Особенности формирования представлений о природе родного края у детей старшего дошкольного возраста в процессе наблюдений
Введение
Значение природы в жизни людей велико и многообразно. Природа – источник материальных и культурных благ человека.
Природа родного края — это явления природы, живая и неживая природа, за которыми наблюдает ребенок; в процессе ежедневных наблюдений и исследовательской деятельности у детей формируется «образ природы» [20].
Сформировать осознанно правильное отношение дошкольников к природе родного края, ее явлениям и объектам можно только на примерах, которые они наблюдают повседневно, то есть дети могут полюбить и научиться беречь лишь то, что их непосредственно окружает [9].
Особое внимание нужно уделять наблюдению с детьми за явлениями природы, магической неброской красоте природы родного края. Однако без помощи взрослых дошкольники не смогут подчеркнуть для себя красоту снежных просторов, очарование цветущих насаждений, магическую силу природы, им трудно выделить характерные черты действительности без постороннего наставничества [3].
Познание природы, проникнов
Оглавление
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1.Теоретические основы формирования представлений о природе родного края у старших дошкольников в процессе наблюдений……………...7
1.1.Формирование представлений о природе у детей дошкольного возраста в онтогенезе…………………………………………………………………………7
1.2.Методические аспекты формирования представлений о природе родного края у старших дошкольников………………………………………………….14
1.3.Наблюдение, как основной метод формирования представлений о природе родного края у старших дошкольников……………………………...22
Выводы по главе 1……………………………………………………………….30
Глава 2. Эмпирическое исследование формирования представлений о природе родного края у старших дошкольников в процессе наблюдений…..32
2.1. Выявление уровня сформированности представлений у детей старшего дошкольного возраста о природе родного края ………………………………32
2.2. Подбор и апробация серии наблюдений, направленных на формирование представлений о родной природе у детей старшего дошкольного возраста...39
2.3. Сравнительный анализ результатов проведенного исследования ………45
Выводы по главе 2……………………………………………………………….48
Заключение ………………………………………………………………………50
Список использованных источников и литературы …………………………..53
Список использованных источников и литературы
1. Аветисян Л. Наблюдение, как метод ознакомления дошкольников с природой // Дошкольное воспитание. – 1986 - №1. – с. – 10-12.
2. Азарова Т.И. Развитие познавательной активности детей в разных видах деятельности: Веб-сайт. – Режим доступа: http//mdou9nikel.ucoz.org, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
3. Вавринюк О.Н. Тенденция познавательного развития детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с родным краем / О.Н. Вавринюк – Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. – 2017. - №2 (8). – с. – 13-16.
4. Васильева А.И. Учите детей любить природу. – Минск.: Народная асвета, 1972.
5. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой: Учебник для учащихся педагогических училищ по специальности № 2002 «Дошкольное воспитание» и № 2010 «Воспитание в дошкольных учреждения». – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1980. – 272с.
6. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. Пособие для воспитателя дет.сада. М., «Просвещение», 1988.
7. Годовикова Д.Б. Формирование познавательной активности / Д.Б. Годовикова // Дошкольное воспитание. – 2016 - №1. – с. 28-32.
8. Гуз А.А. Взаимодействие дошкольного учреждения образования и семьи: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования / А.А.Гуз. – 2-е изд. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2008. – 191 с.
9. Дети, взрослые и мир вокруг. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А., М: Просвещение, 2013 – 128 с.
10. Диагностический материал по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса.
11. Захарчук А.Л. Методические особенности формирования представлений о малой Родине у старших дошкольников/ А.Л. Захарчук. – Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. – 2015. - №2 (2) – с. 25-27.
12. Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим / Т. Зенина // Дошкольное воспитание. – 2003. - №7. – с. 31-37.
13. Зерщикова Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим / Т. Зерщикова, Т. Ярошевич // Дошкольное воспитание – 2005. - №7. – с. 3-9.
14. Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных / Е.И. Золотова. – М.: Просвещение, 1988. – 56 с.
15. Золотова Е.И. Знакомим старших дошкольников с миром растений / Е.И. Золотова. – М.: Просвещение, 1991.
16. Зюзгина Л.А. Приобщаем ребенка к природе / Л.А. Зюзгина // Управление ДОУ. – 2005. - №8. – с. 63-65.
17. Игнаткина Л.С. Формирование у дошкольников представлений о росте и развитии животных / Л.С. Игнаткина // авт.реф.дис.
18. Каменева Л.А. Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей детского сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1983. –207 с.
19. Книги о природе для детей. Веб-сайт. – Режим доступа: https // mybook.ru, свободный. – Загл. с экрана. – Яз.рус.
20. Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром / С.А. Козлова. – М., 2008.
21. Лучич М.В. Детям о природе: книга для воспитателей детского сада / М.В. Лучич. – 2-е изд., дораб. – Москва, 1989. – 143 с.
22. Мазурина А.Ф. Наблюдение и труд детей в природе. – М.: Просвещение, 2011. – 206 с.
23. Николаева С.Н. Общение с природой начинается с детства. – Пермь, 1992.
24. Песталоцци И.Г. О роли природы в воспитании детей. Веб-сайт. – Режим доступа: https // educ.wikireading.ru, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
25. Родной край. Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф. – М.: Просвещение, 1985. – с. 56-70.
26. Саморукова Г.Г. Как знакомить дошкольников с природой? - М.: Просвещение, 1978.
27. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Подготовительная к школе группа. – М.: Мозаика – Синтез, 2017. – 112 с.
28. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1979.
29. Сухомлинский В.А. Цитаты о воспитании детей. Веб-сайт. – Режим доступа: https // aromschastay.ru / suxomlinski-citaty, свободный. – Загл. с экрана. – Яз.рус.
30. Ушинский К.Д. Известные высказывания. Веб-сайт. – Режим доступа: https // citanica.ru, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
31. Формирование представлений о природе родного края у детей старшего дошкольного возраста. Панкратова Н.А., Градусова Л.В. // Международный студенческий научный вестник. – 2015. - №5 – 3.
32. Хайдурова И.А. Особенности знаний детей старшего дошкольного возраста о взаимодействии растений / И.А. Хайдурова // Формирование системных знаний и умений у детей дошкольного возраста. М.: 1997, с. 43-48.
Продолжать учить сравнивать насекомых по способу передвижения (летают, прыгают, ползают), называть характерные звуки, которые они издают (жужжит, стрекочет). Познакомить с циклом развития бабочки (откладывает яйца на растениях, из них появляются гусеницы, из гусеницы – куколки, из куколок – бабочки). На основе анализа строения тела различных насекомых формировать обобщенное понятие – «насекомые» (тело разделяется на три раздела: голову, грудь, брюшко; ног, как правило, три пары; у большинства взрослых насекомых есть крылья), знакомить с особенностями питания различных насекомых; рассказать, что муравьи и пчелы живут большими семьями (муравьи в лесу строят муравейники, а пчелы в дуплах – гнезда, человек делает для пчел ульи). Объяснить, что насекомые – самая многочисленная группа животного мира. Насекомыми питаются другие животные [17].
Рассказать детям, что многие