Психолого-педагогическая деятельность по адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В настоящее время возрастает спрос родителей на образовательные услуги. Актуализируется проблема организации психолого- педагогического сопровождения адаптации ребёнка к новым социальным условиям. Также возрастает интерес родителей к специфике образовательной программы, реализуемой учреждением дошкольного образования.
Ранний возраст – время интенсивного развития всех психофизиологических процессов, свойственных человеку. Но фон развития в раннем возрасте, к сожалению, не благоприятный – в этом возрасте организм имеет повышенную ранимость и низкую сопротивляемость к заболеваниям. А каждое перенесённое заболевание, может отрицательно сказаться на общем развитии детей дошкольного возраста.
Ребенок дошкольного возраста имеет ряд специфических возрастных особенностей. Например, обостренную чувствительность к расставанию с мамой, страх всего нового. Впервые оказавшись в дошкольной образовательной организации (далее ДОО) ребенок сразу попадает в новые для
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Психолого-педагогическая характеристика адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению 7
1.1. Понятие адаптации в научной литературе 7
1.2. Особенности адаптации детей дошкольного возраста к детскому саду 12
1.3. Педагогическое сопровождение адаптации детей к дошкольной образовательной организации 20
Выводы по главе 28
2. Опытно-экспериментальная работа по адаптации детей к дошкольной образовательной организации 30
2.1. Диагностика уровня адаптации детей к дошкольной образовательной организации 30
2.2. Разработка программы для педагогов в адаптации детей к дошкольной образовательной организации 39
2.3. Оценка эффективности разработанных мероприятий в адаптации детей к дошкольной образовательной организации 45
Выводы по главе 49
Заключение 51
Список использованных источников 53
Приложения 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Айсина, Р. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Р. Айсина // Ребенок в детском саду. – 2018. – №6. – С. 46-51.
2. Алямовкая, В. Ясли – это серьезно / В. Алямовская. – М.: ЛинкаПресс, 2019. – 144 с.
3. Арнаутова, Е.П. Планируем работу ДОУ с семьей / Е.П. Арнаутова // Управление ДОУ. – 2019. - №3. – С. 31-35.
4. Балл, Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности / Г.А. Балл // Вопросы психологии. – 2019. – № 1. – С. 57-64.
5. Белкина, В.Н. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ / В.Н. Белкина. – Воронеж: Учитель, 2017. – 236 с.
6. Белова, О.Е. Циклы игровых комплексов с детьми 2-4 лет в адаптационный период по программе «От рождения до школы» / О.Е. Белова. - Волгоград: Учитель, 2018. - 154 с.
7. Бурменская, Г.В. Хрестоматия по детской психологии / Г.В. Бурменская. – М: Наука, 2016. – 856 с.
8. Ватутина, Н.Д. Ребенок поступает в детский сад / Н.Д. Ватутина. – М.: Просвещение, 2017. – 170 с.
9. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – М.: Феникс, 2019. – 1008 с.
10. Григорьева, Г.Г. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: пособие для воспитателей / Г.Г. Григорьева. – М.: Просвещение, 2017. – 80 с.
11. Давыдова, О.И. Адаптационные группы в ДОУ: методическое пособие / О.И. Давыдова. – М.: Сфера, 2019. – 128 с.
12. Данилина, Т.А. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей: пособие для практических работников ДОУ / Т.А. Данилина. – М.: Айрис-Пресс, 2019. – 112 с.
13. Доронова, Т.А. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями / Т.А. Доронова // Дошкольное воспитание. – 2018. – № 1. – С. 18-21.
14. Евстратова, Е.А. Новые формы по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и семьи / Е.А. Евстратова // Воспитание детей раннего возраста в условиях детского сада. – 2018. – № 6. - С. 56-62.
15. Заводчикова, О.Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие ДОУ и семьи / О.Г. Заводчикова. – М.: Просвещение, 2017. – 79 с.
16. Зубова, Г. Психолого-педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада / Г. Зубова // Дошкольное воспитание. – 2018. – № 7. – С. 66-77.
17. Кирюхина, Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ / Н.В. Кирюхина. – М.: Айрис-пресс, 2019. – 112 с.
18. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова. – М.: Владос, 2020. – 416 с.
19. Костина, В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста / В. Костина // Дошкольное воспитание. – 2019. – № 1. – С. 34-37.
20. Кочеткова, Н.П. Педагогика раннего возраста / Н.П. Кочеткова. – М.: Глобус, 2018. – 342 с.
21. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2018. – 992 с.
22. Леонтьев, А.Н. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / А.Н. Леонтьев. – М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 2018. – 144 с.
23. Остроухова, А. Успешная адаптация / А. Остроухова // Обруч. – 2018. – № 3. – С. 16-18.
24. Печора, К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / К.Л. Печора. – М.: Просвещение, 2017. – 214 с.
25. Погудкина, И.С. Развивающие игры, упражнения, комплексные занятия для детей раннего возраста / И. С. Погудкина. – СПб.: Питер, 2019. –
По окончании третьего этапа подводятся итоги адаптации новых групп детей в дошкольном учреждении, корректируется программа проведения адаптации на следующий год. Родители испытывают недостаток знаний и навыков для обеспечения успешного жизненного начала для своих детей. Некоторые родители испытывают трудности в организации взаимодействия с ребёнком, т.к. не знают физиологических и психологических особенностей детей раннего возраста. Они не владеют методами и приёмами взаимодействия, что, в свою очередь, вызывает трудности в формировании у детей новообразований в системе взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, необходимых для успешной социализации в современном мире. Родители детей раннего возраста так же не всегда готовы к переходу на новый уровень взаимодействия с ребёнком.
Анализ современной социальной ситуации показывает, что у родителей, имеющих детей раннего возраста, высока потребность в консультативной и направляющей помощи, квалифицированном психолого-педагогическом содействии детско-родительским взаимоотношениям и семейному воспитанию. В связи с этим в рамках деятельности учреждений дошкольного образования развивается практика открытия групп кратковременного пребывания для детей раннего возраста .
Целью организации педагогического сопровождения в адаптационный период является обеспечение психологического комфорта ребёнка, безболезненного отрыва его от матери при поступлении в учреждение дошкольного образования; создание оптимальных условий для полноценного физического и психического развития, эмоционального и социального благополучия; повышение психолого-педагогической культуры родителей.