Индивидуальный подход в обучении младших школьников, испытывающих трудности в учении
ВВЕДЕНИЕ
В современном динамически развивающемся мире растет потребность в активных, творческих личностях, способных к принятию быстрых и нестандартных решений. Фундамент развития всесторонне развитой личности закладывается школой, в ходе учебно-воспитательного процесса. В последние годы современное образование претерпевает изменения разного характера. Изменилось не только содержание учебного процесса, но и введены новые формы и способы подачи учебной информации, направленные на повышение активности обучения и усиление мыслительной деятельности школьников. Зачастую большое количество заданий может вызывать много напряжения у младшего школьника, неспособность с чем то справиться быстро ставит его в ситуацию стресса, при которой снижается уровень его активности и как следствие появляется неуспеваемость.
На наш взгляд актуальностью данной работы является проблема учёта индивидуальных особенностей учащихся. В практике процесс обучения в основном ориентируется на средний уровень обуче
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ И ФАКТОРЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА ТРУДНОСТИ ОБУЧЕНИЯ……………………………………………………………………. 5
1.1 Индивидуальные особенности восприятия и усвоения информация в младшем школьном возрасте…………………………………………………. 5
1.2 Сущность индивидуального подхода в профилактики неуспеваемости у младших школьников………………………………………………………. 10
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИИ ТРУДНОСТЕЙ ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА…………………………………………... 16
2.1 Диагностические методики определения трудностей в обучении…….. 16
2.2 Методические рекомендации по коррекции трудностей в обучении в рамках индивидуального подхода……………………………………………. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. 25
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………. 27
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………. 28
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Выготский Л.С. Психология развития ребенка, издательство смысл 2017;
2. Локалова Н. П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика. - СПб, 2009.
3. Локалова Н.П 120 уроков психологического развития младших школьников (Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов) - М.: «Ось-89», 2016.
4. Безруких М. М., Дубровинская Н. В., Фарбер Д. А. Психофизиология ребенка: учеб. пособие. -- М., 2015.
5. Рабунский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. М.: Педагогика. - 1975.
6. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань, 2000.
7. Макаренко А.С «Общение с трудными детьми» Редактор: Плигина Я. Н. Издательство: АСТ, 2015 г.
8. Гуревич М.Г. Индивидуально-психологические особенности школьников / М.Г. Гуревич. – М., 2017.
9. Подласый И.П. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / И.П. Подласый. – М., 2011.
10. Джоан Д., «Эмоциональный интеллект ребенка» - 2012.
11. Януш К., «Оставьте меня детям… Педагогические записи» - 2011.
12. Паншина В.М., Занятия в группе продленного дня, 1-4 классы, 2012.
13. Калинина О.Б., Обучающие комплексные работы, 2 класс, 2014.
14. Перекатьева О.В., Подгорная С.Н., Современная работа с родителями в начальной школе, 2005.
15. Калинина О.Б., Обучающие комплексные работы, 3 класс, 2013
Дубровинская Н. В., Фарбер Д. А., Безруких М. М. под школьными трудностями имеют в виду весь комплекс школьных проблем, которые могут возникать у ребенка в связи с началом систематического обучения в школе, которые, как правило, приводят к выраженному функциональному напряжению, ухудшению здоровья, нарушению социально-психологической адаптации, а также к снижению успеваемости обучения. [2, с.89]. Школьная неуспеваемость может спровоцировать возникновение школьной дезадаптации, то есть такого состояния учащихся, при которых они не усваивают учебную программу, испытывают трудности при взаимодействии со сверстниками и учителями.
Н. П. Локалова считает, что трудности в обучении – субъективное переживание несоответствия между требованиями учебной деятельности и интеллектуальными возможностями учащегося. По ее мнению, от 15 до 40 % учащихся начальных классов испытывают различные трудности в процессе школьного обучения. Определенные трудности в у