Преемственность в формировании и развитии социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством игровой деятельности

Цель исследования – экспериментально проверить эффективность предложенного комплекса игровых упражнений и заданий в процессе формирования и развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного и младшего школьного возраста
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
11.09.2022
Объем файла
616 Кб
Количество страниц
43
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2560 руб.
3200 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования заключается в том, что одним из приоритетных направлений деятельности дошкольного и школьного учреждений, в соответствии с ФГОС, является преемственность при формировании социально-коммуникативного развития детей дошкольного образовательного учреждения и начальной школы, с целью позитивной социализации детей дошкольного и младшего школьного возраста, приобщение к социальным и культурным нормам и традициям [1].
Разработка проблемы социально-коммуникативных навыков является обширным вопросом с большим теоретическим материалом. Основы формирования социально-коммуникативных навыков рассматривались в работах О. Ю. Бабайковой [11], Н. А. Жуковской [25], С. С. Журавлевой [26], И. В. Лаврухиной [37], А. В. Мудрик [39], Е. Н. Чесноковой [51], Л. М. Шипициной [52] и других.
Педагогами на практике применяются различные упражнения и игры, которые направлены на формирование и развитие социально-коммуникативных умений у дошкольников и младших школьников. Однако разработка средств и методик развития социально-коммуникативных навыков у дошкольников и младших школьников далека от своего завершения.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………............ 3

1 Теоретические основы соблюдения преемственности в формировании и развитии коммуникативных навыков у детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством игровой деятельности……………………….. 7

1.1 Основные понятия социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного и младшего школьного возраста………………………. 7

1.2 Особенности коммуникации детей дошкольного и младшего школьного возраста ………………………………………………………………………. 15

1.3 Методы формирования и развития социально-коммуникативных навыков дошкольников и младших школьников……………..……............ 18

2 Опытно-экспериментальная работа по соблюдению преемственности при формировании и развитии социально-коммуникативных навыков детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством игровой деятельности…………………………………………………………………….… 23

2.1 Диагностика уровня сформированности и развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного........................................23

2.2 Формирование и развитие социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством использования игровой деятельности……………………..…………………………………………... 29

2.3 Сравнительная диагностика сформированности и развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного и младшего школьного возраста …………………………………..…………………………………... 37

Заключение…..……………………………………………………..……………….... 47

Список использованных источников………………………………………….……. 49

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2010. – 32 с.

2. ФГОС Ознакомление с предметным и социальным окружением, подготовительная группа / Составила О. В. Дыбина. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 80 с.

3. ФГОС Социально-нравственное воспитание дошкольников / Составил Р. С. Буре. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 63 с.

4. Андреева, Г. М. Социальная психология: учебник для ВУЗов / Г. М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2017. – 363с.

5. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. вузов / Г. С. Абрамова. – М.: Академия, 2016. – 672 с.

6. Авдулова, Т. П. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Т. Д. Марцинковская, Т. П. Авдулова. – М.: ИЦ Академия, 2016. – 336 c.

7. Авдулова, Т. П. Личностная и коммуникативная компетентности современного дошкольника / Т. П. Авдулова, Г. Р. Хузеева. – Москва: Прометей, 2016. – 66 с.

8. Арушанова, А. Г. Коммуникация. Развивающее общение с детьми / А. Г. Арушанова. – М.: Сфера, 2016. – 96 с.

9. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская. – М.: Просвещение, 2016. – 152 с.

10. Алексеева, М. М. Теория и методика развития речи у детей / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М.: Академия, 2016. – 400 с.

11. Байбакова, О. Ю. Моделирование социально -коммуникативного развития младших школьников / Антопольская Т. А., Домырева Е. А., Байбакова О. Ю., Журавлева С. С. // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2017. – № 3 (43). – С. 180-184.

12. Батракова, В. Е., Лапотько А. Г. Особенности коммуникативного поведения / В. Е. Батракова, А. Г. Лапотько. – Воронеж, 2016. – 44 с.

