Межличностные отношения старших школьников
ВВЕДЕНИЕ
Подростковый возраст - это самый трудный и самый сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Наиболее важным отличительным признаком этого периода являются фундаментальные изменения, происходящие в сфере самосознания подростка, которые имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления подростка как личности.
«Взаимоотношения и связанное с ними общение – неотъемлемая и очень важная составляющая жизни юных. Здесь складываются и отшлифовываются особенности их личности, поведения и деятельности. Здесь возникает сложная сетка контактов, связей, зачастую чреватых для юношей и девушек излишней напряженностью и "по вертикали" – со взрослыми, и "по горизонтали" – со сверстниками. Именно во взаимоотношениях и общении удовлетворяются очень важные и чисто человеческие потребности, чрезвычайно важные для роста всесторонней, гармонично развитой личности» [6].
Актуальность исследования. Одна из актуальных проблем совреме
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ 5
1.1. Психические особенности старшего школьного возраста. 5
1.2 Структура и значение межличностных отношений старших подростков 13
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ 16
2.1 Организация эмпирического исследования 16
2.2 Анализ и интерпретация результатов эксперимента 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Аверин, В. А. Психология детей и подростков/ В. А. Аверин. - СПб, изд-во Михайлова В. А., 2016. - 379с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект-Пресс, 2018. 376 с.
3. Асмолов, Александр Григорьевич. Личность как предмет психологического исследования [Текст] : учеб. / А. Г. Асмолов. - М. : МГУ, 2016
4. Битянова М.Р. Как измерить отношения в классе. М., 2015.
5. Бурлачук, Леонид Фокич. Психодиагностика: учеб. / Л. Ф. Бурлачук. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2017.
6. Волков, Б. С. Психология подростка/ Б. С. Волков. - Москва, Речь, 2017. - 357с.
7. Веракса, Николай Евгеньевич. Методологические основы психологии: учеб. пособие / Н. Е. Веракса. - 2-е изд., испр. - М. : Акад., 2016.
8. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: учеб. Пособие для студентов всех специальностей пед. Вузов. – М.: Педагогическое общество России, 2017г.
9. Дорфман, Л. Я. Методологические основы эмпирической психологии: от понимания к технологии: Дорфман Л. Я. - М.: Смысл, 2015
10. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах. -Минск, 2017.
11. Коломинский Я.С. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. - Минск Изд-во «Народная Асвета», 2019
12. Кон И. С. Открытие «Я». - М.: Политиздат, 2019.
13. Кондратьев М. Ю. Подросток в замкнутом круге общения. М.--Воронеж, 2016.
14. Кушаев Н.А. Юность. – М.: Педагогика, 2019
15. Михальчик Т.С., Гурьянова Е.Я. Семинарские и практические занятия, контрольные и курсовые работы по психологии. М., 2016
16. Немов Р.С. Психология В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. - М., 2019.
17. Обозов Н. Н. Межличностные отношения. - Л., 2015.
18. Общение и формирование личности школьника. / Под ред. Бодалева А.А. - М. «Педагогика», 2016.
19. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология/ Л. Ф. Обухова. - Москва, Просвещения, 2019. - 164с.
20. Психологические исследования общения. Издательство «Наука» М., 2016.
21. Словарь практического психолога/ Сост. С.Ю. Головин. - Минск: Харвест, 2016.
22. Снайдер Ди Курс выживания для подростков. Волгоград, 2016
23. Социальная психология: Учеб. пособие для студентов пед. Ин-тов/ Под ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 2016.
24. Технология формирования социальных навыков/ под ред. С. В. Березина. - Самара, 2016. - 345с.
25. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Практическое пособие для педагогов и школьных психологов. - Москва “ГЕНЕЗИС” 2015.
26. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. - М.: Просвещение, 2016.
27. Фролов, Ю. И. Психология подростка/ Ю. И. Фролов. - Москва, Российское Педагогическое Агентство, 2016. - 526с.
28. Чернышев А.С. Социально - психологические основы организованности коллектива. М., 2016.
29. Чудновский, В. Э. Становление личности и проблема смысла жизни/ В. Э. Чудновский. - Москва, МОДЭК, 2015. - 375с.
30. Яницкий, М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система/ М. С. Яницкий. - Кемерово, Кузбассвузиздат, 2016. - 204с.
6. Выбор карьеры - от интереса к уважаемым профессиям, через правильную оценку своих способностей, к выбору подходящей карьеры.
7. Проведение свободного времени - от интереса к индивидуальным играм, где можно проявить силу и выносливость, до интереса к коллективным играм; от активного участия в играх и соревнованиях к пассивному наблюдению; от интереса ко многим играм к интересу лишь к некоторым.
8. Формирование жизненной философии - от равнодушия к общественным делам к активному участию в них; от поиска удовольствия и избегания боли к послушному поведению [18]. Тенденции социального развития личности в старшем подростковом возрасте: