Организация контроля и оценки знаний по предмету окружающий мир

Курсовая работа, в которой на основе анализа педагогической литературы рассмотрена сущность и содержание понятий «контроль» и «оценка знаний» по предмету «Окружающий мир»; изучена особенность организации контроля и оценки знаний по предмету "Окружающий мир".
Author image
Radik
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
08.09.2022
Объем файла
720 Кб
Количество страниц
53
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования Среди проблем, оказывающих существенное влияние на повышение эффективности и качества обучения, особое место занимают контроль и оценка знаний учащихся, являющиеся необходимой частью образовательного процесса. От того, как осуществляются проверка и оценка знаний учащихся, во многом зависит их учебная дисциплина, отношение к учёбе, формирование интереса к предмету, а также таких важнейших качеств, как самостоятельность, инициативность, трудолюбие. Этот компонент наряду с другими компонентами учебно-воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации) должен соответствовать современным требованиям общества, основным приоритетам и целям образования в первом звене школы. В настоящее время важным условием повышения эффективности учебного процесса является систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно-познавательной деятельности учащихся. 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы организации контроля и оценки знаний по предмету «Окружающий мир»…………………………………………….7
1.1 Сущность и содержание понятий "контроль и оценка знаний" по предмету «Окружающий мир"……………………………………………7
1.2 Особенности организации контроля и оценки знаний младших школьников по предмету "Окружающий мир"…………………………12
1.3 Требования к организации контроля и оценки знаний по предмету «Окружающий мир»……………………………………………………..23
Глава 2.  Опытно-экспериментальная работа по организации контроля и оценки знаний младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир»…………………………………………………………..32
2.1   Организация  и методы исследования…………………………….32
2.2   Анализ результатов опытно-экспериментальной работы……….36
Заключение…………………………………………………………………….44
Библиографический список…………………………………………………46
Приложение …………………………………………………………………….51

Библиографический список

1. Аванесов В.С. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе: Пособие для слушателей Учеб. центра Гособразования СССР / В. С. Аванесов; Моск. ин-т стали и сплавов, Исслед. центр по пробл. управления качеством подгот. специалистов при МИСИС.  М.: Изд-во МИСиС, 1989. – 37 с.

2.    Азимов Э. Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. Печатное издание – М.: Издательство ИКАР, 2009. – 112 с.       

3. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы: учеб.-метод. пособие / С.И. Архангельский. – М.: Высшая школа, 1980. 

4. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидакт. аспект / Ю.К. Бабанский. – Москва: Педагогика, 2007. - 254 с. 

5. Батурин  Н.А. Проблема оценивания и оценки в общей психологии //  Вопросы психологии / Н.А. Батурин. – М., 1988. - №2. - 16, 159 с.

6. Божович Л.И., Морозова Н.Г., Славина Л. С. Развитие мотивов учения у советских школьников // Известия АПН РСФСР. Вып. 36. 1951.

7. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1-4 классы: Методика обучения / Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 240 с. 

8. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности: (Образоват. система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова) / А.Б. Воронцов. - М.: Рассказовъ, 2002 (ГУП Коломен. тип.). - 360 с.

9. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике / А.С. Воронин. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ – 2006. - 135 с. 

10. Добротин Д.Ю. Формирование методов научного познания на уроках окружающего мира / Д. Ю. Добротин // Начальная школа. – 2016. ‒ № 1.‒32-37с.

11.     Жунусакунова А.Д. Методы контроля и оценки результатов обучения в учебном процессе / А.Д. Жунусакунова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 20.1 (124.1). — 26-29 с. 

12.    Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Педагогика и психология» и «Педагогика» / В.И. Загвязинский. - 5-е изд., / стер. - Москва: Академия, 2008. - 188 с. 

13.    Звонников В.И. Современные средства оценивания результатов обучения / В.И. Звонников. – М.: Академия, 2009. – 198с.

14.    Клепинина З. А. Методика преподавания предмета «Окружающий мир»: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / З.А. Клепинина, Г.Н. Аквилева. ‒ М.: Издательский центр «Академия», 2013.     ‒ 336 с.

15.      Кривошапова  Р.А. Функции проверки и оценки в учебном процессе / Р.А. Кривошапова, О.Ф. Селютина. Сов. педагогика. 1980. - №11-60-65 с.

16.    Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике (междисциплинарный) / Г.М.Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров // для учащихся, студентов, аспирантов, учителей и преподавателей вузов – М.: Ростов н/Д.: Март, 2005. – 447 с.

17.    Качмазова И.Л., Тебиева А.Б., Тимошкина Н.В. Методы и приемы оценивания знаний учащихся на уроках окружающего мира / И.Л. Качмазова,  А.Б. Тебиева, Н.В. Тимошкина // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 6.; URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19347 (дата обращения: 19.01.2022).

18.     Миронов А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах: Учебное пособие для студентов факультетов педагогики и методики начального образования педвузов / А.В. Миронов. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 360 с. 

19.        Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / РАН; Российский фонд культуры. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ,1995 – 286 с.

20.    Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

21.        Питинова Т.Г. Система оценивания на уроках окружающего мира / Т.Г. Питинова // Начальная школа. -2010. -№11. - 86-87 с.

22.    Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1–4 классы: Пособие для учителей общеобразовательных организаций. 2-е изд. / А.А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2014. – 205 с. 

23.       Пидкасистый П.И. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. Вузов и пед. колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество России, 1998. - 131 с.

24.   Подласый И.П. Педагогика: Учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений / И.П. Подласый. - М.; Гуманитар. изд. центр "ВЛАДОС": Просвещение, 1996. – 630 с.

25.   Самойленко Т.Г. Оценивание учебных достижений учащихся в начальной школе: опыт педагогического исследования / Т.Г. Самойленко, З.И. Смородинова, М.П. Шорохова. - Пермь: ПОИПКРО, 2003.

26.       Ушинский К.Д. «Проект правил для испытания студентов Демидовского лицея и для присуждения им разных наград». Собр.соч. – М. – Л.: АПН РСФСР, 1952 – 271 с. 

27.      Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Официальный сайт Минобразования и науки. – 6 октября 2009 г. Приказ № 286.

28.      Философский энциклопедический словарь  /  гл. ред. Л. Ф. Ильичев и др. - Москва: Сов.энциклопедия, 1983. - 839 c.

29.   Цюпка В.П.  Методика преподавания естествознания в начальных классах: учеб. пособие / В.П. Цюпка. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. - 172 с.

30.   Щукина Г.И. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся: Межвузовский сборник научных трудов / Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена Г.И. Щукина. - Ленинград: ЛГПИ, 1984. - 144 с.

31.   Якиманская И.С. Развивающее обучение / И.С. Якиманская - М.: Педагогика, 1979. - 144 с.

Многолетний опыт внедрения программнοго κοнтроля в начальных шκолах показал его преимущества. Οн позволяет повысить эффективность обучения, так как дает возможность определить уровень усвоения знаний, навыков и умений всего класса за κοрοткий промежуток времени (5-15 минут). Данная фοрма аудиторной работы аκтивизирует пοзнавательную деятельнοсть, позволяет учащимся участвовать в творческих поисκах и способствует развитию желания учиться. Учителя, рабοтающие с этим методом, в короткий срοκ могут получать картину прогресса, и оценить пробелы в знаниях κаκ οтдельного ученика, таκ и всего класса (Качмазова, 2018).
Для контроля знаний на уроκах окружающего мира также прοвοдятся и короткие проверочные работы нетрадиционного типа.