Риба в исламе и в дугих религиях
ВВЕДЕНИЕ
Большинству людей на земле известно, что представляет собой «ссудный процент» или «ростовщичество». В связи с этим нет большого смысла приводить его определения. В большинстве стран ростовщичество стало частью жизни людей и почти невозможно представить какого-то, кто добровольно не желает иметь с ним дело. Но все-таки такие люди есть – это соблюдающие мусульмане.
В чем же причина отказа мусульман от ссудного процента? Это запрет Всевышнего Аллаха. Верующие полностью полагаются на мудрость и всезнание Господа и верят, что Аллах не ставит запрет на что-либо просто так. Поэтому, на это повеление есть разумные причины, о некоторых из которых мы изложим в этой курсовой работе.
Сегодняшний мир всячески поощряет, а порой и настойчиво навязывает использование процентов. К сожалению некоторые мусульмане, не в состоянии устоять и поддавшись соблазну, начали разрешать риба, приводя логические, на первый взгляд, оправдания.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…...……………………………………………………………….…….3
ГЛАВА I. ОТНОШЕНИЕ К ПРОЦЕНТУ В ИСЛАМЕ, ДРУГИХ РЕЛИГИЯХ И МИРЕ ……………………………………………………………...…...…….5
1.1. Позиция Ислама. Исламские тексты о процентах ……………………………5
1.2. Риба в иудаизме, христианстве и греческой философии..................................9
1.3. От запрета к дозволенности ростовщичества ….….…….........................…..13
Выводы по главе 1………………………………………………..……………..….16
ГЛАВА II. ВРЕД, НАНОСИМЫЙ РИБА, ОБЩЕСТВУ И МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ. ИСЛАМСКОЕ РЕШЕНИЕ………………………...….……...21
2.1. Вред риба, наносимый обществу …….……...……………………..….….….21
2.2. Вред риба на международном уровне ……………………………….………23
2.3. Исламское решение ………………………………………………...…………26
Выводы по главе 2………………………..………………………………………...27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...........31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………….………………..39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бём-Баверк, Ойген фон. Капитал и процент, 1884—1889 // Избранные труды о ценности, проценте и капитале. — М.: Эксмо, 2009. — С. 247.
2. Блауг М. Теория процента Бём-Баверка // Экономическая мысль в ретроспективе = Economic Theory in Retrospect. — М.: Дело, 1994. — С. 461-483. — XVII, 627 с.
3. Вихлянцев В.П. Библейский словарь - М., «Сам Полиграфист», 2020 - 556 с.
4. Возвращаясь к истокам христианского вероучения. - [Электронный ре-сурс]. URL: https://apologetica.ru/kniga/3-13.html (дата обращения 12.02.2021).
5. Гибадуллин М.З., Вахитова Т.М. Основы исламской экономики: теория и практика хозяйствования. Учебное пособие/ М.З.Гибадуллин. – Казань: ТГГПУ, 2009. – С. 195.
6. Джамаль Ад-Дин Зарабозо. Ссудный процент и его роль в экономике и жизни. - [Электронный ресурс]. URL: https://www.islamreligion.com/ru/articles/538/viewall/ (дата обращения 15.02.2021).
7. Евангелие от Матфея. - [Электронный ресурс].URL: http://bibliya-online.ru/chitat-evangelie-ot-matfey-onlayn/ (дата обращения 21.02.2021).
8. Забаев И. В. Религия и экономика. - СПб.: Центр фундаментальной со-циологии, 2018. – С. 42.
9. Забияко А.П., Красников А.Н., Элбакян Е.С. (ред.) Энциклопедия религий. М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2008. — С. 1520.
10. Иншаков А. Учебная Библия. – М.: Verbum, 2017 г. С. 2336.
11. Исламский банкинг: история развития [Электронный ресурс]. URL: http://islam.ru/content/economica/46551 (дата обращения 03.03.2021).
12. Классическая социально-экономическая доктрина и реалии истории ислама - [Электронный ресурс]. URL: https://www.kazedu.kz/referat/72770 (дата обращения 11.03.2021).
13. Самуэльсон П. Э. Основания экономического анализа / Пер. с англ. под ред. П. А. Ватника. — СПб.: Экономическая школа, 2002. — С. 604.
14. Хаберлер Г. Процветание и депрессия: теоретический анализ цикличе-ских колебаний/ Пер. с англ. Р.Х. Хафизовой – Челябинск: Социум, 2005. – С. 476.
15. Четвертый Латеранский Собор - [Электронный ресурс]. URL: https://sv-scena.ru/Buki/Istoriya-aljjbigoyitsyev-i-ikh-vryemyeni.36.html (дата обращения 28.02.2021)
Это разъяснение легко можно опровергнуть, поскольку ссудный процент ни в какие времена не имел ничего общего с разделением выгоды. Если бы это было правдой, то тогда бы канули в лету большая часть отрицательных сторон ростовщичества. Затем в комментариях Брауна, Фоссета и Джеймсона пишется: «Ростовщичество отрицалось со строгостью, но этот запрет не возможно применять к сегодняшней практике деловых людей, дающих и берущих вполне узаконенный размер ссудного процента».
Как же так, от «строго порицаемого» ростовщичество стало неприменимым к «практике современных деловых людей»? Такой резкое изменение не имеет логичного обоснования. Также в комментариях к стихам 19-20 (Второзаконие, 23) Браун, Фоссет и Джеймсон добавляют: «Не отдавай в рост брату своему…иноземцу отдавай в рост… Иудеи проживали в обычном обществе, в связи с этим призывали давать в долг друг другу по-свойски, не ж