Совершенствование средств и методов тактической подготовки футболистов 15-17 лет
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Футбол является одной из самых популярных и массовых командных спортивных игр. Благодаря разнообразным проявлениям физических качеств и тактического мышления элементы футбола часто используются в других видах спорта (и не только в игровых), как дополнительное средство подготовки. Игровая и тренировочная деятельность оказывают комплексное и разностороннее воздействие на организм занимающихся, развивают основные физические качества, такие как: быстрота, ловкость, выносливость, сила, повышают функциональные возможности, формируют различные двигательные навыки. Круглогодичные занятия футболом в самых различных климатических и метеорологических условиях способствуют физической закалке, повышают сопротивляемость к заболеваниям и усиливают адаптационные возможности организма. При этом воспитываются важные привычки к постоянному соблюдению бытового, трудового, учебного и спортивного режимов. Это во многом способствует формированию здорового образа жизни,
СОДЕРЖАНИЕ
ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ФУТБОЛЕ
1.1 Техника и тактика в футболе
1.2 Тактические действия в футболе
1.3 Понятие о технической подготовке футболистов
2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Методы исследования
2.2 Организация исследования
3 ОСОБЕННОСТИ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
3.1 Методические особенности средств и методов экспериментальной группы
3.2 Результаты исследования физической и технической подготовленности футболистов 15–17 лет в начале педагогического эксперимента
3.3 Результаты исследования тактической подготовленности футболистов в начале педагогического эксперимента
3.4 Динамика физической и технической подготовленности футболистов после педагогического эксперимента
3.5 Результаты исследования тактической подготовленности футболистов лет после педагогического эксперимента
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кук М. 101 Упражнение для юных футболистов. Возраст 7–11 лет. – М.: Астрель: АСТ, 2001.
2. Аркин Е.А. Особенности школьного возраста. – Ростов-на-Дону: ?Феникс?, 2001.
3. Годик М.А., Черепанов П.П. Интегральная оценка атакующих действий / Футбол: Ежегодник. – 1994. – М.: Физкультура и спорт, 1994.
4. Коробков А.В. Развитие и инволюция функций различных групп мышц человека в онтогенезе. // ?Вопросы физиологии нервной и мышечной системы?. № 7, 1990.
5. Вяткин Б.А. Роль темперамента в спортивной деятельности. – М.: ФиС, 1998.
6. Голомазов С.В. Теория и методика футбола: Техника игры: Т. 1. – М.: Спорт-Академ-Пресс, 2002.
7. Лагода О.О. Новые подходы к диагностике функциональных и структурных нарушений опорно-двигательного аппарата у юных спортсменов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2001.
8. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. – М.: ФиС, 2000.
9. Спортивные игры и методика преподавания: Учебник для пед. фак. институтов физ. культуры / Под. ред. Портных Ю.И. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: ФиС, 1996.
10. Шамардин А.И., Халиль И. // Теория и практика физ. культуры. – 1995. – № 5–6.
11. Коробейник А.В. Футбол: Самоучитель игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.
12. Лазарева Л.А. Типы кровообращения у юных футболистов с различным уровнем биологического созревания / Лазарева Л.А., Смолецкая Р.М. // Тезисы докладов научной конференции по итогам работы за 1992 год / ОГИФК. – Омск, 1993.
13. Герасименко А.П. Совершенствование основ технико-тактического мастерства юных футболистов. – Волгоград, ВГАФК, 2002.
14. Лалаков Г.С. Готовим юных футболистов // Физкультурное образование Сибири. – 1995. – № 2.
15. Чирва Б.Г. Система игры в обороне команды, применяющей в обороне зонный прессинг и использующей трех защитников и пять полузащитников, расположение игроков при вводе мяча в игру из-за боковой линии в средней зоне поля / Б.Г.Чирва// Теория и методика футбола
принятия решений начинает быть и будет решающим фактором в дальнейшем совершенствовании. Главная задача тренера найти и подобрать соответствующие упражнения на всех периодах подготовки футболистов. То есть, моделируется игровые ситуации, приближенные по скорости и напряженности к соревновательной обстановке, а также ведение игры по определенной тактической схеме. При тактической подготовке важно целостное понимание задач тренировки для подбора необходимых средств. Если есть цель, тогда находятся и средства для ее совершенствования [24].
Последующее совершенствование футбола — это искусственное изменение стандартных и нестандартных ситуаций, решение поставленных задач с различных позиций, с изменением направления атаки, количества атакующих и т.д. Моделируя разнообразные требования и помехи, игроки обретают установку на их преодоление.
Игровая тактическая грамотность футболиста это уже обеспечение непрерывной оценки позиционной игры. Необходимо отследить каждое движение футбол