Организация процесса подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра в условиях инклюзии
Введение
В современной специальной педагогике и психологии дети с расстройствами аутистического спектра перестают восприниматься как «необучаемые», поскольку накапливается результативный опыт их воспитания и обучения, развития и коррекции, обогащается опыт инклюзивной практики с включением детей с особенностями в развитии в условно нормированный образовательный процесс.
Впрочем, как отмечает Т.А. Бондарь [11], в настоящее время еще нельзя говорить о «нормальной» включенности с РАС в систему обучения и воспитания. Используется понятие «выключенные из образовательного процесса дети», причиной чему клинико-психолого-педагогические их характеристики а следствием – получение образования значительно ниже своих возможностей, слабая социализация, трудности взаимодействия и общения со сверстниками [11]. Вышесказанное актуализирует проблему подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра. Данная проблема слабо исследована в современной психолог
Оглавление
Введение3
Глава 1. Теоретические основы подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра в7
1.1 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра7
1.2 Особенности подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра в условиях инклюзии14
Выводы по главе 123
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию готовности к школе детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра25
2.1 Диагностика особенностей готовности к школе детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра в условиях инклюзии25
2.2 Программа подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра в условиях инклюзии34
Выводы по главе 246
Заключение53
Список используемой литературы56
ПРИЛОЖЕНИЯ
Список используемой литературы
Авсеенко, Н.В. Модель формирования готовности старших дошкольников к обучению в школе / Н.В. Авсеенко // Начальная школа плюс: до и после. – 2011. – № 8. – С. 91-95.
Азбукина, Е.Ю. Основы специальной педагогики и психологии : учебник / Е.Ю. Азбукина, Е.Н. Михайлова. – М. : ИНФРА-М, 2021. – 396 с.
Алиханова, О.Б. Комплексная диагностика готовности детей к обучению в школе : методические разработки / О.Б. Алиханова, В.И. Зотов, Т.М. Яхонтова. – Красноярск : КГПУ им. В. П. Астафьева, 2015. – 35 с.
Арцишевская, И.Л. Психологический тренинг для будущих первоклассников / И.Л. Арцишевская. – М. : ООО «Национальный книжный центр», 2013.
Бабкина, Н.В. Оценка психологической готовности детей к школе / Н.В. Бабкина. – М. : Айрис-пресс, 2006. – 142 с.
Башина, В.М. Ранняя детская шизофрения : (статика и динамика) / В.М. Башина. – М. : Медицина, 1989. – 253 с.
Боднар, Л.А. Факторы риска расстройств аутистического спектра. Обзор литературы / Л.А. Боднар, А.Н. Скрипников, Л.В. Животовская и др. // Психиатрия, психотерапия и клиническая психология. – 2021. – Т. 12. № 2. – С. 291-302.
Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб. : Питер, 2008. – 398 с.
Бойкина, М.В. Готовимся к школе. Перспектива : программа по подготовке к школе детей 5-7 лет / М.В. Бойкина. – М. : Просвещение, 2021. – 143 с.
Бондаренко, Т.Н. Особенности поведения детей с расстройствами аутистического спектра / Т.Н. Бондаренко, Л.В. Рудычева, А.С. Сивцева // Научный альманах. – 2021. – № 2-2 (76). – С. 58-60.
Бондарь, Т.А. Подготовка к школе детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы: от индивидуальных занятий к обучению в классе / Т.А. Бондарь, И.Ю. Захарова, И.С. Константинова и др. – 6-е изд. – М. : Теревинф, 2019. – 280 с.
Бумаженко, Н.И. Специфика проявления коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра / Н.И. Бумаженко, М.В. Швед // Вестник Белгородск
Родителей адекватных представлений о потенциальных возможностях ребенка и оптимизация их педагогического потенциала;
расширение знаний родителей о РАС, о психологических особенностях аутичного ребёнка, о влиянии семьи на воспитание такого ребёнка; о проблемах подготовки и поступления ребенка в школу;
содействие активному включению родителей в психолого‐педагогический и коррекционный процесс подготовки к школе, обеспечение его последовательности и согласованности;
организация взаимодействия родителей и других членов семьи ребенка.
Результатом подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра должна стать сформированная готовностью к школьному обучению – определенный комплекс параметров, который может говорить об определенной социальной и умственной зрелости ребенка, а также определенный объем умений и навыков, достаточный для начала школьного обучения. Существуют различные критерии (показатели, параметры) готовности ребенка к школ