Средства и методы технической подготовки волейболистов на этапе начальной подготовки
Введение
Волейбол как спортивная игра появилась в конце 19 века. Её создатель учитель физического воспитания Вильям Морган из США. Он хотел, чтобы игра не требовала сложного оборудования, имела простые правила, была бы доступной для людей любого возраста и предложил разработанные им правила новой игры. В начале 20 века волейбол стал известен во многих странах Центральной и Южной Америки, в Канаде.
В 1913г волейбол был включен в программу спартакиады Южной и Северной Америки, а в канун, первой мировой войны появился в Европе. В начале 50-тых годов с волейболом познакомились и в России, но наибольшую почву для своего развития игры получили после Великой октябрьской социалистической революции. В волейбол играют на площадке размером 9х18м. Вся площадка разделена на две равные половины средней линией, над которой возвышается сетка. Высота сетки зависит от возраста и поля играющих.
Волейбол занимает достойное место в системе физического воспитания. Достоинство волейбола заключается в сравнительной простоте оборудования мест для игры и правил его ведения большой зрелищностью. Обилие разнообразных тактических комбинаций, эмоциональность борьбы, коллективизм, вот что привлекает в волейболе миллионы людей различного возраста и профессий. Занятия волейболом весьма эффективное средство укрепление здоровья и физического развития. При правильной организации занятий волейбол способствует укреплению костно-мышечного аппарата и совершенствованию всех функций организма. Напряженность спортивного поединка, стремление к преодолению трудностей в борьбе за победу способствует развитию таких ценных качеств, как смелость, настойчивость, решительность, самоотверженность, инициативность, дисциплинированность. Необходимость согласованных усилий в достижении общей цели во время игры приучает игрока к коллективным действиям стремлению к взаимопомощи, воспитывает чувство дружбы и товарищества.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ….5
1.1 Техническая подготовка в спорте………………………………………….5
1.2 Особенности технической подготовки в волейболе………………….…10
1.3 Этапы технической подготовки волейболистов и их особенности…….16
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ……………………………………………..21
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ….....23
2.1 Общие основы методики обучения техники волейбола……………...…23
2.2 Средства и методы совершенствования технической подготовки спортсменов на этапе начальной подготовки..25
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ…………………………………….……….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….....35
Список литературы:
1. Мещерякова О.Н. Оптимизация технико-тактической подготовленности юных волейболисток на основе развития специальной ловкости: дис. … канд. пед. наук. – Санкт-Петербург, 2003. – 159 с
2. Железняк Ю.Д., «120 уроков по волейболу». М., Физкультура и спорт, 1965 г.
3. «Волейбол» под общ-ей редакцией Фидлер М. М., Физкультура и спорт, 1972 г.
4. Чехов О., «Основы волейбола» М., Физкультура и спорт, 1979 г.
5. Правдин В.А. и др., «Волейбол – игра для всех» М., Физкультура и спорт, 1966 г.
6. Фурманов А.Г., Болдырев Д.М., «Волейбол» М., Физкультура и спорт, 1983 г.
7. Мондозолевский Г.Г., «Щедрость игрока» М., Физкультура и спорт, 1984 г.
8. Железняк Ю.Д., Слупский Л.Н., «Волейбол в школе» М., просвещение, 1989 г.
9. Булыкина Л. В., Белова Н. Ю., Григорьев В. А. «Анализ индивидуальных и групповых тактических действий в волейболе» ТВТ Дивизион, 2018.
10. Фомин Е. В., Силаева Л. В., Булыкина Л. В. «Физическое развитие и физическая подготовка юных волейболистов», Спорт 2018.
11. Аверин И. В. Специальная подготовка волейболиста // Спорт в школе. – 2000. – №11. – С. 9-16.
12. Аврамова Н.В. Повышение спортивного мастерства квалифицированных волейболисток 15-17 лет на основе программирования и коррекции ведущих технических приемов: дис. … канд. пед. наук. – Набережные Челны, 2013. – 164 с.
13. Ахмеров Э.К., Канзас Э.Г. Волейбол в школе. – Минск: Нар. света, 2005. – 72 с.
14. Беляев А.В. Обучение технике игры в волейбол и её совершенствование. – М.: Человек; Олимпия, 2007. – 56 с.
14.Булыкина JI.B. Формирование двигательных игровых навыков волейболистов у учащихся общеобразовательных школ: автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 1998. – 24 с.
15. Бурцев А.В. Формирование пространственно-временной ориентировки при выполнении технических приемов на основе экстраполяции двигательных действий волейболистов: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Набережные Челны, 2011. – 23 с.
16. Волейбол: учебник для высших учебных заведений физической культуры / под ред. А.В. Беляева, М.В. Савина. – М.: Физкультура, образование, наука, 2000. – 368 с.
17. Волейбол: учебник для институтов физической культуры / под ред. А.К. Дягтерева. – М.: Физкультура и спорт, 2004. – 244 с.
18.Глебко Т.В. Методика технической подготовки юных волейболисток на основе развития функциональных возможностей сенсорных систем: автореф. дис. … кан. пед. наук. – Челябинск, 2008. – 22 с.
19. Годунова Н.И. Взаимосвязь качества приема мяча снизу двумя руками и верхней прямой подачи с различными сторонами подготовленности юных волейболисток: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Малаховка, 1999.
20.Гончарова А.В. Повышение надежности защитных действий волейболисток с учетом решения спортивных двигательных задач // Теория и практика физической культуры. – 2007. – №12. – С. 45-48.
Принцип доступности и индивидуализации предусматривает, чтобы перед занимающимися ставились посильные двигательные задачи и подбирались посильные средства для их решения. Учебный материал следует подбирать соответственно возрастным и половым особенностям занимающихся, уровню общей и специальной физической подготовки, с учетом волевых качеств, сообразительности, способности овладевать новыми движениями. Принцип доступности требует постепенного нарастания физических нагрузок. Принцип систематичности и последовательности предусматривает последовательность в обучении и тренировке, предполагает регулярные занятия, логическую связь предыдущего учебного материала с последующим, постепенное увеличение нагрузки на занятиях и последовательное обучение двигательным навыкам.
Принцип прочности предусматривает прочное усвоение знаний, умений и навыков. Основным условием реализации принципа является многократное повторение упражнений, приемов и действий в различных сочетаниях и условиях.
Для достижения прочности в обучении следует руководствоваться следующими правилами: не переходить к изучению новых упражнений, пока не будет основательно изучен текущий материал; включать в занятия ранее изученные упражнения в различных сочетаниях и условиях; повышать интенсивность и длительность выполнения освоенных упражнений; многократное повторение проводить в постоянно меняющейся обстановке; систематически вести учет успеваемости с помощью контрольных упражнений и соревнований.