Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения с использованием пальчикового театра
Введение
Актуальность темы исследования. Период дошкольного возраста представляет собой такой этап жизни ребенка, в который он пользуется преимущественно образными формами сознания. В качестве основных форм, которые осваиваются ребенком на этапе дошкольного детства, выделяют сенсорные эталоны, различные символы и знаки, которые носят образный характер.
Согласно исследованиям педагогов (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.), развитие дошкольников происходит при выполнении ими присущих им видов деятельности: игра, изобразительная деятельность, театрализованная деятельность [13, с. 103].
У детей, имеющих нарушения зрения, отмечается наличие затруднений в процессе познания окружающей действительности, что приводит к сужению их социальных контактов, ограничивает их возможности ориентирования, а также снижает уровень их готовности к осязательному обследованию предметов. В качестве основной причины, которые снижают уровень готовности к осязательному обследованию предметов детей с нарушениями зрения, выступают различные нарушения мелкой моторики.
В обычной жизни дети с нарушениями зрения должны постоянно совершать действия, так или иначе связанные с мелкой моторикой, и от того, на каком уровне развития находится данный навык, зависит качество их бытовой жизни. Педагогический опыт показывает, что в процессе обучения и воспитания детей с нарушением зрения наиболее эффективными методами работами являются игровые, т.к. обучение детей данной категории в неигровых условиях происходит с огромными сопутствующими затруднениями [13, с. 104].
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПАЛЬЧИКОВОГО ТЕАТРА 8
1.1 Проблема развития мелкой моторики рук как фактора готовности к осязательному обследованию предметов и компенсации зрительной недостаточности в современных психолого-педагогических исследованиях 8
1.2 Особенности развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения 15
1.3 Возможности использования пальчикового театра в развитии мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения 19
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПАЛЬЧИКОВОГО ТЕАТРА 27
2.1 Организация и методика изучения особенностей мелкой моторики у старших дошкольников с косоглазием и амблиопией 27
2.2 Состояние мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения как фактора готовности к осязательному обследованию предметов 32
2.3 Система работы по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения с использованием пальчикового театра 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
Не найдено
Опытно-экспериментальная работа по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения с использованием пальчикового театра проводилась нами в 2022 году. В исследовании приняли участие 15 детей старшего дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией, а также 15 детей старшего дошкольного возраста, не имеющих нарушений зрения, для осуществления сравнительного анализа с целью выявления специфики состояния мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения как фактора готовности к осязательному обследованию предметов.
В результате исследования состояния мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения как фактора готовности к осязательному обследованию предметов нами были сделаны следующие выводы: для детей с нарушениями зрения характерен преимущественно низкий уровень развития мелкой моторики, при этом у них отмечаются следующие характерные особенности проблем развития мелкой моторики: у детей с нарушениями зрения отмечается недостаточный уровень развития кинетического праксиса, недостаточный уровень развития координации движений кистей рук, сниженный уровень развития содружества работы обеих рук в деятельности, недоразвитие графических навыков.