Реализация комплекса пальчиковых игр «Шаловливые пальчики», как условие развития мелкой моторики детей раннего возраста
ВВЕДЕНИЕ
Учеными доказано, что развитие функций руки и речи у людей происходит одновременно, в самом непосредственном взаимодействии. Выполняя тонкую, но сложную работу руками, происходит увеличение импульсов, которые поступают в человеческий мозг. В результате эволюции человеческая кисть оказалась не только инструментом исполнения воли, но и инструментом развития мозга человека. Современные специалисты подтверждают, теорему игр с участием рук и пальцев типа «Сороки-белобоки» способствующую достижению гармонии в параллели тела совместно с разум, для поддержания мозга в работоспособном состоянии. Для осуществления формирования двигательных навыков как пальцев так и кистей рук издревле используются упражнения с шариками из различных материалов. В Японии применяют упражнения с орехом грецким. В России существовали пальчиковые забавы, обучали которыми всех малышей.Известный всему миру педагог-новатор В.А.Сухомлинский высказывался: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Известные всему миру философы: «Рука — это инструмент всех инструментов» -сказал ещё Аристотель, «Рука – это своего рода внешний мозг!» - писал Кант. От рук идут невидимые ручейки, питающие источник творческой мысли. Если сказать по другому то, чем умелей рука ребенка, тем умнее и сам ребёнок.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава теоретическая 7
1.1. Развитие речи как психолого-педагогическое развитие детей дошкольного возраста 7
1.2. Понятие мелкой моторики и ее связь с формированием речи 12
1.3. Особенности развития моторики рук у детей раннего возраста. 13
1.4 Значение пальчиковых игр в развитии мелкой моторики у детей раннего возраста 15
Глава практическая реализация комплекса пальчиковых игр «Шаловливые пальчики» с детьми раннего возраста в МАДОУ «Росток» КМЦ «Горошинки» г. Новоуральск 18
2.1Пояснительная записка 18
2.2 Обоснование содержания и названия комплекса пальчиковых игр «Шаловливые пальчики» для детей раннего возраста. 20
2.3 Диагностика исходного уровня развития звуковой культуры речи и мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста МАДОУ «Росток» КМЦ «Горошинки» г. Новоуральск 36
2.4 Анализ результатов реализации комплекса пальчиковых игр «Шаловливые пальчики» с детьми раннего возраста в МАДОУ «Росток» КМЦ «Горошинки» г. Новоуральск 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
Библиографический список 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Результаты диагностики исходного уровня развития звуковой культуры воспитанников КМЦ «Горошинки» 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Результаты диагностики исходного уровня развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста КМЦ «Горошинки» 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Результаты контрольной диагностики уровня развития звуковой культуры воспитанников КМЦ «Горошинки» 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Результаты контрольной диагностики уровня развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста КМЦ «Горошинки». 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук». 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи детей». 67
Библиографический список
1. Аксарина Н. М. Важнейшие факторы развития речи детей раннего возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста/ Сост. М.М.Алексеева, В.И. Яшина .-М.:Изд. центр Академия,2000.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников.- М.: Изд. центр Академия, 2000.
3. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения. М.: ТЦ Сфера, 2014.
4. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в первой младшей группе детского сада.- Воронеж: ИП Лакоценин С.С., 2008.
5. Борисенко М.Г. и др. Учимся слушать и слышать.- СПб.: «Паритет», 2004.
6. Борисенко М.Г., Лукина Н.А.Чтобы чисто говорить, надо…- СПб.: «Паритет»,2005.
7. Выготский Л.С. Мышление и речь / Собр. соч.Т.2, - М. Просвещение:, 1982.
8. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду : программа и метод. рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет.- М.: Мозаика-Синтез, 2006.
9. Гербова В.В.Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. - М.: Мозаика -Синтез, 2008.
10. Давыдова Г.Н. Пластилинография – 2. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2015
11. Елецкая О.В. Вареница Е.Ю. День за днем говорим и растем. М.: ТЦ Сфера, 2008.
12. Ермакова С.О. Пальчиковые игры для детей от года до трех. –– М.: Рипол Классик, 2007. – 256 с. – (Суперразвивающие игры для детей)
13. Зажигина О.А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2016.
14. Истоки: Базисная программа развития ребенка.- М.: Издательский дом «Карапуз , 2001.
15. Карпухина Н.А. Конспекты занятий в первой младшей группе детского сада.- Воронеж: ЧП Лакоценин С.С. , 2008.
16. Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. — Екатеринбург: У-Фактория, 2004. — 224 с.
17. Лукьянова О.Л Журнал Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 5 Статья ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА – электронный ресурс https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=29157
18. Печора К.Л. Развитие детей раннего и дошкольного возраста.-М.: ТЦ Сфера,2006
19. Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ /сост. Демина Е.С.-М. ТЦ Сфера ,2005.
20. Розенгарт-Пупко Г.Л. Формирование речи у детей раннего возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста/ Сост. М.М.Алексеева, В.И. Яшина .-М.: Изд. цент Академия, 2000.
21. Рузская А.Г., Мещерякова С.Ю. Развитие речи. Игры и занятия с детьми раннего возраста. – М. ТЦ Сфера, 2007.
22. Смирнова Л.Н. Развитие речи у детей 2-3 лет. – М. ТЦ Сфера, 2007.
23. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста).- М.: Просвещение, 2009.
24. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: АСТ: Астрель, 2007.
25. Янушко Е.А. Развитие речи у детей раннего возраста (1-3 года).- М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
26. Лазаренко О.И. Диагностика и коррекция выразительности речи детей. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 64 с. (Библиотека журнала «Логопед»).
27. Громова, О.Е. Логопедическое обследование детей 2-4 лет. Методическое пособие / О.Е. Громова, Г.Н. Соломатина. – М.: Сфера, 2008.
28. Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010.
29. Гуревич М.О. Психомоторика /М.О. Гуревич,Н.И. Озерецкий. – М., 1930. – 243 с.
30. Абрамовская Т.В. Использование пальчиковой гимнастики как средство развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста./ Т.В Абрамовская. – М.: Эксмо, 2017. – 10 с.
31. Азовцева Н.В., Пальчиковый игротренинг / Начальная школа. Н.В. Азовцева, М.Е. Родованская, М.С. Рузина – М.: 1999. – №8. – 15 с
32. Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб учиться и писать и красиво рисовать / С.Е. Гаврина. – «Академия развития», 1998. – С.56–90.
Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму из-за проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно сделать вывод, что если с речью не все в порядке, то это наверняка проблемы с моторикой. Работа по развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление речи и ее функций, но и на психическое развитие ребенка. В Японии, например, целенаправленная тренировка рук у детей проводится в детских садах с двухлетнего возраста (по мнению специалистов, это стимулирует умственное развитие ребенка, а в японских семьях пальчики детям развивают с годовалого возраста). Изучив особенности развития моторики у детей раннего возраста можно сделать вывод, что начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.