Формирование творческих способностей у детей с задержкой психического развития посредством lego-конструирования

Цель исследования: теоретически обосновать и разработать методические рекомендации по формированию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе LEGO-конструирования
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
10.09.2022
Объем файла
1697 Кб
Количество страниц
73
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2800 руб.
3500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Актуальность исследования. На современном этапе развития образования острой становится проблема увеличения количества детей с задержкой психического развития (ЗПР) и соответственно проблема предупреждения и преодоления школьной дезадаптации у этой категории детей, проявляющейся в низкой успеваемости, в трудностях взаимоотношений с окружающими, в отклонениях от норм поведения. Между тем социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.
Проблема развития творческих способностей детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведения в целом. В связи с этим встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, а это в свою очередь требует совершенствования учебного процесса с учетом развития закономерностей всей системы познавательных процессов.
В рамках педагогики и психологии данный вопрос широко рассматривался в работах многих известных ученых. Б.М. Теплов дал определение понятию «творческие способности», определил их сущность, признаки, а также разработал теорию развития способностей. Л.С. Выготский выделил ряд характеристик способностей, рассматривал их основные составляющие, кроме того, совместно с Л.И. Божович, В.В. Давыдовым и В.А. Петровским заложил основу для определения характера творческой деятельности младших школьников. В.Н. Дружинин, в свою очередь, обозначил основные подходы к проблеме трактовки творческих способностей человека. Такие ученые, как А.Н. Лук, Д.Б. Богоявленская, А.М. Матюшкин, Дж. Гилфорд, Т.В. Кудрявцев и другие в своих трудах выделяли основные компоненты творческих способностей.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………….

Глава 1. Теоретические основы формирования творческих способностей у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством LEGO-конструирования

1.1. Теоретические основы формирования творческих способностей в психолого-педагогической литературе

1.2. Особенности формирование творческих способностей у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

1.3. Возможности LEGO-конструирования в формировании творческих способностей у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию творческих способностей у детей с задержкой психического развития посредством LEGO-конструирования

2.1. Определение исходного уровня сформированности творческих способностей у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

2.2.  Методические рекомендации по использованию LEGO-конструирования как средства формирования творческих способностей у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Заключение…………………………………………………………………

Список литературы…………………………………………………………

Приложения………………………………………………………………….

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей [Текст] / Д.Б. Богоявленская. – СПб. : Питер, 2009. – 434 с.

2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Владос, 2012.

3. Борзова В. А. Развитие творческих способностей у детей. — М.: Слово,2017. –320с. 

4. Борзова В.А. Развитие творческих способностей у детей. – М, 2012 – 320

5. Васильева, М.А. Программа воспитания и обучения в дет. саду [Текст] / М.А. Васильева: под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика - синтез. - 2005. - 208 с.

6. Венгер А.Л., Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство. – М., 2014. 

7. Венгер, Л.А. Воспитание и обучение (дошкольный возраст): учеб. пособие / П. А. Венгер. — М.: Академия, 2017.

8. Ветошкина, Ю.А. ЛЕГО-конструирование - что это, модная игра или

9. Власова Т.А., Певзнер М.С. Дети с временной задержкой развития. М. – Педагогика, 1971.

10. Волкова С.И. Конструирование. – М.: Просвещение, 2019.

11. Волосовец, Т.В. STEM-образование для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Парциальная модульная программа развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество [Текст] / Т.В. Волосовец, В.А. Маркова, А.С. Аверин. - М.: ЭЛТИ-КУДИЦ. - 2017. - 112 с.

12. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. Очерк: Кн. для учителя /Л. С. Выготский. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1991. - 93 с.

13. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 2021.

14. Выготский Л.С. Обучение и развитие в детском возрасте. – М., 2016.

15. Гаврилова, Т.В. Развитие творческих способностей школьников при работе с произведением С.Т. Аксакова «Аленький цветочек» [Текст] / Т.В. Гаврилова // Начальная школа. – 2014. – №9. – С. 20-23.

16. Горяева, А.В. Конструктивное творчество дошкольников [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/konstruirovanie-ruchnoy-trud/2013/04/08/konstruktivnoe-tvorchestvo-doshkolnikov, свободный. 

17. Григорьева, О.А. Социальные условия развития творческих способностей детей [Текст] / О.А. Григорьева // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. – 2012. – №4. – С.25-28.

18. Давидчук, А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества [Текст] / А.Н. Давидчук. - М.: Гардарики. - 2008. - 118 с.

19. Данилова О.А. Педагогический взгляд Е.А. Флериной в развитие теории и методики дошкольного образования. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2018/01/17/ pedagogicheskiy-vklad-e-a-flerinoy-v-razvitie-teorii-i, свободный.

20. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС». - 2014. - 280 с.

21. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей [Текст] / В.Н. Дружинин. – 3-е изд. – СПб. : Питер, 2012. – 358 с.

22. Дружинин, В.Н. Экспериментальное наследование формирующего влияния микросреды на креативность [Текст] / В.Н. Дружинин, Н.В. Хазратова // Психологический журнал. – 1994. – №4 – С. 35- 40.

23. Дьяченко, О.М. Проблема развития способностей: до и после Л.С. Выготского [Текст] / О.М. Дьяченко // Вопросы психологии. – М. : Просвещение, 2012. – 345 с.

24. Дятлова, Н. В. Развитие конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Н.В. Дятлова // Молодой ученый. - 2016. - №14. - С. 536-537. - Режим доступа:  https://moluch.ru/archive/118/32529/, свободный.

25. Житнякова, Н.Ю. Лего в детском саду, или так много способов учиться [Электронный ресурс] / Н.Ю. Житнякова // Воспитатель ДОУ, 2016. - №1. - Режим доступа:  https://www.sfera-podpiska.ru/stativ/lego-v-detskom-sadu-ili-tak-mnogo-sposobov-uchitsya, свободный.

26. Журавлева Ж. И. Особенности проявления словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи и задержкой психического развития / Ж. И. Журавлева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2020. - №125. - С. 31-40.

27. Загвязинский, В.И. Педагогическое творчество учителя [Текст] / В.И. Загвязинский. - М. : Просвещение, 2001. – 253 с.

28. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб. : Питер, 2012. – 448 с.

29. Карандеева, Т.В. Развитие творческих способностей при обучении сочинению [Текст] / Карандеева Т.В. // Начальная школа плюс: до и после. – 2008. - №3 – С. 27-29.

30. Кириллова Г. Д. Начальные формы творческого воображения у детей. // Дошк. Восп.. 2021. – № 2. 

31. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст]: учеб. для сред. проф. образования / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - 13-е изд., стер. - М.: Академия. - 2012. - 414 с. 

32. Комарова Т. Детское художественное творчество. - М., 2005.

33. Комарова, Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO) [Текст] / Л.Г. Комарова. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС. - 2017. - 156 с.

34. Комарова, Т.С. Детское художественное творчество [Текст] / Т.С. Комарова. - М.: Мозаика-синтез. - 2016. - 128 с.

35. Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду: программа и конспекты занятий. – М.: Сфера, 2019.

36. Куцакова, Л.В Конструирование и ручной труд в детском саду [Текст] / Л.В. Куцакова. - Издательство: Мозаика-Синтез. - 2010. - 71 с.

37. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. Пособие для студ. психол. фак. высш. Учеб. заведений. – М.: Академия, 2013. -144с.

38. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 2011.

39. Лиштван, З.В. Конструирование [Текст]: Пособие для воспитателей и педагогов / З.В. Лиштван. - М.: Просвещение. - 2011. - 179 с. 

40. Лубовский В.И. Высшая нервная деятельность и психические особенности детей с задержкой психического развития // Дефектология. - 2012. - № 4. 

41. Лубовский В.И., Переслени Л.И. Дети с задержкой психического развития. - М., 2013. 

42. Лук, А.Н. Психология творчества [Текст] / А.Н. Лук. – М. : Академия, 2008. – 336 с.

43. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.twirpx.org/file/1378306/

44. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013.

45. Маркова, В.А. ЛЕГО в детском саду. Парциальная программа интеллектуального и творческого развития дошкольников на основе образовательных решений LEGO-Education [Текст] / В.А. Маркова, Н.Ю. Житнякова. - ЗАО Элти-Кудиц. - 2015. - 108 с.

46. Мельникова О.В. Лего-конструирование. 5-10 лет. Программа, занятия. 32 конструкторские модели. – М: Учитель, 2019.

47. Михеева О.В., Якушкин П.А. LEGO: среда, игрушка, инструмент / О.В. Михеева, П.А. Якушкин // Информатика и образование. - 2013. - №6. - С. 54-56.

48. Нечаева, В.Г. Нравственное воспитание в детском саду [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/346809/, для доступа к информ. ресурсам требуется авторизация.

49. Нечаева, В.Г. Строительные игры детей младшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.detskiysad.ru/igra/stroitel04.html, свободный.

50. Новоселова С.Л. Игра: определение, происхождение, история, современность [Текст] / С.Н. Новоселова // Детский сад от А до Я. - 2003. - № 6. - С. 4-13. 

51. Панкратова, А.Н. Строительно-конструктивная игра в развитии детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/643768/, свободный.

52. Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. – М.: Академия, 2019.

53. Парамонова, Л.А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Л.А. Парамонова // Дошкольное образование. - 2008. - №20. - С. 36-38. - Режим доступа: http://dob.1september.ru/view_article.php?id =200802014, свободный.

