Соловецкий монастырь как историко-культурный феномен
Введение
Соловецкий монастырь — один из крупнейших монастырей России и единственный, расположенный в 165 километрах от Полярного круга, на острове Белого моря, в центре архипелага, состоящего из шести островов. Вспоминаются строки Александра Сергеевича Пушкина:
…В свете вот какое чудо:
Остров на море лежит,
Град на острове стоит,
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами.
Монастыри издавна на Руси играли роль религиозных и культурных центров. В их стенах сосредотачивались летописание и иконописание, изготовление высокохудожественных предметов церковной утвари. Они также являлись и центрами распространения грамотности. Летописание, переписывание книг, обучение мирян грамоте всегда считалось богоугодным делом. В монастырях хранились богатые библиотеки и ценнейшие архивы. Почти все летописи, древнейшие исторические акты и другие памятники древнерусской литературы дошли до нас только благодаря тому, что они сохранились в монастырях. Кроме того, каждый монастырь, возводимый веками, являет собой неповторимый историко-архитектурный ансамбль. Таким и является Соловецкий монастырь.
Многовековая история Соловков насыщенна событиями и многогранна. Грани эти не только отражают историю Отечества, в ряде случаев история России здесь и зарождается. Такой взгляд на место Соловков в жизни страны позволяет увидеть духовную составляющую обширного исторического материала.
Содержание:
Введение
Глава I. Соловецкий монастырь как православный духовный центр XV – начало XX века……………………………………………………………………………….9
Глава II. Соловецкий монастырь как центр обороны Русского Севера и политический репрессивный центр XV – начало XX века………………………24
2.1. Соловецкий монастырь в обороне русского Севера и внешней политике в XVI-XIX веках…………………………………………………35
2.2. Политические репрессии и Соловецкий монастырь в советский период. СЛОН. (1920 – 1939 гг.)……………………………………………55
Заключение …………………………………………………………………………70
Список источников и литературы…………………………………………………73
Приложение…………………………………………………………………………77
Список источников и литературы
Источники:
1. Акты Соловецкого монастыря 1572 - 1584 гг. Л., 1990 – 328 с.
2. Акты, собранные в архивах и библиотеках российской империи Археографическою экспедицией Императорской Академии наук. СПб., 1836. Т.1. – 548 с.
3. Акты социально-экономической истории Севера России конца XV-XVI века: Акты Соловецкого монастыря 1572 – 1584. – 328 с.
4. ГАРФ. Ф. 5446, Ф. 9414.
5. ГААО. Фонд 352.
6. ГАРФ. Коллекция документов.
7. Денисов С. История об отцах и страдальцах Соловецких. 1788 г. – 105 л.
8. Досифей (Немчинов), архимадрит. Летописец Соловецкий на четыре столетия от основания до настоящего времени, то есть с 1429 по 1833 год. 3-е изд. М., 1833 – 175 с.
9. Досифей. Житие Зосимы и Савватия Соловецких.
10. Досифей. Географическое, историческое и статистическое описание ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря. Ч.1-2. М., 1836. – 446 с.
11. Елеазар. Житие и подвизи преподобного отца нашего Елеазара и о зачатии жития его на Анзерском острове, и о устранении скита, и о владениях его, и о прочем. 1638.
12. Источники истории города Вологды и Волгоградской губернии: Список с писцовой книги города Вологды, сделанный в 1629 г. Вологда. 1904.
13. Краткая история ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря. Тип. М.И. Акинфеева и И.В. Леонтьва, СПб. 1899. – 92 с.
14. Летопись Голгофе-Распятского скита ГПБ. Соловецкое собрание. 1835. – 157 с.
15. Летописец Соловецкий. XVIII в. Рук. ОР НБРК. – 87 с.
16. Материалы по истории Кареллии XII-XVIII вв. 1890. – 243 с.
17. Мелетий, архимадрит. Историческое описание ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря. М., 1881. – 312 с.
18. Павел Алеппский (архидиакон). Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века. Описание его сыном архидиаконом Павлом Алеппским. Перевод с араб. Г.А. Муркоса. – М. 1897. – 202 с.
19. Порфирьев И.Л. Описание рукописей Соловецкого монастыря. Казань. 1881. – 827 с.
20. Православный собеседник. Ч.1. 1860. – 645 с.
21. Православный собеседник. Ч.2. 1859. – 520 с.
22. Приказ по ГУЛАГу ОГПУ № 141 от 15.09.1933 г.
23. РГАСПИ Ф. 17.
24. Рукопись Жития митрополита Филиппа. ГПБ. Соловецкое собр. № 191. XVII в. – 146 с.
25. Соловецкий патерик. Репр. с изд. 1906. М., 1991. – 207 с.
26. Соловецкие острова. № 4. – Ежемес. журнал: Орган Упр. Соловецкими лагерями особого назхначения ОГПУ. 1926. Апрель. – 153 с.
27. Троицкий патерик. Репр. 1896. М., 1992. – 368 с.
28. ЦА ФСБ. Коллекция документов.
29. www.solovki-monastyr.ru
Литература:
1. Барсов Е. Новые материалы для истории русского старообрядчества XVII-XVIII вв. 1890. – 243 с.
2. Барсуков Н.А. Соловецкое восстание. (1668-1676). Петрозаводск. 1954. – 68 с.
3. Богуславский Г.А. Острова Соловецкие. Архангельск. 1978. - 163 с.
4. Борисов А.М. Хозяйство Соловецкого монастыря и борьба крестьян с северными монастырями в XV-XVII вв. Петрозаводск. 1966. – 284 с.
5. Буров В.А., Скопин В.В. О времени строительства крепости Соловецкого монастыря и ее зодчем Трифоне// Памятники архитектуры и монументального искусства. М., 1985. – 248 с.
6. Виноградов Н. Соловецкие лабиринты. Их происхождение и место в ряду однородных доисторических памятников. 1927. – 176 с., 7 л. ил.
7. Волоков О. Погружение во тьму. М., 1992. – 429 с.
8. Герасимов Ю.Н., Рабинович В.И. Зодчество и православие. М., 1986 . – 63 с.
9. Дмитриева Р.П. Сказание о князьях Владимировых. М.; Л., 1955. – 215 с.
10. Домашнев А.Д., Дроздова Т.Н. Северное чудо – Соловецкая крепость. М., 1985. – 120 с.
11. История первоклассного ставропигиального Соловецкого монастыря. Репр. с изд. 1899. – М., 2004. – 225 с.
12. Корецкий В.И. Соловецкий летописец конца XVI века// Летописи и хроники. М., 1984. – 243 с.
13. Летопись занятий Археографической комиссии за 1923 – 1925 годы. Вып.33. Л., 1926 – 362 с.
14. Лихачев Д. Раздумья о России. – Спб., 1999. – 654 с.
15. Лихачев Д. Забытый сербский писатель первой половины XVI века Аникита Лев Филолог, 1970. – 219 с.
16. Минеева С.В. Житие и чудеса преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев . Курган. 1995. – 292 с.
17. Михайлов А. Журнал. Кремли и крепости земли русской. Соловки. Выпуск 20. 2021. – 32 с.
18. Савич А.А. Соловецкая вотчина XV-XVII вв. (Опыт изучение хозяйства и социальных отношений на крайнем Русском Севере в Древней Руси). Пермь. 1927. – 280 с.
19. Севастьянова С.К. Преподобный Елеазар, основатель Свято-Троицкого Анзерского скита. СПб., 2001. – 447 с.
20. Скопин В.В. Иконописцы на Соловках в XVI – середине XVII в.// Древнерусское искусство. Художественные памятники Русского Севера. М., 1989. – 309 с.
21. Столяров В.П. По следам новомучеников Соловецких// Соловецкое море № 4. 2005. Архангельск-Москва: ТСМ. – 263 с.
22. Сырцов И.Л. Возмущение соловецких монахов-старообрядцев в XVII в. Кострома, 1889. – 427 с.
23. Умнягин В. воспоминания Соловецких узников. Том.1./ Соловки, 2013. -774 с.
24. Умнягин В. Сначала на Соловках – потом в России. Интернет журнал. 2006.// pravoslavie.ru
25. Федотов Г.П. Святой Филипп, митрополит Московский. М., 1991. – 128 с.
26. Чумичева О.В. Соловецкое восстание 1667-1676 гг. 2-е изд., испр. и доп.. М.: ОГИ, 2009.
Весной 1611 года А. Стюарт с отрядом примерно в 1500 человек двинулся в поход, но вскоре повернул обратно из-за распутицы и враждебного отношения местного населения. Летом Стюарт совершил второй поход. На этот раз воины на лодках прошли по реке Кемь и высадились на кузовах – архипелаге примерно в 30 км к западу от Соловецкого монастыря. Однако штурмовать укрепленную обитель Стюарт не решился.
Весенне-летнее нашествие шведских войск на Поморье побудило руководство Соловецкого монастыря обратиться за помощью к «Совету всея земля», как называли представительный властный орган, созданный при ополчении Минина и Пожарского. Совет отправил на север воеводу Максима Лихарёва с воинским отрядом, которым было предписано укрепиться в Сумском остроге.
В 1613 году, когда русским царем стал Михаил Романов, Делагарди получил на севере неожиданных союзников. После того как польские отряды были изгнаны из Москвы, один из отрядов изъявил желание перейти на сторону шведов. Основу этого воинства составляли «черкасы» (украинские казаки). Командовали отрядом «полковники» Барышполец и Сидорка. Осенью 1613 года «черкасы» и «литовские люди» достигли Сумского острога и осадили его. Воины Барышпольца обстреливали острог из пушек, но сломить сопротивление защитников не смогли. Более того, войско под командованием царских воевод атаковало и разбило врага.