Профилактика конфликтного поведения учащихся колледжа во внеучебной деятельности
ВВЕДЕНИЕ
В современной науке проблема межличностного общения достаточно прочно вошла в ряд актуальных и востребованных практикой исследований.
Общение представляется непременным атрибутом, условием осуществления любой совместной деятельности. Кроме этого, оно само является деятельностью, которая обеспечивает современному человеку оптимальное вхождение в социум, удовлетворение его потребности в принятии, защите, поддержке и т.п. Однако взаимодействие в большинстве ситуаций сопряжено с определенной вероятностью столкновения интересов партнеров и тогда появляется вероятность конфликтного поведения сторон.
Период становления гражданского общества в нашей стране складывается в условиях обострения социальных противоречий, роста нестабильности и напряженности общественных процессов, характеризуется повышенной конфликтностью межличностных отношений. Нестабильная социальная обстановка придает особый драматизм и остроту кризису подросткового возраста.
Специфика сегодняшней общественной
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
1.1 Сущность и содержание понятия конфликтного поведения в психолого-педагогических исследованиях 8
1.2 Кейс-метод и его возможности в профилактике конфликтного поведения учащихся колледжа во внеучебной деятельности 16
1.3 Теоретический анализ психолого-педагогических условий профилактики конфликтного поведения учащихся во внеучебной деятельности 29
Выводы по 1 главе 38
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПРОФИЛАКТИКИ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 40
2.1 Цели, задачи, методы экспериментального исследования 40
2.2 Содержание и психолого-педагогические условия профилактики конфликтного поведения учащихся колледжа во внеучебной деятельности 45
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментального исследования по профилактике конфликтного поведения учащихся колледжа 53
Выводы по 2 главе 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ 79
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология : учебное пособие для обучающихся вузов / Г. С. Абарамова. – Текст : непосредственный. – М. : Академический Проект, 2009. – 672 с.
2. Агеев, В. С. Психология межгрупповых отношений / В. С. Агеев. – Текст : непосредственный. – М. : МГУ, 1993 – 144 с.
3. Азаев, В. А. Конфликтность как психологический феномен и педагогическая проблема инклюзивного образования / В. А. Азаев, Е. Н. Буслаева. – Текст : непосредственный // European research. – 2015 - № 9 (10) – С. 10-14.
4. Андреев, В. И. Основы педагогической конфликтологии / В. И. Андреев. – Текст : непосредственный. – М. : Просвещение, 2005. – 267 с.
5. Анн, Л. Ф. Психологический тренинг с подростками / Л. Ф. Анн. – Текст : непосредственный. – СПб. : Питер, 2007. – 271 с.
6. Антипин, В. Б. Агрессивность современной молодежи как психолого-педагогическая проблема общества / В. Б. Антипин, Е. В. Герман – Текст : непосредственный // Омский научный вестник. – 2018. – № 5 (122). – С. 160-162.
7. Анцупов, А. Я. Конфликтология: теория, история, библиография / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. – Текст : непосредственный. – М. : Просвещение, 2010. – 378 с.
8. Березин, С. В. Психологическая коррекция в условиях межличностного конфликта подростков / С. В. Березин. – Текст : непосредственный. – Самара : БАХРАХ-М, 2003. – 124 с.
9. Бодалев, А. А. Общая психодиагностика / А. А. Бодалев. – Текст : непосредственный. – СПб : Речь, 2011 – 470 с.
10. Бурно, М. Е. Терапия творческим самовыражением / М. Е. Бурно. – Текст : непосредственный. – М. : Деловая книга, 2016. – 478 с.
2) субъективизация восприятия объекта противоречия;
3) низкий уровень личностной толерантности;
4) пассивность перед лицом противоречий [6].
При помощи психодиагностических методов, психолог может выявить уровень конфликтности подростков, узнать какие стратегии поведения они выбирают в конфликтных ситуациях, часто ли идут на компромисс, их отношение к конфликту вообще. С помощью методик, выявляющих уровни конфликтности подростков, психолог определяет, у кого из них возникают проблемы конфликтного поведения и кто, в связи с этим, нуждается в помощи специалиста.
В тех случаях, когда диагностика показывает высокий уровень конфликтности подростков, психолог проводит работу по ее коррекции. Проведение психо-коррекционной работы с подростками, по мнению Матафоновой С. И., расширяет сферу коммуникативных навыков, способствует улучшению эмоционального состояния, овладению навыками конструктивно-позитивны