Развитие у старших дошкольников с ОНР навыков продуцирования описательных рассказов

Основной идеей дипломной работы является установка психолого-педагогических условий развития у старших дошкольников с ОНР навыков продуцирования описательных рассказов на основе изучения научной литературы и эмпирического исследования. В ходе работы изучена литература по теме работы; установлень уровень развития у старших дошкольников с ОНР навыков продуцирования описательных рассказов.
Author image
Radik
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
08.09.2022
Объем файла
346 Кб
Количество страниц
61
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2000 руб.
2500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Развитие связной речи в дошкольном возрасте является важным условием успешного обучения ребёнка в школе. Учащийся может давать последовательные и полные ответы на сложные вопросы школьной программы только при условии обладания хорошо развитой связной речи. 
Развитие связной речи в онтогенезе предполагает освоение богатого словарного запаса, способствует овладению языковыми законами и нормами родного языка. Их практическое применение показывает умение пользоваться усвоенным материалом, что предполагает самостоятельное составление рассказа и умение полно, связно и последовательно передавать содержание готового текста. 
Связную речь рассматривают как высшую форму мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А. А. Леонтьев, 
С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.) 
Если у детей наблюдается общее недоразвитие речи (ОНР), то формирование связной речи у детей многократно усложняется. Этому препятствует нарушение компонентов речевой системы, внимания, памяти, мышления, недостаточный уровень словесно-логического мышления (В.П.  Глухов, Л.Н. Ефименкова, Р.Е. Левина, Т.А.  Ткаченко, Т.Б.  Филичева, Г.В.  Чиркина и др.) 

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Научно-теоретические основы развития у старших дошкольников с общим недоразвитием речи навыков продуцирования описательных рассказов 6

1.1. Закономерности развития связной устной речи в онтогенезе 6

1.2. Особенности развития у старших дошкольников с общим недоразвитием речи навыков продуцирования описательных рассказов 12

1.3. Методические аспекты логопедической работы по развитию у старших дошкольников с ОНР навыков продуцирования описательных рассказов 17

Выводы по 1 главе 24

Глава 2. Организация, содержание и результаты эмпирического исследования 26

2.1. Общая организация исследования 26

2.2. Изучение особенностей и выявление уровня развития у старших дошкольников с общим недоразвитием речи навыков продуцирования описательных рассказов 30

2.3. Программно-методические аспекты логопедической работы по преодолению у старших дошкольников с общим недоразвитием речи навыков продуцирования описательных рассказов 35

