. Савельевой, А. А. Смаги, Е. М. Струниной, В. И. Яшиной и др.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................................4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР…………………................................................................................................8
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и характеристика их речевого развития…........... …………………………………………………………………8
1.2. Особенности формирования словаря у детей в онтогенезе...……….. .....15
1.3. Особенности формирования словаря у детей с общим недоразвитием речи III уровня ..................................................................................................... 19
1.4. Характеристика игровой деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня……………………………………...... ............. 23
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ…………………………………………………………………...……..28
2.1. Организация и методика логопедического обследования для выявления уровня формирования словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня……………………………………....... 28
2.2 Анализ результатов логопедического обследования словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня…………………………………………………………………………….32
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ................................................................................................................35
3.1 Система логопедической работы по формированию словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня с использованием дидактической игры................................................................35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..................................................................................................46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ........................................... 48
ПРИЛОЖЕНИЕ ..................................................................................................57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агранович, З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР / З. Е. Агранович. – Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. – 128 с.
2. Алексеева, М. М. Методика развития речи дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М., 2006.
3. Антипова, Ж. В. Формирование словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 /
Ж. В Антипова ; Моск. пед. гос. ун-т. – Москва, 1998. – 16 с.
4. Архипова, Е.Ф. Если у ребенка общее недоразвитие речи // СДО. 2017. №2 (74). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/esli-u-rebenka-obschee-nedorazvitie-rechi (дата обращения: 17.03.2022).
5. Асадова, С. А. Дидактические игры для развития лексики и пространственных представлений у детей с ОНР / С. А. Асадова // Логопед. – 2014. – № 1. – С. 70-74.
6. Баранова, Г. А. Развитие лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвития речи 3 уровня /
Г. А. Баранова, Т. В. Бабошкина // Вестник ИПК и ППРО ТО. Тульское образовательное пространство. – 2018. – № 2. – С. 81-88. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35331419 (дата обращения: 12.10.2020).
7. Большакова, С. Е. Работа логопеда с дошкольниками, игры и упражнения / С. Е. Большакова. – Москва : АПО, 2012. – 417 с.
8. Бондаренко, Л. Н. Применение игровой обучающей ситуации при формировании словаря у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи /
Л. Н. Бондаренко // Логопед. – 2008. – № 1. – С. 33-40.
9. Бутримова, Т. В. Развитие словаря у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня средствами дидактической игры / Т. В. Бутримова // Научные Записки ОрелГИЭТ. – 2017. – № 5 (23). – С. 71-75. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30721723. (дата обращения: 19.11.2020).
10. Выготский, Л.С. Мышление и речь // Собрание сочинений. – Москва : Педагогика, 2006. – 208 с.
11. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 472 с.
12. Головина, И. В. Психолого-педагогическое сопровождение формирования активного словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня / И. В. Головина, О. Ф. Черниченко // Перспективы отраслевого взаимодействия в комплексной реабилитации : материалы II Междунар. науч.-практ. конф., 24-25 окт. 2019 г., Орел / Орлов. гос. ун-т им. И. С. Тургенева. – Орел : ОрелГУ: 2019. – С. 48-51. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43942217 (дата обращения: 22.10.2020).
13. Голубенко, Е. В. Формирование атрибутивного словаря на основе развития зрительной памяти у дошкольников с псевдобульбарной формой дизартрии и общим недоразвитием речи III уровня / Е. В. Голубенко,
Н. М. Трубникова // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза : материалы межрегион. науч.-практ. конф. студентов аспирантов, магистрантов и слушателей, 21 апр. 2011 г., г. Екатеринбург, Россия / Урал. гос. пед. ун-т ; науч. ред. И. А. Филатова, О. Г. Нугаева. – Екатеринбург : [б. и.], 2011. – С. 138-144.
14. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников : (дети с общ. недоразвитием речи) / Л. Н. Ефименкова. – Москва : Эксмо, 2011. –
305 с.