13. Батаршев, А. В. Психодиагностика в управлении: практическое руководство / А. В. Батаршев. – М.: Дело, 2016. – 496с.

14. Брагуца, А. В. Развитие коммуникативной компетенции учащихся в начальной школе / А. В. Брагуца // Начальная школа. – 2016. – №9. – С.75-78.

15. Веракса, Н. Е. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, Э. М. Дорофеева. – Издание пятое (инновационное), исправленное и дополненное. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – 336 с.

16. Викулов, Л. Г. Основы теории коммуникации: практикум / Л. Г. Викулов. – М.: ACT МОСКВА: Восток – Запад, 2016. – 316 с.

17. Виноградова, Н. И. Акмеология профессиональной деятельности педагогов дошкольного и начального общего образования / Н. И. Виноградова, А. И. Улзытуева, Н. М. Шибанова. – Москва: Флинта; Наука, 2016. – 252с.

18. Волынская, Л. Б. Социокультурная и личностная адаптация человека на различных стадиях жизненного цикла: учебное пособие / Л. Б. Волынская. – М.: Флинта: НОУ ВПО МПСИ, 2016. – 161 с.

19. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский – М.: Эксмо, 2016. – 512 с.

20. Гаврилушкина, О. П. Проблемы социальной и коммуникативной компетентности дошкольников и младших школьников с трудностями в общении / О. П. Гаврилушкина, А. А. Малова, М. В. Панкратова // Современная зарубежная психология. – 2016. – №2. – С. 5-16.

21. Гальперин, П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П. Я. Гальперин. – Москва: МГУ, 2016. – 423 с.

22. Гришанова, И. А. Оценка структуры коммуникативной успешности детей младшего школьного возраста / И. А. Гришанова // Фундаментальные исследования. – 2016. – № 11. – С. 763-766.

23. Епишина, Л. В. Педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности / Л. В. Епишина // Начальная школа. – 2017. – №11. – С. 12-17.

24. Ежкова, Н. С. Совместная деятельность дошкольников: научный анализ / Н. С. Ежкова, А. А. Виссарионова // Приднепровский научный вестник. – 2018. – № 1. – С. 82-85.

25. Жуковская, Н. А. Развитие коммуникативных умений у старших дошкольников / Н. А. Жуковская // Молодой ученый. – 2019. – №1. – С. 161-164.

26. Журавлева, С. С. Теоретико-методологические основания проблемы социально-коммуникативного развития старших дошкольников / С. С. Журавлева // Педагогическое образование и наука. – 2017. – № 1. – С. 120-122.

27. Загвязинский, В. И. Теория обучения и воспитания: Учебник для бакалавров / В. И. Загвязинский, И. Н. Емельянова. – М.: Юрайт, 2016. – 314 c.

28. Заречная, А. А. Особенности совместной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нормальным и особенным развитием / А. А. Заречная // Психологическая наука и образование. Специальный выпуск: Молодые ученые - науке и образованию. – 2016. – №5. – С. 25-34.

29. Заречная, А. А. Психологические технологии формирования коммуникативной компетентности у детей 6–8 лет / А. А. Заречная // Психолого-педагогические исследования. – 2017. –№2. – С.38-47.

30. Иванова, Н. П. Социализация детей в современных условиях / Н. П. Иванова, О. В. Заводилкина // Социальная педагогика. – 2016. – № 3. – С. 109-117.

31. Карпинская, Н. С. Художественное слово в воспитании детей / Н. С. Карпинская. – М.: Мозаика-синтез, 2016. – 183с.

32. Карпенко, Л. А. Категориальный анализ понятий общения и коммуникации / Л. А. Карпенко // Мир психологии. – 2016. – № 4. – С.77-85.

33. Колосова, М. В. Формирование универсальных учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности / М. В. Колосова // Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. – 2017. – № 2. – С. 45-48.

34. Коротаева, Е. В. Социальное развитие детей: аспекты преемственности / Е. В. Коротаева, М. В. Бывшева // Начальная школа Плюс. До и После. – 2016. – № 12. – С. 17-22.

