Особенности сформированности пространственных представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития

Цель исследования: изучить особенности пространственно-временных представлений у детей старшего дошкольного возраста, разработать и апробировать программу по формированию пространственно-временных представлений у старших дошкольников с с задержкой психического развития
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
10.09.2022
Объем файла
2359 Кб
Количество страниц
41
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2560 руб.
3200 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Как известно на сегодняшний день у детей с задержкой психического развития возникают проблемы сформированности пространственных представлений - этому может послужить множество факторов.
Знания о пространственных представлениях имеют огромное значение в развитии дошкольников. Такие представления помогают развитию речи, увеличивая словарный запас ребенка - это ведёт к непосредственному развитию мышления, а также различных видов деятельности, таких как: игровая, трудовая, изобразительная, конструктивная. Ориентируясь на собственном теле, ребёнок учится выделять части тела как анатомические единицы. Пространственные представления помогают развивать кругозор ребёнка, что позволяется уже ориентироваться на улице во время прогулки. Также знания пространственных представлений на плоскости (листе бумаги) готовит ребёнка к школе.
Проблему сформированности пространственных представлений у дошкольников с задержкой психического развития не многие учёные, но можно выделить несколько мнений таких учёных как Л.Б. Баряевой, И.М. Бгажниковой, С.А. Игумнова, Я.П. Коломинского, В.В. Мыслюка, Е.А. Панько, А.А. Реана, И.В. Чумаковой, С.Г. Шевченко. У детей с задержкой психического развития пространственные представления часто недостаточны, поэтому целенаправленное их формирование является одним из приоритетных задач коррекции познавательного развития дошкольников с задержкой психического развития. Л.Б. Баряева объясняет это тем, что у детей с нормативным развитием в раннем возрасте пространственные представления и восприятия связаны с выполнением предметных действий, а также в это же время возникает необходимость учитывать свойства одних предметов по отношению к другим, их положения, в пространстве опираясь 
при этом в основном на ощущения, которые они получается от своих органов чувств, что довольно затруднительно для дошкольников имеющих задержку психического развития.

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМАТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ  С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

1.1. Пространственные представления как область образовательной деятельности и развития с детьми дошкольного возраста 6

1.2. Особенности сформированности пространственных

представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития 10

1.3.    Подходы к коррекции пространственных представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития 13

Глава 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ  С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 

2.1 Организация и методика обследования пространственных

представлений у старших дошкольников 23

2.2. Количественный и качественный анализ результатов констатирующего эксперимента по выявлению особенностей

сформированности пространственных представлений у старшего дошкольного с задержкой психического развития 32

2.3. Программа коррекционной работы по формированию пространственных представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития 41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 51