15. Жуйкова, Т. П. Характеристика дидактических игр по формированию параметрического словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня / Т. П. Жуйкова,
Н. О. Саклакова // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2014. –
№ 17. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/harakteristika-didakticheskih-igr-po-formirovaniyu-parametricheskogo-slovarya-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-obschim (дата обращения: 12.10.2020).
16. Жукова, Н. С. Логопедия. Основы теории и практики / Н. С. Жукова. Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – М.: Эксмо. 2018. – 288 с. 2. Филичева Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение / Т.Б. Филичева. – М.: Изд-во Гном и Д, 2010. – 128 с. 3. Филичева Т.Б. Логопедия. Теория и практика / Т.Б. Филичева. – М.: Эксмо, 2017. – 608 с.
17. Зверева, Т. Н. Вкусные буквы : занятие для ст. дошкольников с
ОНР / Т. Н. Зверева // Логопед. – 2014. – № 10. – С. 48-53.
18. Игры в логопедической работе с детьми : кн. для логопеда / сост.
В. И. Селиверстов. – Москва : Сфера, 2007. – 144 с.
19. Использование дидактических игр для формирования предметного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня // Воспитание и обучение: теория, методика и практика : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф., 17 мая 2019 г. – Чебоксары : Интерактив плюс, 2019. – С. 123-125. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38148720 (дата обращения: 16.09.2020).
20. Климчук, Н. И. Наглядное моделирование в системе словарной работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи / Н. И. Климчук // Логопед. – 2008. – № 2. – С. 4-10.
21. Кротова, И. В. Метод интервьюирования в обогащении словаря детей 6-7 лет с ОНР / И. В. Кротова // Логопед. – 2010. – № 7. – С. 6-22.
22. Ладович, К. С. Некоторые методические рекомендации к развитию словаря у дошкольников с недостатками речи / К. С. Ладович // Коррекционная педагогика. – 2015. – № 2. – С. 61-67.
23. Лалаева, Р.И. Формирование лексики и грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – Санкт-Петербург,1999. – 276 с.
24. Литвинова, И. Ю. Формирование словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня : авт. дидакт. пособие для формирования функции словообразования у детей дошкол. возраста с общ. недоразвитием речи III уровня / И. Ю. Литвинова // Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. – 2012. – № 2. – С. 14-35. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17837137 (дата обращения: 17.07.2020).
25. Логинова, В. И. Формирование словаря / В. И. Логинова // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста : учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – Москва : Академия, 1999. –
С. 226-236.
26. Логопедия : учеб. для студентов пед. вузов / Л. С. Волкова,
Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова [и др.] ; под ред. Л. С. Волковой,
С. Н. Шаховской. – Москва : ВЛАДОС, 2008. – 677 с.
27. Логопедия. Методическое наследие : пособие для логопедов и студентов пед. вузов : в 5 кн. Кн. 5. Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи / под ред. Л. С. Волковой. – Москва : ВЛАДОС, 2003. – 480 с.
28. Лукьянова, Ю. Э. Логопедическая работа по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
3 уровня / Ю. Э. Лукьянова // Вестник ИПК и ППРО ТО. Тульское образовательное пространство. – 2018. – № 2. – С. 74-77. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35331417 (дата обращения: 22.12.2020).
29. Лурия, А. Р. Мозг человека и психические процессы / А. Р. Лурия. – М. : Педагогика, 1970. – 495 с.
30. Люсова, Е. С. Особенности состояния игровой деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи // Специальное образование. 2016. №XII. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sostoyaniya-igrovoy-deyatelnosti-u-doshkolnikov-s-obschim-nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 22.03.2022).
31. Майнагашева, Г. Т. Дидактические игры и упражнения как средство формирования пространственного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня / Г. Т. Майнагашева, Т. П. Жуйкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). — С. 1413-1416. — URL: https://moluch.ru/archive/91/19095/ (дата обращения: 15.03.2022).
32. Макарова, А.Б. Дидактические игры и упражнения как средство формирования глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня // Инновационная наука. 2021. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/didakticheskie-igry-i-uprazhneniya-kak-sredstvo-formirovaniya-glagolnogo-slovarya-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-obschim (дата обращения: 15.03.2022).