Выводы по 2 главе 46

Заключение 48

Аннотация 51

Список использованных источников и литературы 53

Приложение 1 58

Приложение 2 62

Список использованных источников и литературы

1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева, Б. И. Яшина. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 400с.
2. Бородич, А.М.: Методика развития речи детей [Текст] / А.М. Бородич: Просвещение, 2004. — 255с.
3.Валуева, Я.В. Развитие связной речи дошкольников с ОНР с использованием методических приемов [Текст] / Я.В. Валуева // Логопед. —2014. — №1. — С.102 – 112.
4. Волосовец, Т.В. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. Т.В. Волосовец. —М.: В. Секачев, 2007. — 224 с.
5. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст]: учеб. пособие / В.К. Воробьева. М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. — 158с.
6. Воробьева, В.К. Обучение детей с тяжелыми нарушениями речи первоначальному навыку описательно-повествовательной речи [Текст] / В.К. Воробьева // Дефектология. — 1990. — №4. — С. 40 — 47.
7. Выгодский, Л.В. Из записок конспекта к лекциям по психологии детей дошкольного возраста // Д.Б.Элькомин. Психология игры. - М.: Просвещение, 2009. - 398 с.
8. Гарифулина, Г.А. Формирование навыков связного высказывания. Инновационный педагогический проект. Старший дошкольный возраст / Г.А. Гарифулина. - М.: Учитель, 2016. - 547 c.
9. Гвоздев, А. Н. От первых слов до первого класса / А. Н. Гвоздев. - М.: КомКнига, 2006. - 320 с.
10. Гербова, В. Развитие речи в детском саду.6-7лет.Подготовительная к школе группа / В. Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 112 c
11. Гейс, Е.В. Использование творческих проектов для развития связной речи детей [Текст] / Е.В. Гейс // Логопед. — 2010. — №4. — С. 92 – 103.
12. Глухов, В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию [Текст] / В.П. Глухов // Дефектология. — 1994. — №2. — С. 56 – 73.
13.  Глухов, В.П. Основы психолингвистики: [Текст]: учеб. пособие для
студентов педвузов / В.П. Глухов. — М.: ACT: Астрель, 2005. — 351с.
14 .Глухов, В.П. Особенности формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием: автореф. дис. канд. пед. наук / В.П. Глухов. — М., 1987.
15. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / В.П. Глухов. — М.: АРКТИ, 2002. — 144с.
16. Глухов, В.П. Особенности формирования связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] /В.П. Глухов. — М.: Грааль, 2010 — 157c.
17.  Елкина, Н.В. Формирование связности речи у детей старшего дошкольного возраста.: Автореф. дис канд. пед. наук. - М, 2008. - 107 с.
18.  Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников / Л. Н. Ефименкова. - М.: Просвещение, 2010. - 132 с.
19. Жинкин, Н.И. Психологические основы развития речи // В защиту живого слова. - М.: Просвещение, 1966. - С. 5-25
20. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст]: Кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова Т.Б.
21.Зикеев, А. Формирование и коррекция речевого развития учащихся начальных классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений на уроках развития речи. Пособие для педагога-дефектолога
22. Козырева, О.А. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи: старшая группа специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреж / О.А. Козырева, Н.Б. Борисова. - М.: Владос, 2016. - 119 c.
23. Короткова, Э.П. Обучение рассказыванию в детском саду [Текст] / Э.П. Короткова. — М., 1978 г.
24. Карпова, С.И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет / С. И. Карпова. - СПб.: Речь, 2007. - С. 86.
25. Козырева, О.А. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи: старшая группа специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждений / О.А. Козырева, Н.Б. Борисова. - М.: Владос, 2016. - 119 c.
26. Кольцова, М.М., Ребенок учится говорить. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Сов. Россия, 1979
27. Комарова, С.В.РОСТ: речь, общение, система, творчество. Развитие речи дошкольников / С.В. Комарова, удож. С.Ю.Головнёва. Мозырь: Содействие. 2011
28. Короткова, Э.П. Обучение рассказыванию в детском саду [Текст] / Э.П. Короткова. — М., 1978 г.
29.  Мастюкова, Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. –– М..: Просвещение, 1992. – 95 с.: ил
30. Ладыженская, Т.А. Об изучении связной речи детей, поступающих в школу [Текст] / Т.А. Ладыженская. — М.: Просвещение, 1989. — 143 с.
31. Ладыженская, Т.А. Устная речь как средство и предмет изучения: [Текст]: учебное пособие для студентов / Т.А. Ладыженская. — М.: Флинта: Наука, 1998— 840 с.
32. Лалаева, Р. И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – СПб. : Союз, 2001 – 219 с.
33. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 1967
34. Леонтьев, А.А. Основы теории речевой деятельности [Текст] / А.А. Леонтьев. — М., 1974.
35. Леушина, А.М. Развитие связной речи дошкольников // Ученые зап.: ЛГПИ им. А.И. Герцена. - Т. 35, 1941.
36. Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии: учебное пособие для вузов по направлению и специальностям психологии / А. Р. Лурия. - СПб.: Питер, 2008. - 318 с.
37. Люблинская, А.А. Детская психология /Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов.М., «Просвещение», 1971 г.
38. Маркова, А. К. Психология усвоения языка как средства общения - М., 1974.
39. Федоренко, Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: [Пособие для учащихся дошкольных пед. училищ] /Л.П.Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев. - Москва: Просвещение, 1977. - 239 с
40. Нечаева, О.А. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение) [Текст]: дис. д-ра филол. наук / О.А. Нечаева. — М., 1975. – 410с.
41. Нищева, Н.В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет) / Н.В. Нищева. - СПб.: Детство-Пресс, 2013. - 624 c.
42. Рубинштейн, С.Л. Развитие связной речи. //Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста./ Сост. М. М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.-560с.
43. Сохин, Ф.А. Осознание речи старшими дошкольниками // Подготовка детей к школе в детском саду. - М., 1978. - С. 50-56.
44. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.
45. Ткаченко, Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет: пособие для воспитателей, логопедов и родителей [Текст] / Т. А. Ткаченко. – М. : ГНОМ и Д, 2003. – 112 с.
46.  Ткаченко, Т. А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов / Т. А. Ткаченко. – М.: Гном и Д, 2001 – 9 с.
47. Ткаченко, Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша / Т.А. Ткаченко. - М.: Эксмо, 2017. - 240 c.
48. Ушакова, О.С. Обучение старших дошкольников рассказыванию по серии сюжетных картин / О. С. Ушакова, Е. А. Смирнова // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 12. - С. 3-5.
49. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О. С. Ушакова. - М.: Изд-во «ВЛАДОС», 2010. - 147 с.
50. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические произведения. - М.: Просвещение, 1968. - 557 с.
51. Филичева, Т. Б. Особенности речевого развития дошкольников / Т. Б. Филичева // Дети с проблемами в развитии. – СПб. , 2004. – № 1. – С. 5-7.
52. Филичева, Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста [Текст] :дис. … д-ра пед. наук в форме науч. Докл: 13.00.03 /
53. Флерина, Е.А. Педагогическая оценка производственных книг для дошкольников // Из опыта исследовательской работы по детской книге - М., 1964.
54. Чиркина, Г. В // Дефектология. – М. , 1985. – № 4. – С. 72-79.
55. Чиркина, Г. В. Коррекция нарушений речи: программы дошк. образоват. учреждений компенсир. вида для детей с нарушениями речи [Текст] / авт.-сост. Г. В Чиркина– 3-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 272 с. 
56. Шашкина, Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. и др. Логопедическая работа с дошкольниками. Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений.
М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с.
57.    Эльконин, Д. Б.,  К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте.// Вопросы психологии, 1971, № 4

В это время у малышей появляются первые слова. Всего этот период составляет шесть лет. Нормой для ребёнка считается, если он усвоил: грамматические навыки, слоговую структуру, звукопроизношения. Всё это у ребёнка должно сформироваться к 5-6 годам. Дети способны в этот период активно заниматься словотворчество. Это происходит в связи с тем, что они пытаются овладеть нормами родного языка, не зная при этом грамматических правил.
Дети, имеющие ОНР, в свою очередь испытывают трудности в последовательном изложении своей мысли. Также это выражается в сложности программирования связного высказывания, в недостаточной сформированности всех языковых структур, итогом является несовершенная связная речь.