54. Парамонова, Л.А. Теория и методика творческого конструирования [Текст] / Л.А. Парамонова. - М.: Академия. - 2002. - 192 с.

55. Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития // Дефектология. - 2010. - № 3. 

56. Переслени Л.И., Мастюкова Е.М. Задержка психического развития - вопросы дифференциальной диагностики // Вопросы психологии. - 2019. - № 1. 

57. Петрова, И. ЛЕГО-конструирование: развитие интеллектуальных и креативных способностей детей 3-7 лет [Текст] / И. Петрова // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 10. - С. 112-115.

58. Поддьяков, Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка- дошкольника. Ближние и дальние горизонты [Текст] / Н.Н. Поддьяков. - Н. Новгород: Издательство Обруч. - 2013. - 192 с.

59. Пономарев Я.А. Психология творчества: перспективы развития // Психол. журнал. - 2017. - - № 6. – С.12-17.

60. Пономарев, Я.А. Психология творчества [Текст] / Я.А. Пономарев. – М. : Наука, 2011. – 302 с.

61. Роль конструктора лего в развитии ребенка./ URL: ourworldgame.ru/konstruktor-lego-i-razvitie-rebenka, 15.10.2014

62. Рыкова, Е. А. LEGO-Лаборатория (LEGO Control Lab) [Текст]: Учебно-методическое пособие / Е.А. Рыкова. - СПб.: Детство-пресс. - 2016. - 59 с.

63. Субботина Л.Ю. Развитие воображение детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: «Академия развития», 2017. - 240 с.

64. Теплов, Б.М. Способности и одаренность [Текст] / Б.М. Теплов. – М. : Просвещение, 2009. – 320 с.

65. Туник, Е.Е. Тест Е. Торренса. Диагностика креативности [Текст] / Е.Е. Туник. – СПб. : Иматон, 2010. – 171 с.

66. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. - М., 2010. 

67. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А., Практикум по детской психологии. – М., 2015.

68. Урунтаева Г.А., Дошкольная психология. – М., 2017.

69. Урунтаева, Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника [Текст] / Г.А. Урунтаева. - М.: ACADEMIA. - 2011. - 96 с.

70. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 года № 1155, зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2013 №30384) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.firo.ru /?page_id =11678.  

71. Фешина, Е.В. Лего-конструирование в детском саду [Текст] / Е.В. Фешина. - М.: ТЦ Сфера. - 2019. - 114 с.

72. Харламов, И.Ф. Педагогика [Текст] / И.Ф. Харламов. – М. : «Академия», 2007. – 520 с.

73. Хуторской, А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя [Текст] / А.В. Хуторской. – М. : ВЛАДОС, 2011. – 320 с.

74. Шрифты LEGO[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.exoforce.ru/statji/lego-braille

75. Эльконин, Д.Б. Психология игры [Электронный ресурс]. - Режим доступа:  http://pedlib.ru/Books/3/0018/index.shtml, свободный.

76. Яцкова, О.Ю. Проблема развития творческих способностей детей в педагогике XX века [Текст] / О.Ю. Яцкова // Теория и практика образования в современном мире. – 2012. - №2 – С. 73-76.

77. History Lego[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.exoforce.ru/statji/lego-istoria

78. Lego Education [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://education.lego.com/en-us, свободный.

79. LEGO-ENDUCATION. URL [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://education.lego.com/ru-ru/about-us

80. Torrance, E.P. Scientific views of creativity and factors affecting its grows [Text] / E.P. Torrance. – Daedalus,1965. – P. 663–679.

Давайте обсудим образовательные решения, которые помогают разобраться детям, как устроен мир.  Для детей среднего возраста мы используем набор: Мои первые конструкции. C помощью него дети знакомятся с принципами строительства из кубиков LEGO DUPLO. Четыре двусторонние карточки с заданиями и два основания предлагают множество вариантов использования набора.   Особенности набора - присутствие на боковых сторонах кубиков цифр, что позволяет малышам знакомится с системой счета.
Так же используем креативные карты к набору «Мои первые конструкции». Набор состоит из 8-ми двусторонних тематических карт. На карточках изображены 16 строительных задач, с помощью которых дети учатся строить, используя инструкции. Набор отлично подходит для совместной работы и помогает детям наладить общение. Используя этот набор, дети формируют своё представление о мире во всём его многообразии, а также свои понятия об эмоциях, ролях в обществе и их влиянии на общественную жизнь. 
 Очень нравится детям Лего с животными. Это набор конструктора, который сочетает в себе элементы игры, работу с карточками-схемами и конструирование животных. Этот образовательный набор создан специально для самых маленьких чтобы познакомить их с принципами обучения, которые им пригодятся в дальнейшем.