Формирование у старших дошкольников с общим недоразвитием речи слоговой структуры слова
Введение
Под понятием «слоговая структура слова» принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове. Нарушение слоговой структуры – нарушение, с которым мы, логопеды, сталкиваемся все чаще и чаще. Формирование слоговой структуры влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоение звукового анализа, письма и чтения. Слоговую структуру слова изучали многие авторы, такие как Н.С. Жукова, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, Б.М. Теплов, А.Л. Трахтеров и др.
Существует зависимость овладения слоговой структуры слова от состояния фонематического восприятия, от артикуляционных возможностей, от семантической недостаточности, а по данным последних исследований –от неречевых процессов таких как: оптико-пространственной ориентации, ритмической и динамической организации движений, и способности к серийно-последовательной обработки информации. Считается, что эти неречевые процессы являются базовыми предпосылками усвоения слоговой структуры слова.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования слоговой структуры слова у детей 7
1.1. Лингвистический аспект изучения слога и слогосложения 7
1.2. Особенности формирования слоговой структуры слова в онтогенезе 12
1.3. Особенности формирования слоговой структуры слова у детей с ОНР 16
1.4. Методический аспект проблемы формирования слоговой структуры слова у детей с ОНР (III уровень) 22
Выводы по 1 главе 27
Глава 2. Экспериментальное исследование и формирование слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР 29
2.1. Организация педагогического эксперимента 29
2.2. Выявление уровня сформированности слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР 33
2.3. Логопедическая работа по формированию слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР 38
Выводы по 2 главе 46
Заключение 47
Список использованных источников и литературы 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Агранович, З.Е. В помощь логопедам и родителям: Сборник домаш. заданий для преодоления недоразвития фонемат. стороны речи у ст. дошкольников / З.Е. Агранович. – СПб.: Детство-Пресс, 2004. – 147 c.
Агранович, З.Е. Коррекция нарушений звуко-слоговой структуры слов у детей / З.Е. Агронович // Дошкольная педагогика. – 2013. – №10. – С. 31 – 33.
Анохин, П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса / П.К. Анохин. – М.: Просвещение, 1968. – 229 с.
Бабина, Г.В. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. / Г.В. Бабина, Н.Ю. Сафонкина. – М.: Книголюб, 2005. – 96 с.
Бабина, Г.В. Альбом. Слоговая структура слова: Обследование возможностей восприятия и произнесения слов различной слоговой структуры / Г.В. Бабина, Н.Ю. Шарипова. – Парадигма, 2016. – 112 с.
Белянин, В.П. Психолингвистика. Учебник. / В.П. Белянин. – 2-е изд. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2004. – 232 с.
Большакова, С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей: Методическое пособие. / С.Е. Большакова. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 56 с.
Выготский, Л.С. Проблемы дефектологии / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1995. – 527 с.
Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи. / А.Н. Гвоздев. – М., 1961. – 471 с.
Гриншпун, Б.М. О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов / Б.М. Гриншпун // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений. В двух томах. Том 2 / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 1997. – С. 112 – 122.
Дель, С.В. Система работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР / С.В. Дель, А.П. Непокорова. – М., 2006. – 9 с.
Ермолаева, М.Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие / М.Г. Ермолаева. – 2-е изд., доп. – СПб.: Каро, 2008. – 128
В настоящее время практика логопедической работы показывает, что одна из причин возникновения у школьников данных проблем – недооценивание значения формирования слоговой структуры слов дошкольном возрасте. На первый план часто выдвигается коррекция звукопроизношения.
Изучением нарушений, а также процесса формирования слоговой структуры слов у детей с ОНР (III уровня) занимались такие известные логопеды, как В.А. Ковшиков, Р.Е. Левина, А.К. Маркова, О.С. Усанова и др. По мнению данных авторов, нарушение слоговой структуры слов является одним из диагностических показателей системного речевого нарушения.