ПРИЛОЖЕНИЯ 57

Список использоваемой литературы
1 Аббасов М.Г. Состояние некоторых навыков пространственной
ориентировки у младших умственно отсталых школьников //
Дефектология. — 1977, №1. — С. 38- 42
2 Ананьев Б., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у
детей. - М., 1964
3 Ананьев Б.Г. Формирование и восприятие пространства и
пространственных представлений у детей / Отв. ред. Б.Г. Ананьев
М.:1956. – 222 с.
4 Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у
детей. М.: Просвещение, 2007 – 304 с.
5 Бененсон Е. П., Волянова Е. В. Математика для малышей. М., 2009 –
112 с.
6 Брёзе Б. Активизация ослаблением интеллекта при обучении во
вспомогательных школах / Б Брёзе. - М.: Медицина, 1981 - 240 с.
7 Венгер Л. А., Мухина Г. С. Психология. М.: Просвещение, 1988 – 336с.
8 Веракса Н.Е. Формирование единых временно-пространственных
представлений/Дошкольное воспитание. 1976 – №5. – С.13.
9 Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе
ознакомления с природой. М.: Просвещение, 2010 – 133 с.
10.Вовчик-Блакитная М.В. Развитие пространственного различения в
дошкольном возрасте. //Проблемы восприятия пространства и
пространственных представлений. Под ред. Ломова Б.Ф. М.: «Известия
АПН РСФСР», 1961 – 200 с.
11.Выготский Л.С. // Сборник трудов. В 6 т. Т 4 - М.: Педагогика, 1983
12.Гаврилушкина О.П. Особенности формирования изобретательной
деятельности умственно отсталых детей дошкольного возраста:
Автореф. дис... канд. пед. наук: 104373.— М., 1976.— 18 с.
13.Галкина О.И. Формирование восприятия пространства и пространственных представлений у детей: Известия ЛИИ сфс. — М., 1956 – 223 с.
14.Гальперин П. Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания Издательство: М., Директ-Медиа, 2008 – 223 c.
15.Головина Т.Н. Развитие пространственного анализа у умственно
отсталых детей и некоторые пути коррекции его недостатков // Психологические проблемы коррекционной работы во вспомогательной школе / Под ред. Ж.И. Шиф, В.Г. Пет ровой, Т.Н. Головиной. — М.: Педагогика, 1980.— С. 95-122.
16.Грошенков И.А. Изобразительная деятельность во вспомогательной
школе. — М.: Просвещение, 1982.— С. 49-57.
17.Гураш Л. Раннее детство: специфика, особенности // Л. Гураш //
Дошкольное воспитание. - 2002 - № 1 - С. 24
18.Дунаева З.М. Формирование пространственных представлений у детей
с задержкой психического развития / / Дефектология. — 1980.— № 4.
— С. 27—35.
19.Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. М.: ТК
Велби, Изд-во Проспект, 2011 – 560 с.
20.Ерофеева Т. И. Математика для дошкольников. М.: Просвещение, 2012
– 175 с.
21.Задержка психического развития: Вопросы дифференциации и
диагностики /Л.И. Переслений //Вопросы психологии. -2009 -№ 1- С.34.
22.Ибаньес Р. Т. Формирование пространственной ориентировки у
умственно отсталых дошкольников: Дис ... канд. пед. наук:
04910008979.— М.— 1991. — 165 с.
23.История методики развития элементарных математических представлений// Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников: Хрестоматия в 6 частях. Ч. I и II Составители: З. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая. СПб., 2009 – 136 с.
24.Кассал Л.Н. Особенности формирования пространственных представлений у умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста: Д и с . . . канд. пед. наук: 04900010462.— М., 1990.— 191 с.
25.Лаврентьева Т. В. Формирование способностей к наглядному моделированию при ознакомлении с пространственными отношениями// Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. М.: Педагогика, 2012 – 50 с.
26.Лебедева О. История веселого квадратика/Дошкольное воспитание,
2009 – №4. – С. 67
27.Леушина А. М. Формирование элементарных математических
представлений у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение,
2008 – 368 с.
28.Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной
речи: Формирование представлений о пространстве и времени:
Методическое пособие Н.Ю. Горбачевская СПб.: "Речь", 2006
29.Люблинская А.А. Детская психология // Г.А. Люблинская. - М.:
Высшая школа, 1974 - 355 с.
30.Люблинская А.А. Особенности освоения пространства детьми
дошкольного возраста // Формирование восприятия пространства и
пространственных представлен у детей: сб. ст. // Под ред. Ананьева
Б.Г. - М. Известия АПН РСФСР, 1956 - Вып. 86 - 223 с.
31.Макоедова Г.В. Формирование пространственно-временных представлений у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
(в условиях Северо-Востока России) / Г.В. Макоедова. – М., 2005 – 205 с.
32.Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с
проблемами в развитии / И.И. Мамайчук. - СПб.: Речь, 2010 - 400 с.
33.Мерсиянова Г.Н. Выполнение практических заданий учащимися во
вспомогательной школе. — К.: Рад. шк., 1985.— 104 с.
34.Методика формирования пространственных представлений у детей
дошкольного и младшего школьного возраста. Практическое пособие/
Под ред. Н.Я. Семаго - М., Айрс-пресс, 2007
35.Мирский С.Л. Особенности профессионального обучения во
вспомогательной школе. — М.: Просвещение, 1966.— 104 с.
36.Мусейибова Т. А. Развитие пространственных ориентировок у детей
дошкольного возраста. Кандидатская диссертация ЛГПИ им. Герцена,
1964 – 414 с.
37.Мухина В. С. Детская психология. М., 2012 – 352 с.
38.Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития,
детство, отрочество: учеб для студ. вузов // В.С. Мухина - 3-е изд.,
Стереотип. - М.: Изд. центр «Академия», 1998 - 456 с.
39.Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления. М., 1972 – 153 с.
40.Общая психология. Словарь / Под. ред. А.В. Петровского
//Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести
томах /Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. —
М.: ПЕР СЭ, 2011 — 251 с.
41.Организация и содержание деятельности психолога специального
образования/ Под ред. М.М.Семаго, Н.Я.Семаго - М., Аркти, 2005
42.Павлова, Т.А. Развитие пространственного ориентирования у
дошкольников и младших школьников / Т. А. Павлова. - М.: Шк. пресса, 2004 - 60 с.
43.Пинский Б. И. Психологические особенности деятельности умственно
отсталых школьников. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.— 320 с.
44.Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы
психолога/ Под ред. М.М.Семаго, Н.Я.Семаго - М., 2000
45.Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений/Под ред. Б. Г. Ананьева. М., 2003 – 200 с.
46.Пространственные представления в речи. Демонстрационный
материал/ Под ред. Н.Я.Семаго - М., Айрис-пресс, 2006
47.Пространство языка (лингвистическое пространство). Демонстрационный материал// Под ред. Н.Я.Семаго - М., Айрис-пресс, 2006
48.Психологическое изучение и некоторые виды коррекции недоразвития
пространственной функции у детей с задержкой психического развития
// Проблемы диагностики задержки психического развития/ Под. ред.
З.М.Дунаева - М.: Педагогика, 1985
49.Развивающие математические игры-занятия в ДОУ. Авт.-сост. Стасова
Л, П, - Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2008 – 108 с.
50.Семаго Н.Я. Формирование пространственных представлений у детей.
Дошкольный и младший школьный возраст: Методическое пособие и
комплект демонстрационных материалов. – М., 2005 – 96 с.
51.Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической
и коррекционной работы психолога. - М.: АРКТИ, 2000.- 208 с.
52.Семенович А.В., Умрихин С.А. Пространственные представления при
отклоняющемся развитии. - М., 1998
53.Серомаха Н.Е. Коррекция поведения умственно отсталых детей
младшего школьного возраста в ситуациях фрустрации: Автореф дис
канд. психол. наук: спец. 19.00.08 "Специальная психология" / Н.Е.
Серомаха. - М.,2012. - 19 с.
54.Сеченов И.М. Избр. Философ. и психол. произведения. М.:
Госполитиздат, 1947 – 580 с.
55.Синев В.Н. Психология умственно отсталого ребенка: учебник / В.Н.
Синев, М.П. Матвеева, А.П. Хохлина. - М.: Знание, 2008 - 359 с.
56.Современные подходы к формированию пространственных представлений у детей, как основы компенсации трудностей освоения программы начальной школы. // Дефектология. №1/ Под ред. Н.Я.Семаго - М.: Школа-пресс, 2000
57.Степаненкова Э.Я. К вопросу о формировании пространственных
ориентировок у детей 5 - 6 лет в подвижных играх и упражнениях. //
Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников: Хрестоматия в 6 частях. Ч. IV-VI. - СПб., 2010 – 140 с.
58.Степаненкова Э.Я. Развитие пространственной ориентировки/Дошкольное воспитание, 1977 – №6. – С. 51
59.Схема нейропсихологического обследования детей / Под ред. Семенович А.В. - М.: МГПУ, 1998
60.Уманская Н.М. Изучение пространственных представлений у детей-олигофренов старшего дошкольного возраста // Вопросы дефектологии: Респ. метод. с б. - 1971 -Вып. 6 - С 3 0 - 8 марта.
61.Формирование пространственных представлений у детей с задержкой
психического развития/ Под. ред. З.М.Дунаева - М.: Советский спорт,
2006
62.Формирование элементарных математических представлений у
дошкольников. /Под ред. А.А. Столяра. — М.: Просвещение, 1988 – 303 с.
63.Хохлина А.П. Л. Выготский о развитии умственно отсталых детей /
А.П. Хохлина; под ред. М.П. Матвеевой, С.П. Мироновой // Специальная психология: тексты. Ч. II в. - Каменец-Подольский, 2001 - С. 99-101
64.Шахманова, А.Ш. Воспитание детей-сирот дошкольного возраста / под
ред. С.А. Козловой. - М.: «Академия», 2005 - 192 с.