33. Макарова, А. Б. Дидактические игры и упражнения как средство формирования глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня / А. Б. Макарова // Академическая публицистика. – 2021. – № 5. – С. 535-540. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45770601 (дата обращения: 12.07.2021).
34. Маслакова, П. А. Особенности формирования словообразова-тельной компетенции у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня / П. А. Маслакова, Н. Л. Егорова / Вестник Курганского государственного университета. – 2018. – № 4 (51). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-slovoobrazovatelnoy-kompetentsii-u-starshih-doshkolnikov-s-obschim-nedorazvitiem-rechi-tretiego-urovnya (дата обращения: 12.11.2020).
35. Маслова, И. В. Формирование навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня: сущность, структура и уровни сформированности / И. В. Маслова,
Т. А. Шкерина // The Newman in Foreign Policy. – 2021. – Т. 1, № 58 (102). –
С. 29-34. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-navykov-slovoobrazovaniya-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-obschim-nedorazvitiem-rechi-iii-urovnya-suschnost (дата обращения: 18.03.2021).
36. Мастюкова, Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция.— Москва : Просвещение, 1992.—95 с.
37. Матросова, Т. А. Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями / Т. А. Матросова. –
Москва : В. Секачев, 2005. – 112 с.
38. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебн. пособие. / Под ред. Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарева, А.П. Николаичева. – 2-е изд. дораб. – М.: Просвещение, 1984. – 240 с.
39. Новиковская, О. А. Развитие звуковой культуры речи у дошкольников : логопед. игры и упражнения / О. А. Новиковская. – Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. – 48 с.
40. Основы теории и практики логопедии. Под ред. Р.Е. Левиной. Москва : Просвещение, 1967.
41. Особенности формирования лексического строя речи у детей с
ОНР / А. С. Динмухамедова, Б. Б. Габдулхаева, С. Ж. Кабиева [и др.] // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2013. – № 2. – С. 5-13. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18957036 (дата обращения: 23.10.2020).
42. Правдина, О. В. Логопедия : учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов / О. В. Правдина. – Изд. 2-е, доп. и перераб. – М. : Просвещение, 1973. – 272 с.
43. Приходько, О. Г. Логопедическое обследование детей с нарушениями речи // Специальное образование. 2010. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/logopedicheskoe-obsledovanie-detey-s-narusheniyami-rechi (дата обращения: 16.03.2022).
44. Реймер, М. В. Формирование словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством речевых упражнений / М. В. Реймер,
А. А. Харитонова // Педагогический вестник. – 2021. – № 20. – С. 26-29. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46353911 (дата обращения: 12.08.2021).
45. Румянцева Ю. Н. Характеристика детей с ОНР и их психологические особенности // Глобус. 2019. №12 (45). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/harakteristika-detey-s-onr-i-ih-psihologicheskie-osobennosti (дата обращения: 21.03.2022).
46. Сазонова, С. Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи : (комплекс. подход) : учеб. пособие для студентов пед. вузов / С. Н. Сазонова. – Москва : Академия, 2009. – 144 с.
47. Свиридова, Д. В. Экспериментальное исследование лексико-семантической стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №63-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/eksperimentalnoe-issledovanie-leksiko-semanticheskoy-storony-rechi-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-s-obschim-nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 23.03.2022).
48. Слободян, Е. А. Формирование предикативного словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе организации дидактических игр / Е. А. Слободян, С. Р. Слободян // Вестник науки. – 2019. – Т. 4, № 1 1(20). – С. 48-51. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41374531 (дата обращения: 26.09.2020).
49. Смирнова, Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6—7 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей . – Москва : Мозаика-Синтез, 2005. - 96 с.
50. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду. Пособие для воспитателя дет. сада. – Москва : Просвещение, 1982.
51. Сычева, Н. В. Развитие глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня /
Н. В. Сычева // Вестник Шадринского государственного педагогического института. – 2014. – № 2 (22). – С. 62-68. – URL: http://www.shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2014/2014-2-11.pdf (дата обращения: 19.12.2020).