35. Кошелева, А. Д. Детский практический психолог / А. Д. Кошелева. – М.: Academia, 2016. – 256 с.

36. Кривов, Ю. И. Теоретические основания педагогической теории социализации / Ю. И. Кривов // Сибирский педагогический журнал. – 2017. – № 7. – С. 15-21.

37. Лаврухина, И. В. Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / И. В. Лаврухина // Путь науки. – 2017. – №6. – С. 106-108.

38. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина. – Москва: Воронеж, 2016. – 383с.

39. Мудрик, А. В. Общение в процессе воспитания / А. В. Мудрик. – М.: Педагогическое общество России, 2016. – 320 с.

40. Михоленко, Н. Я, Короткова Н. А. Организация игры в детском саду: Пособие для воспитателя / Н. Я. Михоленко, Н. А. Короткова. – М: Издательство «Гном и Д», 2016. – 96 с.

41. Новоселова, С. Л. Игра дошкольника / С. Л. Новоселова. –М.: Просвещение, 2016. – 286с.

42. Пец, О. И. Пути формирования и развития коммуникативной компетентности / О. И. Пец // Современная наука. – 2017. – №2. – С. 90-93.

43. Привалова, С. Е. Коммуникативно-речевое развитие детей дошкольного возраста: учебное пособие / С. Е. Привалова. – Екатеринбург, 2015. – 203 с.

44. Рузская, А. Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками / А. Г. Рузская. – Москва: Просвещение, 2016. – 240с.

45. Сальникова, О. А. Совершенствование коммуникативной компетенции учителя: конспекты лекций, тренинги / О. А. Сальникова. – Москва: Флинта, 2016. – 88 с.

46. Смирнова, Е. О. Межличностные отношения дошкольников. Диагностика проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холомогорова. – М.: Владос, 2016. – 158с.

47. Смирнова, Е. О. Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками: Учебное пособие / Е. О. Смирнова. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017. – 192 с.

48. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – 5-е издание, стереотип / Г. А. Урунтаева. – М.: Академия, 2011. – 336 с.

49. Фельдштейн, Д. И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуация его развития / Д. И. Фельдштейн. – М.; Воронеж: МПСИ: МОДЭК, 2016. – 16 с.

50. Хакунова, Ф. П., Аутлева, А. Н. Педагогические условия формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста в условиях ДОО / Ф. П. Хакунова, А. Н. Алтуева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – №10. – С. 306–310.

51. Чеснокова, Е. Н. «Развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников» / Е. Н. Чеснокова // Практический журнал. – М.: «Сфера», 2018. – № 9. –126с.

52. Шипицына, Л. М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (Для детей от 3 до 6 лет) / Л. М. Шипицына. – СПб.: Детство-Пресс, 2014. – 384с.

53. Щетинина, А. М. Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие / А. М. Щетинина. – Великий Новгород: Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, 2016. – 88 с.

54. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. – М.: ВЛАДОС, 2017. – 360с.

55. Эриксон, Э. Детство и общество / Э. Эриксон. – СПб.: ЛЕНАТО АСТ, 2016. – 288с.

56. Юсупова, Г. Н. Воспитание самостоятельности у детей / Г. Н. Юсупова // Дошкольное воспитание. – 2016. – №8. – С.28-29.

Сюжетные игры для детей начинают активно развиваться уже в раннем детстве. Развитие процесса игры тесно связан с формированием основных психических процессов детей. Игровая деятельность меняется за счет развития автономного внимания и памяти, активизации воображения, усложнения поведенческих реакций [40]. 
Игры в старшем дошкольном возрасте носят ассоциативный характер, то есть дети играют не в одиночку, а с партнерами. Это побуждает детей учитывать пожелания других детей и согласовывать интересы игровых действия. Этим определяется огромная роль игры в развитии коммуникативных навыков. Общение старших дошкольников в игре формируется за счет следования правил игры. Игры выполняются по определенным правилам.