 

Практика формирования пространственных представлений показывает, что эффективен индуктивно-дедуктивный метод введения представлений и понятий, которые от отдельных фактов переходят к общему определению, а затем снова осознают отдельные факты [4]. 
Целый ряд представлений и понятий в работе с дошкольниками вводится с помощью наглядности. Наглядность способствует образованию понятных и точных образов восприятия и представления, что облегчает переход от восприятия конкретных предметов к восприятию отвлеченных понятий. Положительное влияние наглядного материала определяется рядом условий: правильное сочетание слова воспитателя и наглядности, учет возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников, обучение детей видеть наглядный материал. 
Из-за неумения дошкольников выделить главное, возникающие у ребенка представления могут вести в сторону от главной цели, тормозить обнаружение абстрактной зависимости между понятиями. Поэтому важно научить детей воспринимать средства наглядности, указывая на то, что в данном материале нужно выделить, сравнить, мысленно превратить, также важно научить ребенка обобщенным средствам анализа и преобразования пространственных проблемных ситуаций. Овладение алгоритмами этих мыслительных действий позволит ребенку осознанно относиться к цели и условию задачи, понимать общую логику преобразования пространственного объекта [16].
С точки зрения психологических предпосылок, обеспечивающих надлежащие условия для удачного формирования пространственного представления, важное значение имеет предыдущий опыт дошкольников, как жизненный, так и полученный во время нахождения в образовательной организации.