52. Тюлькина, Ю. В. Дидактические игры как средство обогащения словаря детей пятого года жизни с общим недоразвитием речи 3 уровня /
Ю. В. Тюлькина // Аллея науки. – 2020. – Т. 1, № 11 (50). – С. 697-709. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44717129 (дата обращения: 12.11.2020).
53. Уварова, Т. Б. Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками. [Текст] / Т. Б. Уварова // Журнал «Логопед». – М. : ТЦ Сфера, 2009. – № 3. – С. 64-65.
54. Уровни речевого развития у детей с общим недоразвитием речи / С. Г. Губатова // Наука и реальность. – 2021. – № 2. – С. 207-210.
55. Филичева, Т. Б. Устранение ОНР у детей дошкольного возраста: Практическое пособие / Т. Б.Филичева, Г. В. Чиркина - М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2006. - 244 с.
56. Филичева, Т. Б. Дети с общим недоразвитием речи: воспитание и обучение : учеб.-метод. пособие для логопедов и воспитателей /
Т. Б. Филичева ; Моск. гос. открытый пед. ин-т. – Москва : ГНОМ-ПРЕСС, 1999. – 80 с.
57. Цейтлин, С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — Москва : Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2007. - 240 с.
58. Чаркина, Н. В. Формирование словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II-III уровня /
Н. В. Чаркина, О. С. Дербенева // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: проблемы, перспективы, технологии : материалы VI Междунар. науч.-практ. конф., 04-05 апр. 2019 г., Орел / Орлов. гос. ун-т им. И. С. Тургенева ; под ред. А. И. Ахулковой. – Орел : ОрелГУ, 2019. –
С. 357-359. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=40526812 (дата обращения: 12.07.2020).
59. Швайко, Г. С. Игры и игровые упражнения по развитию речи : пособие для практ. работников ДОУ / Г. С. Швайко. – Москва : Айрис-пресс, 2006. – 176 с.
60. Шерстова, О. Б. Формирование глагольной лексики у детей с общим недоразвитием речи / О. Б. Шерстова // Образование в современной школе. – 2016. – № 1/2. – С. 20-21.
61. Ширко, Н. А. Особенности формирования номинативного словаря у детей с ОНР / Н. А. Ширко // Вестник науки. – 2019. – Т. 4., № 11 (20). –
С. 52-59. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41374532 (дата обращения: 24.11.2020).
62. Эльконин, Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sworld.com.ua/index.php/ru/ pedagogy-psychology-and-sociology-411/corrective-and-social-pedagogy-411/11062-411-0225
63. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. – Москва : ВЛАДОС, 1999. – 360 с.
64. Якушева, В. В. Корреляция между показателями развития навыков игровой деятельности и сформированности словарного запаса у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В. В. Якушева,
М. В. Запрудина // Международный научно-исследовательский журнал. – 2017. – № 4-3. – С. 76-80. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28994461 (дата обращения: 18.12.2020).
65. Ямбу, Д. В. Использование иллюстративно-дидактического материала для формирования временного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня / Д. В. Ямбу, Ш. Ю. Кужугет // Мир науки, культуры, образования. – 2018. – № 2 (69). –
С. 284-285. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=34904390 (дата обращения: 11.02.2021).
Основной формой обучения в дошкольных образовательных учреждениях для детей данной категории являются логопедические занятия, на которых осуществляется развитие языковой системы. Определяя их содержание, важно выявить и структуру дефекта, и те потенциальные речевые возможности ребенка, которые логопед использует в работе. Коррекционно-развивающая работа с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня предполагает координацию и преемственность в работе логопеда и воспитателя. Основными задачами коррекционно-развивающего обучения данного речевого уровня детей является продолжение работы по развитию понимания речи и лексико-грамматических средств языка; произносительной стороны речи; самостоятельной развернутой фразовой речи; подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения. Целенаправленное развитие словарного запаса имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми с ОНР. Ефименкова Л.Н. считает, что развитие словарного запаса детей с ОНР должно осуществляться как в процессе различных практических занятий во время игр, режимных моментов, наблюдений за окружающими, так и в специальных коррекционных классах [14].